Проект "Традиции русского чаепития"
проект (старшая группа)

Воспитание гражданина и патриота своей Родины неразрывно связано с познанием духовного богатства и традиций своего народа. Поэтому перед нами встала проблема - пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с традициями русского народа, научить детей чтить и уважать их, понимать и любить культуру своей страны через реализацию проекта «Традиции чаепития на Руси».

Сейчас уже, конечно, чайные традиции не соблюдаются так строго, но неизменным остается одно: тепло и уют дома, где можно собраться за столом и выпить чашечку крепкого чая из начищенного до блеска бабушкиного самовара.

Тема нашего проекта «Чайные традиции на Руси» - очень актуальная тема сегодняшнего дня. Ведь чай можно смело назвать самым главным напитком в мире – напитком номер один. Благодаря соблюдению чайных традиций, которые передаются из поколения в поколение, мы тем самым сохраняем культуру своего народа.

Было бы неправильно утверждать, о непопулярности чая. У нас «чайная страна» и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Сейчас интерес к чаепитию возрождается. Мир без общения обедняет людей, не часто мы собираемся дома за большим столом для обеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_chaepitiya_na_rusi_bez_foto.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Золотая рыбка" города Черногорска

Проект

«Традиции чаепития на Руси»

2022г.

Автор проекта: Тасханова Л.Р.

.

Чай горячий, ароматный, И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет, Он усталость прогоняет, Силы свежие дарит, Всем за стол присесть велит
!

Актуальность проекта

Воспитание гражданина и патриота своей Родины неразрывно связано с познанием духовного богатства и традиций своего народа. Поэтому перед нами встала проблема - пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с традициями русского народа, научить детей чтить и уважать их, понимать и любить культуру своей страны через реализацию проекта «Традиции чаепития на Руси».

Сейчас уже, конечно, чайные традиции не соблюдаются так строго, но неизменным остается одно: тепло и уют дома, где можно собраться за столом и выпить чашечку крепкого чая из начищенного до блеска бабушкиного самовара.

Тема нашего проекта «Чайные традиции на Руси» - очень актуальная тема сегодняшнего дня. Ведь чай можно смело назвать самым главным напитком в мире – напитком номер один. Благодаря соблюдению чайных традиций, которые передаются из поколения в поколение, мы тем самым сохраняем культуру своего народа.

Было бы неправильно утверждать, о непопулярности чая. У нас «чайная страна» и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Сейчас интерес к чаепитию возрождается. Мир без общения обедняет людей, не часто мы собираемся дома за большим столом для обеда.

Вид проекта – познавательный.

Сроки реализации проекта – краткосрочный (январь-февраль 2022 г.).

Участники проекта: дети, педагоги.

Необходимое оборудование: персональный компьютер, принтер, бумага, доступ к ресурсам сети Интернет, фотоаппарат, музыкальный центр, мультимедийная установка.

Объект: Традиции чаепития на Руси.

Предмет: определение чаепития как национальной традиции.

Цель: формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с чайными церемониями на Руси.

Задачи:

1.Познакомить детей с историей чаепития на Руси.

2.Формировать устойчивый интерес и эмоционально положительное отношение к русским народным традициям чаепития.

3.Воспитывать уважение к народной культуре и традициям страны.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственные

Подготовительный

- обсуждение целей и задач проекта;

-планирование предстоящей деятельности;

-определение методов, форм организации деятельности;

- подбор дидактического материала для реализации проекта

январь

2022 г.

воспитатели

Основной

-исследовательская работа;

-экскурсия в городской музей;

-виртуальная экскурсия;

-творческая работа;

-создание папки-передвижки «Интересные факты о самоварах»;

- выставка рисунков «Самовар – души жар!»

февраль

2022 г.

воспитатели

дети

Заключительный

развлечение «В гостях у Самовара»

февраль

2022 г.

воспитатели

дети

 Реализация проекта

ОО

вид деятельности

методы и формы организации совместной деятельности

социально-коммуника-

тивное

развитие

игровая

сюжетно-ролевые игры:

 - «Вечерние Посиделки за чаем», «Кафе», «Магазин «Чайные радости», «Угости гостя чаем».

дидактические игры:

- «Угадай на вкус, что добавлено в чай», «Собери самовар из частей», «Сервировка стола к чаепитию».

