АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
методическая разработка

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам тематического контроля

«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

 

Цель: Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

 

   В период с 20.01.2022г.- по 28.01.2022 г. старшим воспитателем проведена тематическая проверка по следующим направлениям:

  1. Изучение профессионального мастерства воспитателя.
  2. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие».
  3. Анализ создания условий в группах по речевому развитию дошкольников.
  4. Анализ взаимодействия с родителями по теме.

В ходе проверки установлено следующее:

При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют примерную образовательную программу «Мир открытий» под редакцией  Л.В. Петерсон, И.Н. Лыковой и учебно-методическое пособие В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду».

1. Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей, умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты.

В МБДОУ работают квалифицированные и компетентные педагоги, готовые создавать условия для развития речи детей.

    В рамках оценки профессиональных умений воспитателей была проанализирована организованная образовательная деятельность в различных возрастных группах. В ходе контроля было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. ООД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

    Просмотр ООД осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В 1 младшей группе занятие проводила Т.В. Коломицкая. Драматизация сказки «Теремок» с использованием настольного театра. Дети   активно проявляли интерес к драматизации, повторяли за воспитателем звукоподражания героев сказки. Во 2 младшей группе дети вместе с воспитателем выполняли артикуляционную гимнастику для язычка, речь с движением – путешествие лошадки. Нашли сундучок. Открыли с помощью пальчиковой гимнастики «Замок». Уверенно отвечают на вопросы воспитателя, рассматривают Солнышко (рисунок ), повторяют закличку  для Солнышка, читают ему стихи, поют закличку, опираясь на наглядность. Наталья Николаевна уверенно вела детей за собой. В средней группе Любовь Федоровна отправилась с детьми в путешествие на воздушных шариках. Дети показали умения отвечать на вопросы воспитателя о солнышке. Вместе с воспитателем они выучили стихотворение о нем. Занятие прошло в хорошем темпе, очень интересно. В старшей группе воспитатель с детьми решали задачи обобщения слов мебель и посуда, отличие слов стул и табурет и слов стакан и чашка. В итоге занятия задачи были не решены. Занятие  - вялотекущее, неинтересное. В ходе занятия дети давали только односложные ответы. Дети подготовительной к школе группы составляли рассказы по картинам с разворачивающимся  продолжающимся сюжетом. Рассказы были составлены детьми интересно, грамотно. Ни один рассказ не был похож на другой. Занятие прошло в хорошем темпе. Видна работа воспитателей. В группе компенсирующей направленности дети рассказывали о российской армии, о родах войск. Мальчики очень много рассказали. А девочки внимательно слушали. Воспитателем Еленой Георгиевной были подготовлены подбор тематических картинок, военной техники. По времени ООД выдержаны, в соответствии с возрастом детей, использовались знакомые физкультминутки, за исключением старшей группы: ни воспитатель, ни дети слов и движений не знали.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям программы.

Однако высказываются на ООД лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие). Исключение составляет подготовительная группа. Здесь, в основном. дети говорят полными ответами, за исключением нескольких детей.

   Структура ООД выдержана педагогами не во всех группах. Некоторые педагоги пренебрегают методикой проведения занятий. Время проведения ООД соответствует требованиям СанПиН.

2.Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к ООД, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.

Во время организованной образовательной деятельности ведется словарная работа; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; формирование связной речи и рассказывания; воспитание любви и интереса к художественному слову.

В режимных моментах организуется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме; дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; работа в книжных уголках; досуги, развлечения. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Работа с семьей: консультации: «Речь и игра рядом всегда», «Речевая готовность детей к школе», «Речь и игра – рядом всегда»; беседы: « Развитие детей младшего возраста», «Какие сказки читать детям»; папки-передвижки: «Книга – лучший друг детей»; стенды, памятки, анкетирование «Книга в жизни ребенка»; родительские собрания: «Развитие речи детей среднего возраста», «Речевое развитие ребенка».

3.Анализ созданных условий по речевому развитию дошкольников.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, вся художественная литература соответствует возрасту, полочки расположены на уровне роста детей, места пользования книгами находятся в хорошо освещенном месте, книги сопровождается яркими иллюстрациями.

Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками. В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развертывания сюжета игр. В группах созданы игровая и театрализованная зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Соблюдены правила техники безопасности. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках, не во всех группах имеются материалы о писателях, поэтах, художниках иллюстраторах.

Рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал. В книжных уголках размещать картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений.

В методическом кабинете также созданы условия для развития речи детей: методическая литература, материалы для работы с педагогами и родителями.

Однако требуется пополнение наглядных материалов: раздаточные материалы, сюжетные картины, предметные картины, серии картин.

4. Анализ взаимодействия с родителями по речевому развитию. В группах ведется работа с родителями совместно с учителем - логопедом по данной проблеме через родительские уголки, информационные папки, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные беседы. Но, все-таки, необходимо больше беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

Вывод: Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается через занятия, через режимные моменты, взаимодействие с родителями. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей на удовлетворительном уровне. Педагоги соблюдают требования программы, учитывают возрастные особенности, системность изучаемого материала.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Рекомендации:

1. Педагогам уделять большое внимание загадыванию, придумыванию загадок, что очень важно для развития речи детей.

2. Учить детей составлять распространенные предложения разных типов, развивать связную речь.

3. Побуждать малоактивных детей к высказываниям, ответам словосочетаниями (младшие группы) или предложениями (средние и старшие группы) для повышения речевой плотности ООД.

4.Применять мультимедийные презентации, что сделает ООД интересными и насыщенными.

5. Регулярный контроль со стороны воспитателей за чётким звукопроизношением ребёнка на ООД и в свободной деятельности.

6. Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков с использованием игровой формы.

7. Рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал.

8. В книжных уголках разместить картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений.

9. Пополнить наглядные материалы: раздаточные материалы, сюжетные картины, предметные картины, серии картин.

10. Беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

11. Использовать инновационные технологии в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Состояние работы по развитию речи считать удовлетворительной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_rr.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам тематического контроля

«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Цель: Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

   В период с 20.01.2022г.- по 28.01.2022 г. старшим воспитателем проведена тематическая проверка по следующим направлениям:

  1. Изучение профессионального мастерства воспитателя.
  2. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие».
  3. Анализ создания условий в группах по речевому развитию дошкольников.
  4. Анализ взаимодействия с родителями по теме.

В ходе проверки установлено следующее:

При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют примерную образовательную программу «Мир открытий» под редакцией  Л.В. Петерсон, И.Н. Лыковой и учебно-методическое пособие В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду».

1. Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей, умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты.

В МБДОУ работают квалифицированные и компетентные педагоги, готовые создавать условия для развития речи детей.

    В рамках оценки профессиональных умений воспитателей была проанализирована организованная образовательная деятельность в различных возрастных группах. В ходе контроля было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. ООД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

    Просмотр ООД осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В 1 младшей группе занятие проводила Т.В. Коломицкая. Драматизация сказки «Теремок» с использованием настольного театра. Дети   активно проявляли интерес к драматизации, повторяли за воспитателем звукоподражания героев сказки. Во 2 младшей группе дети вместе с воспитателем выполняли артикуляционную гимнастику для язычка, речь с движением – путешествие лошадки. Нашли сундучок. Открыли с помощью пальчиковой гимнастики «Замок». Уверенно отвечают на вопросы воспитателя, рассматривают Солнышко (рисунок ), повторяют закличку  для Солнышка, читают ему стихи, поют закличку, опираясь на наглядность. Наталья Николаевна уверенно вела детей за собой. В средней группе Любовь Федоровна отправилась с детьми в путешествие на воздушных шариках. Дети показали умения отвечать на вопросы воспитателя о солнышке. Вместе с воспитателем они выучили стихотворение о нем. Занятие прошло в хорошем темпе, очень интересно. В старшей группе воспитатель с детьми решали задачи обобщения слов мебель и посуда, отличие слов стул и табурет и слов стакан и чашка. В итоге занятия задачи были не решены. Занятие  - вялотекущее, неинтересное. В ходе занятия дети давали только односложные ответы. Дети подготовительной к школе группы составляли рассказы по картинам с разворачивающимся  продолжающимся сюжетом. Рассказы были составлены детьми интересно, грамотно. Ни один рассказ не был похож на другой. Занятие прошло в хорошем темпе. Видна работа воспитателей. В группе компенсирующей направленности дети рассказывали о российской армии, о родах войск. Мальчики очень много рассказали. А девочки внимательно слушали. Воспитателем Еленой Георгиевной были подготовлены подбор тематических картинок, военной техники. По времени ООД выдержаны, в соответствии с возрастом детей, использовались знакомые физкультминутки, за исключением старшей группы: ни воспитатель, ни дети слов и движений не знали.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям программы.

