Статья на тему: «Воспитание вежливости в дошкольном младшем возрасте»
статья (младшая группа)

Осипова Лариса Александровна

Цель проекта: Воспитание навыков культурного поведения посредствам речевого этикета,через разные формы работы.

Волшебные слова на самом деле могут творить чудеса!Культурно-речевое воспитание детей-дело большой социальной значимости. И уже с самых ранних лет необходимо прививать детям элементарные навыки вежливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_vezhlivosti_v_doshkolnom_mladshem_vozraste.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №36

г. Санкт-Петербург

Статья на тему: «Воспитание вежливости в дошкольном младшем возрасте»

 В настоящее время вежливость для детей – актуальна. Так как вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом.

 Многие исследователи отмечают, что вежливость необходимо начинать целенаправленно воспитывать в дошкольном возрасте. Применительно к дошкольному возрасту вежливость следует рассматривать, прежде всего, как культуру взаимоотношений – действенное проявление уважения к окружающим, внимание к просьбам взрослых и детей, умение договариваться со сверстниками.

Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный русский учёный А.М. Пешковский, «там, где дети учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:

1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, родителей, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.

2. Извиняться за причиненную неприятность: «Извините, пожалуйста», «Простите, пожалуйста».

3. При обращении с просьбой говорить: «Пожалуйста»,  «Будьте добры» и т.д.

4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: «Спасибо», «Благодарю вас».

5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.

6. Обращаться ко всем взрослым на «Вы», называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.

7. Уважать труд взрослых: не портить, не пачкать одежды, вещей; входя в помещение с улицы, вытирать ноги о коврик и т.д.; помогать взрослым, заботиться о младших братьях, сестрах.

8. Делать все старательно, всегда все убирать за собой (одежду, игрушки, книги и др.).

9. Не вмешиваться в разговор взрослых.

10. При обращении к взрослым говорить: «Разрешите спросить», «Скажите, пожалуйста» и т.д.; охотно отвечать на вопросы взрослых, не дичиться, но и не быть назойливыми, не прерывать взрослых, когда они разговаривают, выслушивать их до конца.

11. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает или болен.

12. Не бегать, не прыгать и не кричать в общественных местах.

13. Вежливо вести себя на улице: говорить не громко, ходить спокойно, не обращать на себя внимание окружающих, ходить по тротуару, не задевая прохожих, не размахивать руками.

14. Прежде чем войти в чужую комнату, постучаться.

15. Благодарить за еду, не выбирать себе лучшие куски, брать подряд, что лежит ближе. При выходе ставить стул на место.

16. Старший дошкольник должен оказывать внимание и услуги взрослым: предложить стул, уступить место, пропустить взрослого вперед, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь; поддержать, понести вещи.

 Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.

 После того, как ребенок начинает активно набирать словарный запас, вежливые слова вскоре появляются в языке. Но это произойдет только в том случае, если малыш их слышит от окружающих. Уже 1,5-2-летние карапузы могут произносить волшебные слова «спасибо», «пожалуйста». В первую очередь, ребенка следует научить словам приветствия, и хотя слово «привет» легче, но после 3-х лет нужно учить малыша именно слову «здравствуйте». Говоря его, мы обозначаем, что тот, кому мы его адресуем, существует для нас, мы желаем ему добра и здоровья. Также нужно научить ребенка словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе трехлетнего ребенка: он должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их использовать.

Дошкольник должен освоить:

Навыки, связанные с личной опрятностью;

С культурой еды — поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;

С культурой общения со взрослыми и сверстниками дома и в общественных местах.

Личный пример. 

Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей.

Самый простой способ научить малыша здороваться - это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, - здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.

Работа с родителями.

Воспитание вежливости у детей невозможно без участия родителей. Необходимо взаимодействие педагога с родителями по вопросам воспитания вежливости детей

Родителям предлагаем консультации «Воспитание вежливости у детей», «Как приучить ребенка вежливости?», «Вежливость в детском возрасте и ее формирование», папки-передвижки, памятки  и т.д.

Вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы формируем культуру поведения детей, а следовательно закладываем основу для формирования общей культуры человека.

Если будем вежливы каждый день и час – станет мир счастливее в миллионы раз!

Игра. 

