Роль игры и игровых этюдов в развитии навыков общения дошкольников со сверстниками
статья (младшая группа)

Шпагина Ольга Геннадьевна

С первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры. Проводить такие игры можно и нужно с первых дней прихода детей в группу. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит детей новыми впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры и игровых этюдов в развитии навыков общения дошкольников со сверстниками

Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре. Организованная взрослым совместная деятельность оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Самостоятельная же регуляция взаимодействия детей в естественных жизненных условиях наблюдается далеко не всегда.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Особое значение имеет организации игрового взаимодействия детей младшего дошкольного возраста.  Отечественной дошкольной педагогикой и детской психологией накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности (Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев,   П.Г.Ананьев), социально-психологические основы игровых объединений (Т.А.Репина, Л.В.Артемова), методы педагогического руководства игрой на разных ступенях дошкольного возраста, воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности на дошкольника (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая , Н.Я.Михайленко).

Что касается взаимосвязи игры и общения, то именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников.

Большое значение для развития навыков общения имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, ролевое поведение.  Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, - он расширяет, обогащает, свою собственную личность, обогащает свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникации и ценностного ориентирования.

Однако формирование навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. Исследования ученых Л. Лидак, Т. Ремизовой, и др. свидетельствуют о необходимости использования других видов игр и игровых упражнений.

Игры строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Первые игры – по своему характеру игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекают малышей, прежде всего тем, что отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом способствует осознанию содержания игры, а ожидание уже осознанного действия облегчает его выполнение. Эти игры просты и доступны младшим дошкольникам. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и для взаимного отталкивания. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Они делают ребенка открытым для воздействий взрослого, для различных деловых и личностных контактов с ним. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка. Игры предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка в группе.

Первыми и самыми простыми являются те забавы и хороводы, в которых дети действуют одновременно и одинаково: «Дождик», «Прыг-скок», «Лови-лови», «Раздувайся, пузырь», «Карусели». Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем малышей. Кроме того, в этих играх дети учатся согласовывать свои движения с партнерами и ориентироваться на пространственные условия.

Несколько сложнее для малышей игры, в которых нужно действовать небольшими группами по очереди («Куклы пляшут», «Подарки», «Магазин игрушек», «По дорожке Валя шла», «Зайка» и др.). В таких играх дети учатся считаться друг с другом, уступать игрушки или активную, привлекательную роль. В играх «Догонялки» и «Лохматый пес» дети учатся преодолевать свой страх, и смело идти навстречу опасности. Опорой для преодоления боязни служит чувство локтя и поддержка других: держась за руки, дети вместе, одновременно движутся к «опасной черте». Удовольствие от совместных движений, эмоциональный подъем являются хорошей опорой для преодоления внутренних препятствий.

Большое   значение для эмоциональной включенности ребенка в роль имеет образный текст; он же является и словесным сигналом к новым движениям. Активность воображения помогает осознанию игровой ситуации и облегчает выполнение игровых правил. В заключительных играх («Ай-гу-гу», «Лиса и гуси», «Салочки-выручалочки») дети учатся помогать друг другу (иногда рискуя быть пойманным). Это требует особой сознательности и определенных усилий. Опорой здесь является то удовольствие, которое ребенок получает от своего доброго поступка.

Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них «центром притяжения» является взрослый. Он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них своеобразным образцом выполнения игровых действий. Все игровые действия и движения производятся в подражание взрослому и друг другу. Взрослый как бы заражает детей своей увлеченностью. Чтобы игра была активно принята детьми и принесла им не только радость, но и пользу, нужно ее умело донести.

Одним из главных условий, проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все они сразу включатся в игру. Можно начинать и с небольшой группой желающих, которые быстрее откликнутся на приглашение воспитателя. Для тех детей, кто сразу не решается принять участие в игре, наблюдение за другими станет интересным и полезным зрелищем. Постепенно они сами незаметно втянутся в игру.

Для развития коммуникативных умений и навыков, формирования культуры общения воспитателю необходимо применять специально подобранные игры и игровые упражнения. Одним из видов таких упражнений являются игровые этюды.  Этюд – это сценка, включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения. Он включает в себя: развитие умения передавать и понимать различные эмоции, развитие речи, улучшение дикции, выработка интонации выразительности, закрепление связной речи, форм речевого этикета, воображения, памяти, внимания и координацию движения.