Однако высказываются на ООД лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие). Исключение составляет подготовительная группа. Здесь, в основном. дети говорят полными ответами, за исключением нескольких детей.

   Структура ООД выдержана педагогами не во всех группах. Некоторые педагоги пренебрегают методикой проведения занятий. Время проведения ООД соответствует требованиям СанПиН.

2.Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к ООД, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.

Во время организованной образовательной деятельности ведется словарная работа; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; формирование связной речи и рассказывания; воспитание любви и интереса к художественному слову.

В режимных моментах организуется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме; дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; работа в книжных уголках; досуги, развлечения. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Работа с семьей: консультации: «Речь и игра рядом всегда», «Речевая готовность детей к школе», «Речь и игра – рядом всегда»; беседы: « Развитие детей младшего возраста», «Какие сказки читать детям»; папки-передвижки: «Книга – лучший друг детей»; стенды, памятки, анкетирование «Книга в жизни ребенка»; родительские собрания: «Развитие речи детей среднего возраста», «Речевое развитие ребенка».

3.Анализ созданных условий по речевому развитию дошкольников.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, вся художественная литература соответствует возрасту, полочки расположены на уровне роста детей, места пользования книгами находятся в хорошо освещенном месте, книги сопровождается яркими иллюстрациями.

Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками. В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развертывания сюжета игр. В группах созданы игровая и театрализованная зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Соблюдены правила техники безопасности. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках, не во всех группах имеются материалы о писателях, поэтах, художниках иллюстраторах.

Рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал. В книжных уголках размещать картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений.

В методическом кабинете также созданы условия для развития речи детей: методическая литература, материалы для работы с педагогами и родителями.

Однако требуется пополнение наглядных материалов: раздаточные материалы, сюжетные картины, предметные картины, серии картин.

4. Анализ взаимодействия с родителями по речевому развитию. В группах ведется работа с родителями совместно с учителем - логопедом по данной проблеме через родительские уголки, информационные папки, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные беседы. Но, все-таки, необходимо больше беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

Вывод: Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается через занятия, через режимные моменты, взаимодействие с родителями. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей на удовлетворительном уровне. Педагоги соблюдают требования программы, учитывают возрастные особенности, системность изучаемого материала.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Рекомендации:

1. Педагогам уделять большое внимание загадыванию, придумыванию загадок, что очень важно для развития речи детей.

2. Учить детей составлять распространенные предложения разных типов, развивать связную речь.

3. Побуждать малоактивных детей к высказываниям, ответам словосочетаниями (младшие группы) или предложениями (средние и старшие группы) для повышения речевой плотности ООД.

4.Применять мультимедийные презентации, что сделает ООД интересными и насыщенными.

5. Регулярный контроль со стороны воспитателей за чётким звукопроизношением ребёнка на ООД и в свободной деятельности.

6. Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков с использованием игровой формы.

7. Рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал.

8. В книжных уголках разместить картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений.

9. Пополнить наглядные материалы: раздаточные материалы, сюжетные картины, предметные картины, серии картин.

10. Беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

11. Использовать инновационные технологии в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Состояние работы по развитию речи считать удовлетворительной.