словесные игры:

- «Назови ласково», «Что положили в чай?», «Чайные рифмы»

коммуникативная

НОД:

- «Традиции чаепития на Руси».

беседы:

- «Что такое самовар», «Правила поведения во время чаепития».

создание памяток «Правила чаепития»

развлечение «В гостях у Самовара»

познавательное развитие

познавательно-исследовательская

НОД:

- «Кто такой Самовар- генерал стола?»,

беседы:

- «Чайные традиции на Руси», «Каким бывает чай», «Откуда к нам пришел чай»

экспериментирование:

- «Как влияет чай на рост растений»,

презентации

- «Чайные церемонии»

просмотр видеороликов:

- «Русское чаепитие»

просмотр мультфильмов «Иван Иванович Самовар»,  «Тигренок в чайнике», «Пых, пых, Самовар»

виртуальная экскурсия в г. Тулу в «Музей самоваров»

конструирование из разного материала

- (конструктор Лего) «Чайный столик», «Угощения к чаю»

речевое развитие

восприятие художественной литературы, беседы

Разучивание пословиц, частушек о чае и чайных традициях 

 «Вечер загадок»

артикуляционная гимнастика «Иван Иванович Самовар»

чтение художественной литературы  

-К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», «Сказки о чае и целебных травах», Ю.Щербаков «Веселый чай», Г.Цыферов «Как лягушки пили чай»

художественно-эстетическое развитие

изобразительная

аппликация «Чайный сервиз»

лепка из пластилина «Самовар», «Чайная пара»

выставка рисунков «Самовар-души жар!»

НОД «Расписная посуда» (гжель, хохлома)

 работа с трафаретами, раскрасками по теме

музыкальная

слушание песен «Наш красавец – самовар» (муз.Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского), «Песня про Самовар»

физическое развитие

двигательная

подвижные игры:

«Чай, чай, выручай!», «Самовар

пальчиковая гимнастика «Мы выращиваем чай»

физминутки «Крутобокий самовар», «Самовар кипит, пыхтит…»

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. На уровне детей - будут сформированы представления о чаепитии как национальной традиции, понимание их значения в укреплении и сохранении семейных традиций. Дети научатся понимать, уважать и любить культуру своей страны.
  2. На уровне педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта, пополнение методической «копилки» тематическими презентациями, пособиями, картотеками и др.

Заключение

На протяжении трех столетий на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. Чаепитие органично вписалось в старинные традиции гостеприимства русского народа. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись правила этикета, утварь и угощения к чаю, но оставались неизменными правила гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением.

В нашем проекте мы отразили старорусские традиции чаепития. С течением времени некоторые правила приёма чая изменились, но то, что остается неизменным – это аромат душистого чая, теплота и уют семейного очага.

Список использованной литературы

1. Савельевских А.В. «Чай. Книга о том, как наслаждаться вкусом настоящего чая», 2005.

2. Иофина И О. «Чай и кофе: Секреты выбора, покупки и употребления», 2005.

3. Похлебкин. «Все о чае», 1989.

4. Журнал «Домашний очаг», № 11, 2006

5. Газета «Комсомольская правда» 30 сентября, № 39, 2005.

Приложение №1

Сценарий развлечения «В гостях у самовара»

Цель: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры.

Задачи:

- Вызвать эмоциональный интерес у воспитанников и создать атмосферу русского фольклорного праздника;

- расширить представления участников праздника о быте русского народа;

- способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры через чтение стихов, исполнение песен, игр;

- способствовать развитию творческих способностей воспитанников через продуктивную деятельность;

- воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы.

Ход развлечения:

Под музыку дети в народных костюмах, пританцовывая, входят в зал.

Воспитатель 1: Добрый день, уважаемые гости!

Сегодня у нас так уютно, как дома.

 Рады видеть всех в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному — посиделками называется. Веселья вам да радости!

Воспитатель 2: Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.

Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.

Воспитатель 1: Отдых - это не безделки.

Воспитатель 2: Время игр и новостей,

Воспитатель 1: Начинаем посиделки,

Воспитатель 2: Открываем посиделки.

Вместе: Для друзей и для гостей.

Воспитатель 1: Будем петь мы, и плясать, говорить о том, о сем.

А о чем же разговор завести сегодня нам?