 Эффективным средством воспитания вежливости  дошкольников является игровая деятельность. Игра составляет основное содержание жизни дошкольника, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом, и учением. Многие серьёзные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: в процессе игры ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.

Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.  Помогут любые игрушки: это могут быть мягкие зверушки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть бесконечно много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях.

 Для поддержания формы можно периодически играть в игру «кто больше назовет вежливых слов» или игра «Вежливый ручеек (Дети стоят парами друг за другом, держась за руки; руки подняты вверх. Ведущий проходит между пар и выбирает себе партнёра. Оставшийся без пары становятся новым ведущим. Ребёнок, выбрав пару, должен сказать своему партнёру любое вежливое слово, а следующему ведущему передать «золотой ключик Буратино». В игре дети проговаривают вежливые слова, воспринимают их на слух, говорят дуг другу добрые слова, помогают вспомнить нужное слово тому, кто не может подобрать его для игры. Проводится с целью проверки эффективности методов работы и подтверждения или опровержения гипотезы).

Чтение. 

Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.Читая ребенку любую сказку, глядя вместе мультики, детские фильмы необходимо обращать внимание на ценность вежливости, обсуждать поступки сказочных героев.  Можно придумать сказку или историю специально, чтобы проиллюстрировать ту или другую форму вежливого обращения. Предложить малышу оценить каждый поступок главного героя, попросить его придумать самый оптимальный вариант решения конкретной ситуации. Важно, чтобы в рассказе были не только негативные проявления, но и правильные поступки

Предоставление права выбора. 

Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали "Здравствуйте!", ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите мaлыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.

Похвала.

 Похвала для маленьких детей - замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения мaлыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с..." или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни. Воспитывая вежливость, необходимо всегда делать акцент на хорошем, а именно: время от времени хвалить ребенка, когда он ведет себя правильно, вежливо (благодарит за обед, здоровается). За правильное поведение малыша лучше всего поощрять лаской и вниманием. А если малыш что-то делает не так, наиболее действенным наказанием для него будет игнорирование, а не ругань и шлепки. Ведь часто плохое поведение у детей — это всего лишь способ привлечь родительское внимание, а если внимание не появляется, ребенок понимает, что метод не эффективен, и перестает себя плохо вести.

Сознательное закрепление норм вежливого поведения начинается в возрасте около 3-х лет. Ребенок переживает кризис 3-х лет, может временно стать совсем невежливым, вести себя капризно, а порой и агрессивно с окружающими. В это время малыш постоянно проверяет родителей: а действительно ли нельзя то, чего нельзя? «Что будет, если я скажу плохое слово или без разрешения съем конфетку? А если покажу язык и нагрублю бабушке?», — думает маленький исследователь и начинает действовать. Это происходит не из вредности или испорченного характера, а потому, что ребенк обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного. Именно этот период является благоприятным для того, чтобы научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое обращение, потому что оно, как раз, и связано с границами допустимого.

Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что  ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.

Цель:

создать условия для развития речи, коммуникативных навыков дошкольников и младших школьников;

учить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Задачи:

  • Учить детей выражать чувства добрыми словами;
  • Формировать навыки вежливого обращения;
  • Воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Если будем вежливы каждый день и час – станет мир счастливее в миллионы раз!

Литература:

  • В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В.Осеева «Волшебное слово»,
  • А.Усачев «Уроки вежливости»,
  • Е. Ульева «Вежливые слова»
  • Н.Носов «Огурцы»,
  • И.Пивоваров «Вежливый ослик»,
  • Н.Чуб «Азбука вежливости»,
  • К.Реннер «Сказка про вежливые слова»
  • Н.Юсупова «Вежливые слова»
  • А.Барто «Вежливые слова»
  • сл.Танича «Чудесные слова»
  • А.Неелова «Осенняя сказка»
  • А.Каралийчев «Ушки неслушки»
  • Н.Артюхова “Трудный вечер”
  • Н.Артюхова “Бабушка и внук”
  • Н.Артюхова “Мяч и песочные пироги”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста.»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни.Самостоятельность должна воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность,...

Статья на тему: «Воспитание культурно- гигиенических навыков младшей группы».

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

Самостоятельность должна воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

Воспитание вежливости у детей младшего возраста.

Совет  родителям что читать детям о правилах дежливости и этикета....