Старший воспитатель                                              Н.Г. Пономаренко

Справка по итогам тематического контроля

по теме:

 

 «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ

по развитию речи и речевого общения детей

среднего дошкольного возраста»

Цели и задачи: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей среднего возраста, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

Сроки  проведения: с 05.11.2019 г.- по 11.11.2019 г.

Возрастные группы: средние  группы №3, №8, №10.

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2019-2020 уч. год.

Ответственные: старший воспитатель ….

Вопросы  контроля

1.Оценка профессионального мастерства воспитателя.

2.Выявление уровня развития детей.

3.Оценка создания условий в группе.

4.Оценка планирования работы.

5.Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

Оценочный инструментарий

1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.

2. Грамотность написания планов работы.

3. Соответствие темы занятия тематике контроля.

4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

5. Творческое построение работы с родителями.

     

В ходе проверки выявлено:

  1. Оценка профессионального мастерства воспитателя.

Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи стал необходим, т.к. ежегодно проводимая  диагностика детей всех возрастных групп показала невысокий  уровень развития их речи.

В речи допускают грамматические ошибки. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме.

     Анализируя результаты анкет, выявлено, что педагоги на достаточно хорошем уровне владеют знаниями о методах, приемах и формах работы по развитию речи.

    Анализ профессиональных компетентностей воспитателей показал, что педагоги знают содержание программы по развитию речи, большинство владеют приемами интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. Умеют создать условия для качественной организации работы по развитию речи: правильно подобранный и размещенный демонстрационный и раздаточный материал, рациональное размещение детей, соблюдение санитарно-гигиенических условий. Но хочется обратить внимание на низкую речевую плотность занятий, преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна, высказываются лишь некоторые дети. Большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями или предложениями.

Оценка эффективности занятий по развитию речи.

  В ходе контроля было организовано посещение НОД в группах /педагоги ……./. Было установлено, что программное содержание НОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. НОД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

   Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.

  Однако речевая плотность НОД в средней группе не на достаточном уровне. Высказываются лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагог побуждают детей к ответам словосочетаниями.

Вывод: 

Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, во время проведения прогулок, режимные моменты. Однако надо отметить, что детское речевое творчество продолжает являться проблемой речевого развития дошкольника. Дети произносят звуки, слова, строят предложения, пересказывают рассказы, рассуждают. Но используя эти языковые средства и формы речи, не всегда проявляют творчество, играют со звуками и рифмами, экспериментируют и конструируют, создавая свои оригинальные слова, словосочетания, тексты, которых они никогда не слышали. Организация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ по развитию речи на удовлетворительном уровне.

Педагоги групп №3, №8, №10 грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, здоровьесберегающие технологии), стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей. Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с фонематической и лексической сторонами речи. не учитывают некоторые нюансы и как следствие допускают неточности в формулировках.

Рекомендации:

Продолжать работу по развитию речевого творчества детей, используя новые формы и методы работы (мнемотаблицы, составление загадок, игры - беседы, оживления, игры – фантазии, сочинение сказок и т.д.). 

Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.

Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

Сделать «Работу над ошибками» - каждому педагогу исправить в своем

листе опроса /Анкета для самооценки профессионализма воспитателя по  «Развитие речи»/  неверные ответы.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно.

  1. Выявление уровня развития детей.

     Для выявления уровня развития детей по ОО «Развитие речи» был использован инструментарий из Педагогического мониторинга Афонькиной Ю.А.

https://lh3.googleusercontent.com/imvbFaFR71sbx4SHhIOcRloZu_veSsVXDKhuDCRehumNDGlhfI-Br6f-qo1Z7YFSg55_XLfbNVMOA23hbEE10Hz-LVUE50raNjVBc8Y0iG9fmQ1yJqEdtfwO9Bdhvm45yCG2ZTBafy2JETMRRg

    Анализируя данные диагностики, можно отметить, что речь детей среднего дошкольного возраста оставляет желать лучшего. По данным нашего исследования, 41 % детей показали низкий уровень, 53 % детей - средний,6 % детей - высокий уровень.

