Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи»
статья

Григорьева Светлана Михайловна

Данный материал будет полезен старшим воспитателям и специалистам ДОУ. Справка содержит в себе результаты педагогической деятельности в дошкольном учреждении по речевому развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_rechevoe_razvitie_2021g.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи»

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей во всех возрастных группах, путем всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа.

        В период с 08.11.- 19.11.21г старшим воспитателем проведена тематическая проверка по следующим направлениям:

  • Изучение профессионального мастерства воспитателя;
  • Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в образовательной области «Речевое развитие»;
  • Анализ создания условий в группах по речевому развитию дошкольников;
  • Анализ взаимодействия с родителями по теме.

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время. Мы в нашем детском саду прилагаем немало усилий, чтобы речь каждого ребенка развивалась правильно и своевременно, а также речь рассматриваем как одну из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

В этом учебном году одной из задач стала «Повышение качества развития речевых навыков дошкольников через использование современных образовательных технологий и методик». Исходя из годовой задачи, в ДОУ были проведены следующие мероприятия: в сентябре – консультация для воспитателей комбинированных групп по теме: «Комплексы артикуляционных упражнений на постановку основных звуков с детьми с ОВЗ» проводил учитель-логопед Дьяченко Людмила Борисовна;  21 октября 2021г прошел семинар по теме: «Современные технологии речевого развития в ДОУ»; 15.11.21г. консультация для воспитателей по теме: «Формирование слухового восприятия у детей с ОВЗ» проводил учитель-логопед Бушуева Ольга Николаевна;  с 18.11.- 22.11.21г. прошли открытые просмотры НОД в общеобразовательных группах, подготовительной группе № 26  и в младшей группе № 29; смотр –конкурс речевых уголков во всех возрастных группах.

Исходя из проведенных мероприятий была составлена аналитическая справка и было установлено следующее:

  1. Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагога точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей, умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Однако существует некоторые трудности: не все педагоги обращают внимание на правильность ударения в словах. Из этого можно сделать вывод – не достаточная подготовка к занятию по речевому развитию; в ясельных группах, существует такая тенденция как быстрое проговаривание педагогами слов, нет четкого и лаконичного произношения, много информации сразу.

В рамках оценки профессиональных умений воспитателей была проанализирована организованная образовательная деятельность в различных возрастных группах, а также были открытые просмотры в общеобразовательных группах № 26 (подготовительная), воспитатель Никитенко В.С. и группа № 29 (2-я младшая), воспитатель Никитина И.Э. В ходе контроля было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. Образовательная деятельность организована в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию.  Однако, хочется отметить, в подготовительной группе № 26 не была соблюдена методика проведения части занятия, а именно правильное расположение воспитанников при знакомстве с картиной и составление описательного рассказа.

Просмотр образовательной деятельности осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В ясельных группах дети проявляют интерес к стихотворному тексту, повторяют за воспитателем голоса птиц и их повадки. Во второй младшей группе, дети отвечают на вопросы воспитателя, отгадывают загадки, опираются на наглядность. В средних группах дети показали умения слушать, узнавать и произносить

заданные педагогом звуки в знакомых словах, отгадывание загадок по теме занятия. В старших группах, дети продемонстрировали умения пересказывать рассказ, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. Дети подготовительного возраста составляли описательные рассказы по картине, подбирали родственные слова. По времени организации образовательной деятельности выдержаны, в соответствии с возрастом детей, используются физминутки. Однако, не все педагоги контролируют процесс физминутки, некоторые педагоги проводят физминутку уже в конце занятия, либо вовсе ее заменяют на пальчиковую гимнастику. Развитие связной речи детей соответствует требованиям программы «От рождения до школы» не во всех группах. В группах комбинированной направленности, присутствует трудность в произношении звуков и произношении слов в целом, хотя педагог четко и лаконично произносит слова. В ясельных и даже младших группах присутствуют дети, которые не умеют разговаривать, отвечают на заданный вопрос кивком головы «Да-нет». В целом, уровень развития связной речи воспитанников удовлетворительный.

  1. Анализ планирования воспитательно – образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги проводят занятия согласно сетке НОД, планируют и организуют работу по развитию речи.

Во время организованной образовательной деятельности ведется словарная работа; воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи; формирование связной речи и рассказывания; воспитание любви и интереса к художественному слову.

Во время режимных моментах организуется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме: дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; работа в книжных уголках; досуги, развлечения. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику; словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Кроме того, всеми педагогами, на начало учебного года, были составлены картотеки «Утренний круг», в которых запланированы пальчиковые, дидактические игры, еженедельное разучивание стихотворения по теме недели, а также педагогами предлагаются детям «проблемные ситуации» на различные темы, в которых дети активно развивают и пополняют речевой запас слов.

Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Работа с семьей: во всех возрастных группах, в приемных оформлены папки – передвижки «Консультации для родителей» по речевому развитию дошкольников, кроме того, в комбинированных группах, дополнительно, оформлены стенды «Советы учителя-логопеда». Кроме этого, в нашем ДОУ   ведется блок для родителей в Instagram, в котором педагоги дают консультации для родителей по речевому развитию.