Загадаю я вам загадку:

Стоит толстячок, подбоченившись бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

Ответ детей: Самовар.

Воспитатель 1: Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

История самовара:

Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Только на Руси пили чай из самовара.

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Фото-презентация самовара.

Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.

Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары: «банки», «рюмки», «шарики». У которых есть несколько подвидов: «арбуз», «дыня», «груша». Одни из самых красивых – самовары «ваза» и «цветок лотоса». А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – «паровоз», «петух» и «бочонок».

Дети рассматривают фото-презентацию самоваров.

Воспитатель 1: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.

Воспитатель 2: Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же нам гостей дорогих угостить, да попотчевать?

Входят 3 ребёнка, несут самовар и угощение.

Ребёнок 1: Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.

Эх, чай, чай, чай: Уж ты, кумушка, встречай!

Ребёнок 2: Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.

Ребёнок 3: Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!

К нам, смотри, не опоздай, а не то остынет чай.

Песня «В гости к самовару», муз. И сл. З. Роот.

Воспитатель 1: Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всеми ли слышно, всем ли места хватило? Как в народе говорится, в тесноте, да не в обиде!

Воспитатель 2: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Ребенок 1: Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Ребенок 2: Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку!

Ребенок 3: Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Ребенок 4: Самовар гудит, шумит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец – самовар.

Ребёнок: Самовару - 300лет, даже чайнику он дед.

Привезли его к Петру из Китая поутру.

Этот чайный генерал всем чаёчек разливал.

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого, ароматного чайку!

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!

Силы новые дает и друзей за стол зовет!

Воспитатель 1: Надо чаю настояться,

Водой нам нужно запасаться.

Только где ж набрать водицы?

Эй, девчата, на криницу!

Коромысла с ведрами берите,

Нам воды для чая принесите!

Песня-инсценировка «У колодца».

Воспитатель 2: Егорушка Катюше помог набрать водицы,

А наши самовары-то пусты.

Скорее к колодцу – воды набирайте,

Бегите к столу – самовар наливайте!

Игра «Наливаем самовар»

Дети делятся на две-три команды: встают в две-три шеренги, возле каждой команды стоит коромысло с ведрами. Звучит музыка. Ребёнок черпает воду из колодца (имитация) и, аккуратно несет «воду» -наливает в самовар, затем передает коромысло следующему игроку.

Воспитатель 1: Эх! Недаром в народе говорят: Чай не пьешь - откуда силу возьмешь? Какие пословицы и поговорки о чае вы знаете, давайте устроим соревнование.

Пословицы, поговорки:

1. За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.

2. С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.

3. Чай пьёшь – здоровье бережёшь.

4. Пей чай, беды не знай!

5. С чая лиха не бывает, а здоровье прибавляет.

6. Чай не пьёшь – где силу берёшь?

7. Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!

8. Чай пить – приятно жить!

9. Выпьешь чайку – позабудешь тоску!

10. Чай пить – не дрова рубить.

11. Самовар кипит – уходить не велит.

12. Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.

13. В Тулу со своим самоваром не ездят.

14. Выпей чайку - позабудешь тоску.

15. С чая лиха не бывает!

16. Пей чай, не вдавайся в печаль!

Воспитатель 2: Вот уже струится пар,

Закипает самовар!

Посиделки хороши!

От души и для души!

Всем на удивленье -

Большое представленье.

Ребенок (мальчик): Я — удалый молодец,

На ложках вам сыграю.

Братцы, выходите,

Девчат повеселите.

Песня-игра «Ложки», Д. Рытов.

Воспитатель 1: Пока самовар поспевает,

Хозяюшки дом убирают.

А ну-ка, веник берите,

Сюда бегите,

Чистоту наведите!

Игра «Весёлый веник».

(две команды из детей, по очереди проводят маленький мячик веником между кеглями)

Воспитатель 2: а теперь, детвора,

У нас ещё веселая игра.

Русская народная игра «Воробышек».

Условия игры:

Выбрать воробышка и поставить его в центр.

Воробышек пляшет и изображает то, что сейчас напевают.

Роль воробья меняется.

Хором: Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят?

Воробышек: Он не так, он не сяк и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидять.

Хором: Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?

Воробышек: Он не так, он не сяк и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидять.

Хором: Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?

Воробышек: Он не так, он не сяк и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодушки сидять.

Хором: Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?

