"Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
консультация (старшая, подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Сообщение

из опыта работы

воспитателя МБДОУ детский сад № 8

О.В.Клочко 

«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

В настоящее время большое внимание уделяется умственному развитию дошкольников, но почему - то в стороне остаются не менее важные вопросы: как научить ребенка общаться и адекватно воспринимать эмоциональные проявления окружающих и правильно реагировать на них самому. К сожалению, многие родители считают, что этому ребенка учить не надо, он может сам  научиться. Но есть  много факторов, указывающих на то, что именно в настоящее время данный вопрос очень актуален.

Социально-эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе.  Социальный интеллект позволяет человеку самому оценивать собственные достоинства и недостатки, а также является необходимым условием межличностного взаимодействия.

Вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса. Для решения данной проблемы в нашей группе  созданы соответствующие условия, организована предметная среда,  которая создаёт атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, способствует  развитию коммуникативной компетентности детей. Но развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несёт.

Усвоение  ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности

и общении с другими людьми. Для развития социального интеллекта необязательно проводить специальные занятия. Практический опыт формирования интеллекта можно получить в повседневной жизни в различных ситуациях, в том числе и игровых. Именно в них на конкретных примерах можно продемонстрировать способы установления межличностных контактов. Игра в образовании дошкольников – это организация их собственного опыта, в данном случае, социально-коммуникативного.

Игры и упражнения, способствующие формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, которые я использую в своей практике.

Игры на групповую сплочённость, формирование позитивного отношения к сверстникам  «Цветок дружбы», «Назови себя», «Волшебный клубочек», «Я и моё имя» помогают детям правильно обращаться друг к другу, создать положительный эмоциональный настрой в группе, повысить уровень коммуникативной культуры дошкольников.

Игры «Вместе – мы сила!», «Мост дружбы» способствуют сплочению детского коллектива.

Игры «Ручеёк», «Комплименты», «Танец с платочком», «Волшебный микрофон» направлены на формирование интереса к другому, содействуют накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений.

Для формирования у детей умения правильно оценивать себя и других, воспитания чувства ответственности за свои поступки разработала и изготовила авторизованные игры «Хорошо или плохо», «Оцени поступок», «Причина и следствие», «Что чувствует мама (папа), если…». Дети играют в эти игры, как с воспитателем, так и самостоятельно, учатся анализировать не только поступки, но и ситуации, в которые могут попасть, ищут правильное решение вместе.

Игры «Вырази чувство глазами», «Моё настроение», психологические этюды «Азбука эмоций» помогают преодолеть нерешительность, скованность у застенчивых детей, способствуют самовыражению, развитию положительного отношения к себе.

В таких играх как «Шахматы», «Шашки»,  играх  на удачу, играх с правилами,

дети учатся не только выигрывать, но и достойно проигрывать, принимая проигрыш как ступеньку к новым победам, поэтому в нашей группе после игры существует обязательный ритуал рукопожатия, помогающий детям с уважением относиться

к соперникам по игре.

Дети нашей группы не только сами играют в разнообразные игры, но и с удовольствием придумывают и дарят свои игры малышам, показывают им кукольные спектакли (до пандемии).

Групповые ритуалы начала и окончания занятий, утренний и вечерний круг, дружеские посиделки, минутки общения, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, совместное пение и танцы также повышают общий эмоциональный фон и улучшают психологический микроклимат в группе.

Чтобы выявить уровень развития социального интеллекта, не обязательно проводить тестирование или использовать другие психологические методики. Воспитателю достаточно отметить у ребенка проявление следующих способностей.

Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:

-Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;

-Откликается на просьбы других детей

-С удовольствием занимается вместе со взрослым;

-Успешно действует под руководством взрослого;

-Принимает помощь взрослого;

-Часто взаимодействует со сверстниками;

-Моделирует различные отношения в сюжетно- ролевых играх;

-Проявляет лидерские способности;

-Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;

-Успешно разрешает конфликты со сверстниками;

-Действует самостоятельно;

-Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;

-Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от ра...

«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Социальный интеллект позволяет  самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия...

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.

Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...

Статья Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Борисова А.Ю., Будерецкая В.Г.

В данной статье освещена проблема и значимость развития эмоционального интеллекта у старших дошкольнико средствами экспериментальной деятельности...

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...

" Значение развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

    В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным усл...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

становление социального интеллекта влияют индивидуальные психологические особенности личности. К ним относят темперамент и любознательность. Социальный интеллект предполагает познание в субъект &mdash...