Главные вкладки

    "Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками"
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Егорова Татьяна Кимовна

     

     

    Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками” потому что эта тема актуальна и значима в работе воспитателя, так как общение — необходимое условие формирования личности. Оно жизненно важно для человека и рассматривается  как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. Нарушение общения всегда сказывается на развитии личности, дезорганизуя или замедляя ее развитие. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

    Некоторые игры можно использовать с младшей группы. Например: "Драматизация лесных сказок", "Что можно пожелать другу", "Чудо-дерево", "Семейный фотоальбом", "Коврик мира".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon schaste_lichnosti_vne_obshchestva_nevozmozhno.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                   Игровой проект «Я и другие»

     Егорова Татьяна Кимовна, воспитатель ГБДОУ 64 города Санкт-Петербурга

    Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

                                                                                                  А.Н. Толстой

    Человек социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми.  Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей.

     Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства - любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими.

    Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. Очень важное значение для психического развития ребенка имеет его общение cо  взрослым на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Без  тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.  

    Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

    Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Это  разнообразие коммуникативных действий;  яркая эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность, раскованность.

    Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте  проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

     Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив.

    Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно    рассматривать    вне    организации    содержательной    игровой  деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

     Именно осознанием данной проблемы и объясняется выбор проекта, его актуальность и практическая значимость.

    Этапы работы:

    I этап – Диагностический

    Для изучения особенностей коммуникативных умений детей дошкольного возраста можно воспользоваться стандартизированным комплексом психодиагностических методик Р.С.Немова, который состоит из следующих этапов:

    а). Изучение личностных особенностей детей.

    б). Изучение межличностных отношений.

    в). Изучение коммуникативных навыков детей группы

    П этап. Коррекционный

    Проводится в форме игровой терапии фронтально и индивидуально с выявленными детьми, имеющими трудность в общении, c постепенным их включением в совместную деятельность.

    Ш этап. Контрольный

    Заключительное тестирование детей и взрослых.

                              Игровой проект «Я и другие»

    Общие принципы игровой коррекции:

    1. безоговорочная симпатия к ребенку;
    2. минимальное количество ограничений;
    3. активность самого ребенка.

    Основа проекта:

    1. специально разработанные и специально подобранные Н.В.Клюевой и Ю.В.Касаткиной, Н.Л.Кряжевой, Е.О.Смирновой, Р.В.Овчаровой игровые модели и игровые ситуации, а также реальные ситуации, имевшие место в группе и специально сконструированные конфликты, в которых сталкиваются различные позиции.

    Главная цель проведения занятий и сюжетно-ролевых игр (с наличием проблемной ситуации) – это:

    1. обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;
    2. упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;
    3. научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;
    4. проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;
    5. принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;
    6. принимать ответственность за  свои  чувства на самих себя.

          Проект "Я и другие" состоит из 5-ти этапов:

    1. Развитие основных умений общаться
    2. Формирование сплоченности и сотрудничества
    3. Обучение эффективным способам общения
    4. Развитие притязания на социальное признание
    5. Формирование умений, направленных на снятие конфликтности.

    Программа рассчитана на 1 год.  Совместная игровая деятельность проводилась  1 раз в неделю в вечернее время со всеми детьми, кроме того, часть игр и ситуаций повторялись с подгруппой проблемных детей в свободное время, на прогулке. Большое внимание уделялось самостоятельной деятельности детей, в которой использовались наиболее понравившиеся детям игры и инсценировки.

    Результаты мониторинга уровня развития интегративных качеств детей  в конце года по сравнению с первичными исследованиями показали, что обучение детей старшего дошкольного возраста решению проблемных ситуаций, представленных в игровой форме,  дает стойкий эффект, который проявляется как на личностно-смысловом уровне развития детей, так и в индивидуально-исполнительном плане.

                                  Игровой проект « Я и другие»

                         (Егорова Т.К. ГБДОУ 64 г. Санкт-Петербург)

    Этапы

    занятий

    Игры и проблемные ситуации для

    обсуждения

    Цели и основные задачи

    1.  Развитие основных

    умений общаться

    Игры Н.В.Клюевой,

    Ю.В.Касаткиной  по

    направлениям:

    "Я и мое тело"

     Упражнения  "Путаница", "Медвежата", "Насос и мяч","Походки"

     "Я и мой язык"

    Игры и упражнения:

    беседа "Как можно общаться без

    слов", "Иностранец", "Через

    стекло", "Изобрази сказку", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон"

    "Я и мои эмоции"
    Игры и упражнения:
    "Пиктограммы", "Мимическая
    гимнастика", "Угадайка", "Рисуем
    эмоции пальцами", "Музыка и
    эмоции"

    "Я и Я"

    Упражнения: "Кто Я", "Составь рассказ", "Слушаем себя", "Зоопарк", "Страна клякс", "Как стать самим собой"

    "Я и другие"

    Игры и упражнения:

     "Биография по фото", "Страна X", "Прорви круг", "Нарисуй узор", "Поводырь"

    "Я и моя семья"

    Игры и упражнения:

     "Домашний фотоальбом", "Дочки- матери"; разыгрываемые ситуации: "Вечер в семье", "Если у тебя есть два билета в кино, с кем бы ты хотел пойти?", "Праздник в семье", рисунок "Моя семья"

    Игры Е.О.Смирновой и В.Холмогоровой,  воспитывающие гуманное отношение к сверстникам:

    "Добрые волшебники", "Волшебные очки", "Комплименты", "Общий круг", "Найди пару", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Передай настроение"

    Преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.