Воробышек: Он не так, он не сяк и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодушки сидять.

Воспитатель 2: Молодцы у нас ребята!

А теперь на чай зовем,

И чайку мы всем нальем.

Сверху — пар, снизу — пар,

Вот он, русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Ребенок 1: Я хочу открыть секрет,

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

Ребенок 2: И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Воспитатель 1: И то верно! Очень полезен для здоровья травяной чай! И сейчас для знатоков и любителей чая мы проведём конкурс “Определите на вкус, что добавлено в чай” (чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком, чай с мёдом, чай чёрный байховый, чай с сахаром, лимонниковый, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др.).

Воспитатель 2: Чай у нас не простой,

А с лечебною травой.

Пейте, не разливайте.

Да на вкус определяйте.

(Дети называют, с чем заварен чай.)

Конкурс «Знатоки чая».

Воспитатель1: Ребята, наши посиделки подошли к концу. А   когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник - Пряник – разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение – Пряник - разгоняй!

Воспитатель 2: Посиделки – вечеринки,

У кого ты не спроси,-

Это – русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: до новых встреч!

Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ, посиделки закрывай!

Воспитатели: ставят перед детьми поднос с пряниками, приглашают всех за стол.

Приложение 2

Беседа с детьми «Правила поведения во время чаепития»

Обстановка во время чаепития, как правило, неофициальная, но все же следует соблюдать несколько простых правил. Классическое приглашение на чай подразумевает примерно двухчасовой визит. Не стоит задерживаться в гостях дольше, чтобы не стеснять хозяев и не нарушать их планов. Когда на званом приеме хозяйка складывает свою полотняную салфетку и кладет ее на стол – это знак гостям, что застолье окончено.

Разливать чай должна хозяйка, однако, если гостей много, она заранее может попросить кого-то из них помочь ей. На такую просьбу хозяйки не принято отвечать отказом.

Чашку с напитком нужно держать в правой руке. Чай следует пить не спеша, маленькими глотками. Недопустимо пить отдуваясь, громко втягивая его вместе с воздухом, причмокивать. Лучше не дуть на чай, а аккуратно и тихо помешивать ложечкой, чтобы он остыл. Очень медлить тоже не стоит, так как, остывая, напиток быстро утрачивает вкус и аромат. Кроме того, неуместно смотрится гость, одиноко сидящий за столом с чашкой чая, когда другие уже вышли. Когда ложечка уже не нужна, ее обязательно нужно вынуть. Не нужно облизывать ее и выскребать сахар со дна сахарницы. Не стоит подносить нож ко рту во время еды. При пользовании приборами следует по возможности делать это непринужденно, легко и умело.

Ни в коем случае не допускается кашлять за столом, при неожиданном приступе нужно отвернуться и закрыть рот рукой. Гости не должны критиковать блюда, поданные к столу, и присутствующих, а также следить, кто сколько ест, и разговаривать с набитым ртом. Принимающей стороне не следует рассказывать о цене блюд и о том, как трудно было подготовить застолье. Это может вызвать неловкость у гостей из-за того, что они своим визитом подвергли хозяев таким неудобствам.

Некоторые любят во время застолья смотреть телевизор, однако это невежливо по отношению к остальным, так как мешает беседе и отвлекает. Гость, требующий включить любимый сериал или передачу, проявляет тем самым неуважение к хозяевам. Лучше вместо телевизора включить негромкую музыку.

Собравшись уходить, следует поблагодарить хозяев за гостеприимство и пригласить их на ответное мероприятие.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, можно сказать, что чаепитие не сдает своих позиций. Появился своеобразный русский чайный этикет, в основу которого легли традиции чаепитий наших предков.

1. Чай в России пьют в любое время дня, на завтрак, обед и ужин. Чай пьют в чистом виде, с молоком или сливками, с лимоном или яблоками. Зимой в чай можно добавить коньяк.

2. К чаю непременно подают сладости: конфеты, пряники, печенье, выпечку.

3. К вечернему чаю стол накрывают цветной скатертью. Самовар или чайник ставят на маленький столик, вплотную придвинутый к краю стола, за которым сидит хозяйка, которая будет разливать чай. С «хозяйского» же края располагают чайную посуду.

