" Значение развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Чугай Татьяна Ивановна

      В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жизнедеятельности человека. Дошкольный возраст – это важнейший период формирования личности и межличностных отношений. Развитие социального интеллекта способствует адаптации ребенка к школе, успешности включения в новую, более сложную, социальную среду. На этапе подготовки к обучению в школе возможно расширение ресурсов ребенка, необходимых для установления взаимоотношений с другими людьми (Л.А. Коломинский, Е.А. Панько, A.B. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, С.Л. Рубинштейн). Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и формируются свойства личности, влияющие на её социализацию (H.A. Ананьева, Ю.А. Ямпольская, H.H. Поддъяков); дети начинают понимать и осваивать моральные и социальные нормы поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Значение развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель Чугай Т.И.

      В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жизнедеятельности человека. Дошкольный возраст – это важнейший период формирования личности и межличностных отношений. Развитие социального интеллекта способствует адаптации ребенка к школе, успешности включения в новую, более сложную, социальную среду. На этапе подготовки к обучению в школе возможно расширение ресурсов ребенка, необходимых для установления взаимоотношений с другими людьми (Л.А. Коломинский, Е.А. Панько, A.B. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, С.Л. Рубинштейн). Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и формируются свойства личности, влияющие на её социализацию (H.A. Ананьева, Ю.А. Ямпольская, H.H. Поддъяков); дети начинают понимать и осваивать моральные и социальные нормы поведения.

 Принято считать, что решающее влияние на развитие ребенка оказывает семья, так как именно она является носителем общественных ценностей и культурных норм. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Детские  психологи, такие как А.Л. Венгер,  В.С. Мухина, Е.А. Лисина и др. отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в развитии когнитивной и личностной сферы  ребенка,  а лишь  создает  предпосылки успешного  развития.  Однако в настоящее время в современном обществе всё чаще встречаются малочисленные обособленные семьи, возрастает общая агрессивность общества, включая его детскую часть, увеличивается количество неполных семей. Всё это рождает потребность в раннем развитии социального интеллекта, позволяющего ребенку чувствовать себя более уверенно в постоянно меняющихся условиях социальной среды, в то время как  недостаточное развитие социально интеллекта затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению нежелательных черт поведения. Ребенок привыкает к агрессивности или замкнутости как к средству адаптации в обществе, что затрудняет его  взаимодействие как со взрослыми так и сверстниками (Е.О. Смирнова, О.Ю. Курочкин).

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Представители различных психологических направлений в разное время по-своему трактовали понятие социальный интеллект. Он  представлялся:

- как способность уживаться с другими людьми;

 - как способность иметь дело с окружающими людьми;

 - знания о людях;

 - как способность легко сходиться с другими людьми, умение входить в их положение, ставить себя на место другого;

 - как способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.  Социальная способность является чрезвычайно важным практическим качеством, которое необходимо современному человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной адаптации в обществе. В полной семье ребенок видит два типа мышления, разные точки зрения на вещи, различные ситуации общения, чем в неполной.  Очень важно, когда ребенок растет в полной или неполной семье, его благополучие; отношения между родителями и детьми, подражательный пример родителей в социальном поведении – все это является базой для социального, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

 В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное.  Поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств.  Первый опыт социального интеллекта ребенок получает в семье, а потом этот опыт он использует в социуме: в детском саду, школе. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.  Ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе. Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие, является игра. Согласно А.Н.Леонтьеву игру необходимо расценивать как «эмоционально-действенное освоение мира». Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. В ней он приобретает основные навыки общения. Игру можно использовать для регуляции умственного развития и эмоционального поведения.  Самые важные изменения в психике ребенка происходят в игре. Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности психических процессов. Играя, дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают. Опыт игровых взаимодействий становится основой особого свойства мышления, позволяющего понять точку зрения других людей, предвидеть их поведение и, в зависимости от этого, строить свое.

Таким образом, педагоги в старшем дошкольном возрасте должны не только организовывать ролевые игры, участвовать в них, но и создавать различные игровые ситуации для решения и регулирования взаимоотношений между сверстниками и взрослыми. Родителям важно давать консультации о роли положительных и отрицательных отношений в семье, направлять к педагогу-психологу для решения проблем, не оставлять без внимания любую конфликтную ситуацию, чтобы ребенок не усвоил отрицательную модель поведения как основную. Ведь не зря говорят, все проблемы из детства.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Социальный интеллект позволяет  самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия...

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация "Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация "Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»Управляй своим настроениемибо оно, если не повинуется, то повелевает.(латин...