    Развитие языка жестов, мимики и пантомимики; понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

    Знакомство с эмоциями человека; осознание своих эмоций; распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

    Развитие внимания ребенка к

    самому себе, своим чувствам, переживаниям.

    Развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного,

    доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

    Осознание отношений внутри семьи; формирование теплого отношения к ее членам; осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

    Преодоление отчужденности по отношению к сверстникам;
    разрушение защитных барьеров, отгораживающих от сверстников.
    Развитие внимания  к сверстнику; способность видеть сверстника,
    обращать на него внимание.

    II.

    Формирование сплочен ности и сотрудни чества

    1)        Игры: "Доброе животное",
    "Дракон кусает свой хвост",
    "Объятия", "Аплодисменты по

    кругу".

    1. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Угощу конфетой только своего друга", "Буду играть только со своим приятелем"
    2. Сравнение норм поведения: чтение и драматизация рассказов "Три желания", "Синие листья", "Волшебное слово" Осеевой, сказка Шварца "Два брата"
    3. Определение положительных и отрицательных сторон поведения: "Мне нравится играть с друзьями", "Я не люблю делиться игрушками".

     

    Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

    Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

     Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.

     Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты. Вызывать заинтересованность в общей цели.

     Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.

    Развивать готовность идти друг другу навстречу.

     Учить проявлять терпение к недостаткам других.

     Учить умению считаться с интересами других.

    III Обучение

    эффективным

    способам общения

     

    Игры: "Попроси игрушку",
    "Хороший друг", "Ты мне
    нравишься"

    2)        Сравнение 2-3 норм поведения на основе сказок "Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду", "Цветик-семицветик"

    3)        Определение положительных и
    отрицательных сторон поведения:
    "Легко ли говорить приятные вещи
    другим людям", "Почему со мной
    не играют другие дети?"

    4)        Оценка желаний:

    "Я хочу поиграть с мячом в группе", "Мне понравилась игрушка моего друга".

            

    Развитие коммуникативных навыков; развитие навыка налаживания дружеских взаимоотношений

    IV Развитие притязания на социальное признание

    1)        Игры: "Король", "День рождения", "Ассоциации",
    "Необитаемый остров", "Страшные
    сказки", "Фанты" (Овчарова Р.В.,
    2003).

    2)        Определение положительных и
    отрицательных сторон (скромность
    - хвастовство, щедрость - жадность, доброта - жестокость,
    вежливость - грубость и д.р.)

    На основе разыгрывания этюдов:
    "Тень", "Робкий ребенок",
    "Капитан", "Два маленьких
    ревнивца", "Солнышко и тучка".

    3)        Сравнение 2-3 норм поведения:
    "Умею, но не хочу делать", "Не
    умею, но хочу научиться".

    1. Определение правил культурного
      поведения:

     "В гостях у больного
    друга", "В общественных местах".

    Привить ребенку новые формы поведения; научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя; дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком; коррекция аффективного поведения; приобретение навыков саморасслабления

    V

    Формирование умений, направленных на снятие конфликтности

    1)        Игры:

     "Кто пришел", "Угадай, что спрятано?", "Что изменилось?",
    "Отгадай, кто мы?", "Кораблик",
    "Три характера", "Магазин зеркал",
    "Разъяренная обезьяна", "Кто за
    кем", "Хитрец", "Ссора",
    "Примирение", "Коврик мира".

    2)        Инсценировка конфликтных
    ситуаций из жизни детей группы.

    3)        Разыгрывание конфликтных
    ситуаций: "Как Мальвина
    поссорилась с Буратино", "Отгадай,
    кто мы?" и т.д.

    4) Сравнение 2-3 норм поведения на
    основе сказок: "Два жадных
    медвежонка", "Гном-гномыч и
    Изюмка".

    Переориентация поведения с помощью ролевых игр; формирование адекватных норм поведения; снятие напряжения у детей; нравственное воспитание; регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка; обучение приемлемым способам выражения гнева; отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях; обучение приемам релаксации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование Театрализованной игры как средство развития навыков общения у дошкольников с ТНР

    На протяжении 5 лет для формирования у детей навыков общения мы используем театрализованные игры. Это позволяет сделать выводы о том, что у детей с ТНР наблюдаются различии в сформированности на...

    Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

    Приемы и методы работы по развитию навыков общения и взаимодействию дошкольников со взрослыми и сверстниками....

    Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

    Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы....

    Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

    Цель: развитие навыков общения, путем взаимодействия и взаимопонимания сверстников, умения распределять роли, принимать правила игры....

    «Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками»

    «Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками» по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образов...

    Доклад из опыта работы на тему: "Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей 2-3 лет"

    Презентация доклада на тему : "Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей 2-3 лет"...

    Коммуникативные игры как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками

    Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...