  1. Анализ созданных условий по речевому развитию дошкольников.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, вся художественная литература соответствует возрасту, полочки расположены на уровне роста детей, места пользования книгами находятся в хорошо освещенном месте, книги сопровождаются яркими иллюстрациями.

 Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие фабричные игры, а также во многих группах присутствуют игры, изготовленные руками педагогов, авторские пособия. В зоне сюжетно-ролевых игр созданы соответствующие условия для развертывания сюжета игр. В группах созданы игровая и театрализованная зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра. В ясельных группах, при сотрудничестве с родителями, был изготовлен пальчиковый вязаный театр (основные герои русских народных сказок).

17.11.21г., в ДОУ был проведен смотр-конкурс «Лучший речевой уголок». В конкурсе приняли участие педагоги всех возрастных групп. Главными задачами смотра-конкурса было:

  • Создание благоприятных условий для речевого развития детей в каждой возрастной группе;
  • Стимулирование инициативы поиска, профессионального роста воспитателей;
  •  Выявление и распространение лучшего опыта по созданию условий развития речи детей.

Для проведения смотра-конкурса было разработано положение о конкурсе, показатели оценивания, критерии по данной теме.

Педагоги подготовились к конкурсу достаточно серьезно и ответственно, все группы стали призерами или участниками конкурса. Во многих группах была эстетично и красочно оформлена познавательно-речевая среда. Материал речевого уголка во всех возрастных группах расположен по принципу доступности и безопасности, вариативности, насыщенности, трансформируемости. Подбор оборудования и материалов для групп определялся особенностями развития детей конкретного возраста и характерными особенностями возраста.

Хочется отметить такие группы как № 19, 21, 25, 27, 29, 30, 32. В этих группах было наиболее полное наполнение речевого уголка согласно положения смотра – конкурса «Лучший речевой уголок».  Все материалы и развивающие игры соответствовали возрасту детей. Наличие картотек были представлены в полном объеме. Кроме этого, были представлены авторские дидактические пособия согласно возраста воспитанников, что давало педагогам заработать максимальное количество баллов в конкурсе. Также хочется добавить, многие педагоги воспользовались консультацией учителей-логопедов и правильно изготовили развивающие игры для детей, приложив инструкцию к игре, а также ими был составлен план презентации речевого уголка. Но при этом не все педагоги пополнили свои речевые уголки согласно положения. У педагогов не в полном объёме были картотеки упражнений (такие как: артикуляционных, дыхательных упражнений, игры на развитие фонематического слуха, игры по звуковой культуре речи и т.д.). Затруднение у многих педагогов возникло в таком дидактическом материале как: «Игры и упражнения на развитие соматогнозиса».  

  1. Анализ взаимодействия с родителями по речевому развитию. В общеобразовательных группах ведется работа с родителями, в группах комбинированной направленности ведется работа с родителями совместно с учителем-логопедом по данной теме через родительские уголки, информационные паки, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные беседы. Но, все-таки, необходимо больше беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременные решения по исправлению нарушений речи.

Рекомендации:

1.Побуждать малоактивных детей к высказываниям, ответам словосочетаниями (младшие группы), или предложениями (средние и старшие и подготовительные группы)

Ответственные –воспитатели всех групп. Срок: постоянно.

2.Чаще применять сюжетные картины для составление описательных рассказов.

Ответственны-воспитатели. Срок: постоянно.

3.В книжных уголках разместить картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок.

Ответственны-воспитатели средних, старших и подготовительных групп. Срок: постоянно.

4. Регулярный контроль со стороны воспитателей за четким звукопроизношением ребенка в образовательной и свободной деятельности.

Ответственные – воспитатели всех групп. Срок: постоянно.

5.Применять мультимедийные презентации, что сделает образовательную деятельность интересной и насыщенной.

Ответственны-воспитатели. Срок: постоянно.

6.При подготовке к НОД, всем педагогам рекомендовано более тщательней готовиться, обращать внимание на правильность произношения слов, ударение.

Ответственны-воспитатели. Срок: постоянно.

7Провести консультацию с педагогами по теме: «Гнозис. Виды гнозиса»

 Ответственны – учитель-логопед Верхотурова Е.А., педагог-психолог Максина Е.В. Срок: до 01.12.21г.

8. Провести консультацию с педагогами по теме: «Приемы обучения детей по составлению описательного рассказа»

Ответственный – старший воспитатель. Срок: до 17.12.21г.

Состояние работы по развитию речи считать удовлетворительной.

Ст. воспитатель  _________________/С.М. Григорьева

Дата: 25.11.21г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анал...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель:  Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников, посредством организации образовательной деятельности....

Аналитическая справка по тематическому контролю «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Аналитические справки по контролю иногда вызывают затруднения в написании, отнимают большое количество времени. В помощь старшим воспитателям (методистам) материал, разработанный мной....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей» Цель: Определить эффек...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Качество воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Тематический контроль «Качество воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников»Цель: Определение качества воспитательно - образовательной работы по па...

Аналитическая справка старшего воспитателя по тематическому контролю «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевому общению детей»

С целью изучения и оценки состояния развивающей среды и работы воспитателей по развитию речи в ДОУ  в соответствии с приказом № 9-ВД от 06.02.2023 года «Об организации и проведении те...