Консультация для педагогов Авторская методика «Бумажное путешествие»: игровая и экспериментальная деятельность с детьми.
консультация

Вахрушева Ольга Александровна

Авторская методика «Бумажное путешествие» подходит для работы с детьми от 4 до 8 лет. Она объединяет игру на бумаге, режиссерскую игру, изобразительную, экспериментальную деятельность, интегрирует в образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Методика подразумевает игру в двух пространствах: плоском и объемном – и дает возможность научиться переносить объем на плоскость. Методика позволяет соединять разные виды деятельности и решать задачи из разных образовательных областей параллельно. Игра будет развивать образное мышление, воображение и интерес дошкольников к творчеству, их инициативность и любознательность. Во время игры по такой методике можно отработать и закрепить с детьми представления об окружающем мире от форм и цветов с младшей группой до причин и следствий с подготовительной. Дошкольники смогут закрепить навыки совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми, обогатят словарный запас. Полезным будет и навык двигаться по схеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Авторская методика «Бумажное путешествие»: игровая деятельность с детьми.

Игра для дошкольников – самая эффективная форма образовательной деятельности. При этом ее эффективность во многом зависит от участия в ней педагогов. Многие испытывают с этим трудности. Одним сложно принять на себя роль партнера в игре с детьми, другие не оставляют на нее в плане времени, чтобы успеть решить обучающие задачи. Методика «Бумажное путешествие» поможет педагогам включиться в игру и реализовать образовательную деятельность с детьми в игровой форме. Дети освоят в игре новые знания и после основной части продолжат играть самостоятельно.

Учитывайте особенности детской игры

Чтобы проводить игру с детьми, педагогам необходимо понимать, как сами дети видят ее, и настраиваться на свою роль партнера, а не лидера.

Как игру воспринимают дети. Во время игры для детей существуют только игровые роли, игровая ситуация, игровое пространство и игроки – остальное для них неважно. Они верят в правдивость того, что происходит в игре. Они эмоционально проживают чувства персонажей, в которых играют.

Еще одна особенность – дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача. Обстановку вокруг дети воспринимают как часть игрового пространства, достраивают ее в воображении: группа может быть и морем, и лесом – все зависит от сюжета игры.

Как педагогу включаться в детскую игру.

Важно, чтобы дети играли, потому что им интересно, а не потому, что их заставили. Поэтому педагог должен только направлять игру детей – давать им возможность самим принимать игровые решения и действовать. При этом педагог должен быть включенным в игру. Включенность выражается не только в активных действиях, но и в положительных эмоциях. Дети быстро считывают эмоции взрослых, и именно эмоционально положительный настрой педагога – основа эффективного взаимодействия с ребенком в игре.

Если педагогам трудно включаться в игру с детьми, предложите им карту с вопросами для самоанализа. Ответы на вопросы помогут педагогам выявить проблемы с активностью и вовлеченностью в игры дошкольников и проработать их.

Организуйте игру по методике «Бумажное путешествие»

Авторская методика «Бумажное путешествие» подходит для работы с детьми от 4 до 8 лет. Она объединяет игру на бумаге, режиссерскую игру, изобразительную, экспериментальную деятельность, интегрирует в образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Методика подразумевает игру в двух пространствах: плоском и объемном – и дает возможность научиться переносить объем на плоскость.

Какие задачи решает методика.

Методика позволяет соединять разные виды деятельности и решать задачи из разных образовательных областей параллельно. Игра будет развивать образное мышление, воображение и интерес дошкольников к творчеству, их инициативность и любознательность. Во время игры по такой методике можно отработать и закрепить с детьми представления об окружающем мире от форм и цветов с младшей группой до причин и следствий с подготовительной. Дошкольники смогут закрепить навыки совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми, обогатят словарный запас. Полезным будет и навык двигаться по схеме.

В этой игровой методике ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя, говорит от его лица, представляет себе определенное пространство, может менять игровую ситуацию по ходу действий. В роль вживаются и воспитанник, и педагог. Все это важные признаки игры.

Педагог получит возможность не только обучить воспитанников чему-то новому или повторить материал, но и провести небольшую диагностику детей. Скорее всего, выбор персонажа и его характера покажет психоэмоциональное состояние воспитанников, желание проиграть какую-то ситуацию из жизни. Поведение каждого ребенка во время игры, его рисунки также могут показать, все ли у дошкольника благополучно, не нужна ли ему помощь.

Какое оборудование использовать.

Чтобы организовать игру по методике «Бумажное путешествие», не нужны финансовые затраты. Воспитателям понадобятся: крафтовая бумага, которую можно заменить обоями или ватманом, цветные карандаши, фломастеры, мелки, пластилин или его аналог, клей, ножницы, картон, маленькие фигурки животных и человечков, домики и детали из конструктора.

Как играть.

Чтобы начать игру, педагог раскладывает на полу бумагу длиной 3–5 метров, в зависимости от количества детей. Затем посередине рисует основную дорогу, по которой будут идти персонажи, и важные исходные элементы для игровой ситуации. Каждый ребенок, как и воспитатель, выбирает себе одну фигурку и действует в игре от лица этого персонажа.

После того как педагог разложит листы и нарисует на них основные элементы для игры, а дети выберут себе фигурки, которыми будут ходить, все располагаются вокруг листа и представляются от лица персонажа: кто они, что они любят. Например, я – мальчик, люблю играть в мяч и читать книжки.

Затем педагог приглашает детей в путешествие. По дороге персонажи попадают в разные ситуации, узнают что-то новое и применяют свои знания, чтобы решить определенные задачи.

Воспитатель описывает то, что происходит в мире игры: например, если игра проходит летом, педагог говорит, что все вокруг зеленое, цветут цветы поют птички – и предлагает детям нарисовать это. Воспитатель проводит детей по сюжету, предлагает дополнять игровой мир поделками, например, из пластилина, прятать персонажей в их домики, ходить в гости. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить высказывать догадки или пожелания, что будет ждать их дальше «по дороге».

Таким образом, в ходе «бумажного путешествия» важно задавать детям вопросы, комментировать действия персонажей, предлагать детям высказывать мнение, как они могут решить ту или иную ситуацию.

Какие игровые кейсы использовать.

Чтобы реализовать методику «Бумажное путешествие» лучше предлагать детям такие игровые кейсы, которые отражают ситуацию вокруг них в данный момент. Например, брать за основу текущее время года. Детям легче будет воспроизвести игровую ситуацию, а педагог сможет актуализировать их знания о сезонных явлениях. Во время одной из игр можно вспомнить с детьми правила поведения во время дождя и грозы, свойства мокрого песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по познавательному развитию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

В копилке каждого педагога пригодится информация о правильном планировании опытно- экпериментальной деятельности с детьми....

Мастер-класс по организации различных видов игровой и экспериментальной деятельности с детьми

Игровая активность — это организованная деятельность, предполагающая направление умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленной игровой задачи....

консультация для педагогов: Познание окружающего мира по средствам опытно - экспериментальной деятельности"

Консультация для педагогов:  Тема: «Познания окружающего мира по средствам опытно –экспериментальной деятельности»....

Консультация для педагогов Авторская методика «Бумажное путешествие»: игровая деятельность с детьми.

1. Особенности детской игры2. Как игру воспринимают дети3. Как педагогу включаться в детскую игру4. Игра по методике "Бумажное путешествие"5. Какие задачи решает методика6. Какое оборудовани...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование наглядного материала при оформлении экспериментальной деятельности в ДОУ»

В данной ппубликации  вы познакомитесь со способами фиксации детского экспирементирования в разных возрастных группах....