Общение дошкольников со сверстниками – причины неудач
статья

Рогачёва Руфина Зарлыкановна

Опыт первых отношений со сверстниками  является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача взрослых. В статье раскрываются причины возможных неудач в общении дошкольника со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_so_sverstnikami.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общение дошкольников со сверстниками – причины неудач

 Важную роль в жизни каждого человека играет общение.  В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники  дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости».  Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача взрослых. Помощь должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.

 Формирование межличностного общения у дошкольников протекает в соответствии с возрастными  изменениями характера  общения со сверстниками.

Возраст ребенка

Характер общения

2-3 года

Гораздо важнее общаться со взрослыми и играть с игрушками

4 года

Резко возрастает значимость других детей в жизни ребенка в сравнении со значимостью взрослого. Иногда ребенок предпочитает одиночные игры

6 лет

Появляются избирательные привязанности, возникает дружба и более устойчивые, глубокие отношения между детьми

В младшем дошкольном возрасте преобладает эмоционально-практическое общение. Каждый ребенок озабочен тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера

В 5 лет происходит качественная перестройка отношения к ровеснику. В среднем дошкольном возрасте ребенок смотрит на себя «глазами сверстника». Одногодок становится для ребенка предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено на противопоставление себя другому. В ситуационно-деловом общении появляется соревновательное начало.

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам.       В старшем дошкольном возрасте цель взаимного общения детей заключается в том, чтобы продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание. Ребенку очень важны оценка сверстника, его одобрение, даже восхищение.  Ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. В это время формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным.  Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.

В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети стараются держаться в стороне от ровесников, или же отвергаются сверстниками.

Детские психологи выделяют у детей дошкольного возраста две группы по характеру трудностей в общении:

1) Типы избегания общения;

2) Типы неадекватного общения.

К первой группе относятся дети, избегающие общения:

  • Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Застенчивые дети  робки, неуверенны в себе, проявляют малую инициативность, смущение. С ними трудно общаться. Малышу кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;

При работе с застенчивыми детьми необходимо:
- Постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах.
- Привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с активным общением с другими.
- Создать для ребенка атмосферу безопасности, теплых эмоциональных отношений, доверительного контакта со взрослым и детьми.

Тревожность.
Склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляются в ожидании неблагополучного развития событий. Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, спазмы в горле и т.п. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.

При работе с  тревожными детьми необходимо:

  • Повышать самооценку ребенка.
  • Обучать ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  • Учить снятию мышечного напряжения.
  • Ребенок-интроверт. Это обычные дети, которые неплохо адаптированы к социальному окружению, однако их особо не интересует сфера общения и установление социальных контактов. Такой ребенок уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого круга (чаще один-  два человека) сверстников, с которыми они взаимодействует. Такие дети не любят шума и соревновательных ситуаций. Если это не мешает ребенку, то не нужно насильно втягивать его в контакты. Главное – постепенно пробудить интерес к другим людям.

        Среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам являются повышенная : агрессивность, обидчивость, эгоцентризм и демонстративность детей.

Дети сторонятся тех, кто ведет себя агрессивно, разрешает конфликты дракой и обидными словами. Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Такое поведение чаще формируется дома: так ведут себя в семье и люди «в телевизоре». И еще одна причина такого поведения: ребенок не знает, как выйти из неприятной ситуации, не умеет управлять своими эмоциями. Агрессивный ребенок приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Частые вспышки гнева и склонность к опасным, причиняющим боль играм способны отпугнуть даже самых доброжелательно настроенных ребят.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением.

  • Эгоцентризм. Не понимает желания и потребности  других людей,  воспринимает себя «центром Вселенной». В общении со сверстниками эгоцентричный  ребенок сталкивается с эффектом бумеранга: не получая от него поддержки, понимания и сопереживания, дети проявляют равнодушие и к его собственным чувствам.

Старайтесь спокойно объяснять ребенку в чем он не прав.

  • Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев эти дети не испытывают к партнеру реального интереса. Они стремятся, во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.
  • Обидчивость у детей проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность. Привычка малыша постоянно выяснять отношения и пускать слезу по любому поводу приводит к тому, что сверстникам надоедает оправдываться и извиняться. «Обидчивый ребенок» рассчитывает на то, что все помчатся его утешать, но через некоторое время друзья перестают поддаваться на манипуляции.

Эта категория детей, которая не может мирно разрешить проблемную ситуацию. Конфликтующие дети не научены позитивно сотрудничать с другими людьми, не владеют в должной мере игровыми навыкам. Порой у них не развиты базовые навыки общения: они не умеют слушать, перебивают, грубят, когда им делают замечания, и так далее. Привыкшие к уступкам дома, дети не в силах сдерживать себя и в коллективе, все это выливается в отказ других детей принять их в игру.

Необходимо обучать их  конструктивным способам общения,  выхода из конфликтной ситуации.

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей. В процессе игры, дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе строят свои взаимоотношения, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, роль игры в формировании и развитии коммуникативных способностей  детей чрезвычайно велика.

Для преодоления трудностей в поведении ребенка,  можно предложить психотехнические игры и упражнения 

Упражнения для развития тактильных ощущений: «Касалки», «Рисунок на спине», «Горячо-тепло-холодно», «Чудесный мешочек» и т.д.

Артикуляционные и дыхательные упражнения: «Воздушный шарик», «Одуванчик», «Дует ветер» и т.д.

Парные и групповые упражнения: «Поводырь», «Зеркало»

 Релаксация  «Мы на облаке», «Сон на берегу моря» и т.д.

Игры-инсценировки: «Кукольный театр», «Сюжетно – ролевые игры» и т.д.

Массажные упражнения. Самомассаж: «Солнечный зайчик», «Рисуем лицо» и т.д.

Музыкотерапия «Громко, тихо, ещё тише» и т.д.

Игротерапия: Дидактические, сенсорные, подвижные игры.

Психогимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Диалогическое общение дошкольников со сверстниками"

Расширяются и уточняются представления педагогов о диалогическом общении дошкольников. Даются конкретные рекомендации по организации и проведению игр и упражнений с целью формирования у детей диалогич...

"Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками"

Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольник...

Презентация "Особенности общения дошкольников со сверстниками"

Компьютерная презентация ориентирована на родителей дошкольников (особенно детей 3-5 лет), может быть использована и в работе с педагогами ДОУ.  В презентации раскрыты этапы развития форм общения...

Родительское собрание «Общение дошкольников со сверстниками»

В родительском собрании представлена информация об  особенностях общения детей старшего дошкольного возраста, игры, способствующие формированию межличностных отношений....

Особенности общения дошкольников со сверстниками.

В этой статье раскрыты особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками, этапы развития этого общения....

"Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками"

     Без речевого общения невозможно полноценное развитие ре­бенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматич...

Подборка игр на развитие общения дошкольников со сверстниками и игры направленные на доброжелательное отношение со сверстниками

Данные игры направлены на развитие общения дошкольников со сверстниками и  на доброжелательное отношение со сверстниками....