4. В центр стола ставят вазочки с вареньем и сладостями, рядом — тарелки с печеньем и нарезанным лимоном, графины с соками, сливки или молоко, сахар, розетки для варенья.

5. Если чай заменяет ужин, на столе размещают масленки со сливочным маслом, тарелки с колбасой и ветчиной, другими продуктами для бутербродов.

Для каждого участника чаепития кладется чайная салфетка. Слева от тарелки кладется десертная вилка, справа — десертный нож.

Приложение 3

Беседа с детьми «Традиции чаепития на Руси»

Чаепития стали популярны в России со времен царя Алексей Михайловича. Почти сразу они заняли очень важное место в повседневной жизни всех слоев населения: чай пили крепостные и господа, селяне и горожане, аристократы и бедняки. В конце 19 начале 20 века русская интеллигенция собиралась на «чайные посиделки», которые сопровождались музыкой и пением и длились за полночь.

Распространение чая сопровождалось изобретением самовара, предназначенный для того, чтобы при помощи специальной нагревательной системы вода для чая всегда оставалась горячей. У любителей чая самовар в гостиной кипит, «урча», целый день.

Именно со времени появления самовара русскую традицию чаепития можно назвать «купеческой», ибо лучше всего ее характеризует именно этот образ. Самовар, крепкий ароматный чай, блюдце, сахар (обязательно вприкуску), сдоба, большое количество потребляемого напитка и непременное сёрбанье (втягивание горячего напитка в себя с воздухом и характерным громким звуком, причем, чем громче звук, тем больше удовольствие).

Обычай пить чай в среде русского купечества породил устойчивый (особенно на Западе) стереотип о «традиционном русском чае»: с самоваром, пирогами, баранками и т.д.

Прежде всего, нужно сказать о том, что разновидности культуры чаепития в России различались в зависимости от социальных слоев, очень интересно, то, что в других странах такое явление не имело места, но всем известно, что Россия – страна особенная.

Дворяне, например, почти полностью перенимали западную культуру во всех ее проявлениях. Поэтому все, что относится к чаю, с незначительными изменениями было заимствовано ими у англичан. А мещане – общественный класс вообще крайне своеобразный – старались объединить в своей манере пить чай и «дворянские», и «купеческие» элементы. Насколько удачным было это решение, судить уже не нам, но получилось следующее: самовар, баранки, пироги – в то же время попытки организовать общение и поведение в духе изысканных светских салонов.

У бедных людей чай имел особое значение и служил дешевым приятным угощением. Было принято звать на чашку чая, и в этом случае никто не ожидал обильного стола.

Повсеместное распространение чая уже в начале 19 века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития – душевной беседы за чашкой чая.

Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.

Русское чаепитие неразрывно связано с самоваром. Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Его растапливали еловыми шишками. Смолянистый, горьковатый аромат дымка расслабляет и успокаивает. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, придавая особый уют чайному столу.

Чаю заваривалось много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу. Заварка готовилась отдельно в заварочном чайнике и разбавлялась кипятком. Заваривали чай в большом толстостенном фарфоровом чайнике, долго сохраняющем тепло. В крышке обязательно должно быть отверстие для выхода пара. Чайник обдается кипятком, засыпается заварка. Прикрыть на 5 минут крышкой и салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай изменит свой вкус. Три–пять минут чай упаривается. Потом чай "женят". Что это значит? Чай из заварочного чайника отливается в кружку. Затем он выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Должен получиться вкусный ароматный напиток насыщенного цвета.

К чаю подавалось обилие традиционных сушек, баранок, пряников. И, конечно, на столе должно стоять варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, сироп – тягучим. Так же отдельно можно подать к чаю горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в печке.

Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1-2см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили в прикуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.

Традиционно в России пили индийский, черный байховый чай или "красный", как его называют в Китае. Но еще до появления чая на Руси заваривали пряные травы: мелиссу, зверобой, смородину, липу. Это было и дешевле и полезнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая душа русского чаепития - самовары!

Конспект занятия по возрождению Русских традиций....

Живая душа русского чаепития - самовары!

Конспект по возраждению Русских традиций...

"Русское чаепитие"

Досуг с родителями...

родительское собрание "Русское чаепитие"

родительское собрание "Русское чаепитие"...

В гостях у хозяюшки. Русское чаепитие.

В гостях у хозяюшки. Русское чаепитие....