Работа над этюдами всесторонне развивает ребенка, дает ему необходимые навыки участия в спектакле. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Анализ литературы (Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Чистякова и др.) позволил нам выделить следующие образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера, которые можно применять в работе с дошкольниками:

1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие игровые упражнения: «Как можно нас называть по – разному?», «Улыбка», «Комплимент», «Я тебе желаю сегодня …» и др.

2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, картинке), а затем предлагают игры – этюды: «Угадай», «Походки», «Расскажи стихи без слов», «Ожившие игрушки» и др.

3. Для развития умения понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей: «Покажи свое настроение и узнай настроение другого», «Покажи и расскажи, что испытывает этот ребенок …», «Узнай по описанию», «Угадай, что со мной только что было» и др.

4. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагается: изобразить, как бушует море; каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи; произнести знакомое четверостишие – шепотом, максимально громко, грустно, радостно, удивленно, безразлично и др.

5.  Для развития положительных эмоций, эмпатии, игры-этюды:  «Давайте познакомимся», «Я твой друг», «Ловишки», «Чей голосок?» и др.

6.  Для формирования чувства доверия к окружающим людям, игры: «Мостик дружбы», «Гусеница» и др.

Игра этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного или прозаического текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев. Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом особенностей детей, чтобы вызвать у ребенка яркий эмоциональный отклик. Содержание литературного произведения должно подходить для драматизации: обязательный игровой сюжет, роли, диалог, действия персонажей

Особое внимание стоит уделять развитию выразительных движений. Ведь выразительность движений и пластика человеческого тела являются главным средством воплощения образного содержания и «бессловесного» общения. В игровых этюдах разнохарактерные персонажи должны взаимодействовать друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни лучше идти на контакт, воспринимать эмоциональные проявления окружающих людей.

Сначала учат детей передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна), затем дети начинают осваивать способы выражения в движениях внутренних свойств образа – эмоций, особенности характера (грустный – веселый, добрый – злой и др.).

В многообразных заданиях-этюдах один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).

Игры-этюды, также, как и другие специальные игры, и игровые упражнения, предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Так, если вначале от ребенка требуется одновременное и одинаковое действие, взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно при неоднократном проведении игр дети начинают выполнять движения самостоятельно и сами придумывать подобные игры и упражнения.

Для реализации игр-этюдов в работе с детьми младшего дошкольного возраста требуется организация игровой предметно-развивающей среды. Поскольку разнообразие содержания игр-этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены). А также воспитателю необходимо подобрать библиотечку произведений для драматизации, наборы сюжетных картинок и фотографий.

 Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Заинтересовать родителей данной проблемой, наладить совместную работу с ними – также является задачей педагогов.

 Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Организуемая взрослыми практика общения с детьми, свободное общение самих детей между собой обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что взрослые могут заложить в душу каждого ребенка сейчас, не останется незамеченным.    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М, 1991.
  2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком. – М.,  2004.
  3. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – М., 2005.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
  5. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет. – М.,1970.
  7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1996.
  8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А.Марковой. – М. Просвещение, 1982.
  9. Пазухина И.А. Давай познакомимся. – СПб.: Детство-пресс, 2010.
  10. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1966.                  
  11. Ремизова Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте. – М., 1978.
  12. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10. – С. 63-65.
  13. Общение в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990. - 152 с.
  14. Рудакова Н.Н. Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста //Детский сад. – 2013. -№3. – С.15-17.
  15. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000.
  16.  Смирнова ЕО., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам //Дошкольное воспитание. – 2003. - №8. – С.10-12; №9. – С.16-19.
  17. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей //Дошкольное воспитание. – 1999. - №7. – С.31-34.
  18. Чистякова М.И.  Психогимнастика. М., 1995.
  19. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками"

Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольник...

Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

Цель: развитие навыков общения, путем взаимодействия и взаимопонимания сверстников, умения распределять роли, принимать правила игры....

Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результат...

Коммуникативные игры как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ракшина Василина Васильевна, воспитатель ГБДОУ №59 г. Санкт – ПетербургОписан...

Статья «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Статья «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»...

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы   «Развитие  игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников  со сверстниками  ...