Коммуникативные игры как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками
статья (средняя группа)

Абдулаева Айсель Сабутай кызы

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками

Коммуникативная игра является одним из средств формирования навыков общения детей в дошкольном возрасте.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную  тревогу. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективных качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Данная проблема находится под постоянным вниманием ученых.

Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее психологическое содержание и структура, достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной. Развитие общения в данных исследованиях рассматривалось в качестве особой, коммуникативной, деятельности. Такой подход позволил изучать процесс общения как самодостаточный, саморазвивающийся процесс деятельности общения, то есть коммуникативной деятельности, формирующейся в определенных социальных условиях.

Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности  является игра. В игре развиваются разные стороны психики, активно формируются коммуникативные навыки.

Существуют разные игры для детей дошкольного возраста. Такие как сюжетно-ролевая игра, театрализованная, дидактические игры, коммуникативные игры и другие. В каждой игре дети являются участниками совместного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формируя навыки общения.

Отношение с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развитие.

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф.Лесгафт, Д.Б.Элькони, А.Н.Леонтьев, Д.В.Хухлаева, и др.). Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует дошкольника в целом. Дошкольник не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчуждённости, враждебности, агрессивности, а всё это следствия не умения ребёнка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра— основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка в движении, в общении, в познании, в самореализации, свободе, самостоятельности, в радости, удовольствии, потребность быть «как взрослый».

Анализ развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста в последнее время показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряжённость и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Цель коммуникативных игр – развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог, умения согласовывать свои действия, наблюдательности, доверия, моторной ловкости, навыков общения, интереса к сверстникам, умения договариваться, работать в команде.

Коммуникативные игры ,это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувство «локтя», а так же  развивается совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. так же развиваются множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.

Эти игры развивают динамические стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

 Развивает эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивное самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённой, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Существует, разная классификация коммуникативных игр одним из них является

- пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения например,  «Бабочка и ветерок».

- игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения «Море волнуется», «Зеркало», «Позы», «Водители машин»)

- тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки

- ритмо –интонационные игры с именами. Эти игры являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание всех: представленный им образ тут же копируется всеми. Эти игры позволяют детям не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме  того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает  на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое четкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.

Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально- положительный  микроклимат в группе Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность. Как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить средством приобщения детей к нравственному воспитанию и является эффективным средством формирования навыков  общения детей дошкольного возраста

Так же эти игры позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для формирования навыков общения. Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.[7,23]

Таким образом, коммуникативные игры для детей имеют мощный воспитательный и обучающий эффект. Они позволяют детям сблизиться, учат проявлять заботу, сочувствие и внимание к сверстникам, формируют у детей положительное отношение к себе и другим детям, повышают уверенность в себе. Способствуют взаимному сотрудничеству , доброжелательному отношению к окружающим, а так же развевают совместную деятельность



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками"

Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольник...

Доклад из опыта работы на тему: "Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей 2-3 лет"

Презентация доклада на тему : "Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей 2-3 лет"...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Она пронизывает всю жизнь ребенка. В общении со взрослым ребенок учится её воспринимать и понимать, овладевает активной речью.Куль...

Консультация для родителей «Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей».

Коммуникативные игры –так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно...

Рекомендация для родителей: Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у дошкольников

На сегодняшний день для педагогов дошкольных образовательных учреждений важно донести до родителей информацию о значении общения дошкольников с окружающим миром и о возникающих проблемах, связанных с ...

План по самообразованию "Коммуникативные игры, как средство развития навыков общения у детей 2-3 лет"

План по самообразованию "Коммуникативные игры, как средство развития навыков общения у детей 2-3 лет"...

Отчет по самообразованию "Коммуникативные игры, как средство развития навыков общения у детей 2-3 лет"

Отчет по самообразованию "Коммуникативные игры, как средство развития навыков общения у детей 2-3 лет"...