Вывод: 

Данные диагностики показали, что речь детей находится, не на должном уровне, и отстает от тех показателей, которые должны быть в данном возрасте. Невнятная речь, очень низкий активный словарный запас, односложно отвечают на вопросы, испытывают затруднения при согласовании в роде существительные и прилагательные, дети обладают богатой информацией, а с другой – не могут эту информацию воспроизвести

Рекомендации:

   Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны.

1. Развивать произносительную сторону речи:

• подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;

• вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

2. Развивать и совершенствовать словарь:

• знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;

• учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.

3. Развивать грамматические навыки устной речи:

• упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т. п.);

• упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;

• учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;

• обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.

4. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:

• создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);

• учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);

• демонстрировать детям культуру ведения диалога;

• готовить к обучению связной монологической речи;

• посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.

5. Не забывать развивать мелкую моторику рук.

6. Создавать условия, способствующие активизации речи:

• рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;

• создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно.

3.Оценка создания условий в группе.

  В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры. Картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков; картотека артикуляционных и пальчиковых гимнастик; есть пособия для развития мелкой моторики рук, прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок. В группах имеются фланелеграфы и ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок. Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется дидактический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи. Однако очень редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрированного материала, подборка книг в уголках случайна.

Но не в каждой группе с должным вниманием относятся к созданию условий для развития речи детей. В группе №3 недостаточно худ.  литературе, иллюстраций по темам занятий, оборудование для театральной  деятельности имеется, но не применяется.

Рекомендации: дополнить иллюстративный материал по ознакомлению с окружающим миром, книжный уголок разнообразить  худ. лит. по возрасту.

Проводить тематические выставки в книжных уголках. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно.

4.Оценка планирования работы.

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Для закрепления полученных знаний на занятиях, в свободной деятельности воспитатели планируют беседы, наблюдения в уголке природы, на прогулке, деятельность в книжном уголке,

отражая в целях работу по речевому развитию дошкольников .Также планируются игры по развитию связной речи, по формированию грамматического строя речи, лексические упражнения. В планах по работе с семьями воспитанников запланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке. Но хочется отметить, что не все педагоги указывают задачи речевого развития.

Недостаточно уделяется внимания сюжетно-ролевым играм, в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются не развитым сюжетом. В основном это игры на один день. Мало планируется игр нового поколения. Бессистемно планируются развлечения по развитию речевых способностей, организации выставок. Не все педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, театрализованные игры. Не достаточно внимания уделяется индивидуальной работе с детьми.

Рекомендации: 

Ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.). Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.

Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно.

  1. Взаимодействие с родителями. 

    Главная цель педагогов  нашего дошкольного учреждения в работе с родителями – профессиональная  помощь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

    Работа с родителями по данной проблеме ведется через родительские уголки, информационные стенды, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные консультации и беседы.

На информационных стендах размещены памятки и рекомендации для родителей с конкретной, педагогически целесообразной, доступной и эстетически оформленной информацией. Например, «Простые игры для развития связной речи»«Творческие задания для родителей»«Особенности речевого развития детей 4 – 5 лет»«Книга для развития связной речи дошкольников».

Так же, педагоги размещают информацию на сайте ДОУ и в интернете. Однако, педагогам следует проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию и  воспитанию

Рекомендации: воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Подготовить материал, что читать детям, о детских писателях и поэтах. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно.

   Ст. воспитатель                                                                  …….                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анал...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель:  Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников, посредством организации образовательной деятельности....

Аналитическая справка по тематическому контролю «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Аналитические справки по контролю иногда вызывают затруднения в написании, отнимают большое количество времени. В помощь старшим воспитателям (методистам) материал, разработанный мной....

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи»

Данный материал будет полезен старшим воспитателям и специалистам ДОУ. Справка содержит в себе результаты педагогической деятельности в дошкольном учреждении по речевому развитию дошкольников....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»...

Аналитическая справка старшего воспитателя по тематическому контролю «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей»

С целью изучения и оценки состояния развивающей среды и работы воспитателей по развитию речи в ДОУ  в соответствии с приказом № 9-ВД от 06.02.2023 года «Об организации и проведении те...