Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя родина- поселок Сява»
методическая разработка (подготовительная группа)

Смирнова Люция Харисовна

Мероприятия проводятся в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_rodina-_poselok_syava.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сявский детский сад «Колокольчик»

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников

«Моя родина- поселок Сява»

http://www.ecoinfo.by/wp-content/uploads/2018/12/566f0d6b1a6c0.jpg

Составила:

Смирнова Л. Х.

2020 г.

Участники проекта:

воспитатели, родители, воспитанники подготовительной группы

Срок реализации:

ноябрь 2020 г.

Тип проекта:

Краткосрочный

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель проекта: воспитание чувства гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с родным поселком (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто прославил поселок, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.

2. Учить детей ориентировке на улицах села, соблюдению правил безопасного передвижения по селу.

3. Расширить знания детей о флоре и фауне Шахунского района и Нижегородской области.

4. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

5.  Воспитывать интерес и любовь к родному поселку, области, умение видеть

прекрасное, гордиться им.

Планируемые результаты и продукты проекта:

1.Дети могут знать и называть место проживания: поселок, район, области, некоторые предприятия родного села и их значимость; символику района, достопримечательности, области.

2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с

удовольствием идти в детский сад.

3. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

Результат деятельности детей: выставка рисунков.

Аннотация:

Мероприятия проводятся в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Актуальность темы: Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.

Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:

1.  Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение

Отечеству;

2.  Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

3.  Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села,  Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

1.Создание предметно – развивающей среды в детском саду.

2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.

3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.

Основной этап работы:

Название мероприятий

Тема

Работа с детьми

ООД

Речевое развитие, познавательное развитие:

Беседа «Моя Родина- Россия»

Беседа «История посёлка Сява»

Продуктивные виды деятельности:

«Моя семья» - рисование

 «Кукла в русском народном костюме» - рисование

Художественно-эстетическое развитие: (музыка)

Прослушивание аудиозаписей:

 «Гимн России», «Липовая аллея», «Родная сторона», «С чего начинается Родина».

Игры  

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Дом», «Дочки-матери»

Подвижные игры: «Ручеек», «Горелки», «Волк во рву», «Городки».

Целевая прогулка

Экскурсия:

«К памятнику воинам, павшим в ВОВ»

«Детская библиотека поселка»

«Подвесной мост на реке Какша»

«Пожарная часть»

«Дворец спорта «Лесохимик»

Работа с родителями  

Оформление мини-коллекций «Достопримечательности Нижегородской области», «Мой любимый поселок».

Изготовление фотоальбома «Поселок Сява».

Консультации для родителей по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

 «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Заключительный этап:

Выставка рисунков «Достопримечательности поселка».

Итог проекта:

В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории района, поселка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш район, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, тогда можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Приложение 1

МОЯ РОДИНА – РОССИЯ

(беседа на патриотическую тему с детьми подготовительной группы)

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения

к своей Родине.

Задачи: ознакомление  детей  с  такими  понятиями,  как  «Россия»,  «Родина», «Отечество»;  обзорное  ознакомление  с  символикой  и  Гимном  России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).

Рекомендации.

Беседа  носит  обзорный  характер.  Более  подробно  дети  познакомятся  с данной  темой  в  начальной  школе.  В  доступной  и  понятной  детям  форме воспитатель  знакомит  их  с  такими  понятиями,  как  «Родина,  Россия».  Эти  два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира  –  в России. Россия  –  наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще  и  малая  Родина.  Это  то  место,  где  он  родился  (город,  село,  деревня)  и живет (дом, семья).

Ход беседы

Вопросы:

1. Как называется село, где ты живешь?

2. Расскажи о своем доме и своей семье.

Воспитатель.  В  нашей  стране  очень  много  больших  и  малых  городов, деревень  и  сел.  Все  они  по-своему  красивы.  Но  самым  большим  городом считается  город  Москва.  Москва  –  столица  нашей  Родины.  (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

В  России  проживают  люди  самых  различных  национальностей  (казахи, калмыки,  татары,  чуваши,  таджики,  башкиры,  удмурты  и  многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

Вопросы:

1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

Россия  является  и  нашим  Отечеством  –  местом,  где  жили  наши  предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей.  (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы  должны  гордиться  тем,  что  нашими  соотечественниками  были Ломоносов  –  ученый,  чьи  открытия  и  труды  принесли  много  пользы  всему человечеству;  Чайковский  –  великий  русский  композитор,  чье  имя  знает  весь мир.  Первый  человек,  покоривший  космос,  был  русским  –  Юрий  Алексеевич Гагарин.  Эти  и  многие-многие  другие  люди  прославили  наше  Отечество своими делами и подвигами.

У  каждой  страны  мира  есть  своя  символика,  то  есть  знаки  отличия  –  свои флаг, герб и гимн.

Российский  флаг  трехцветный,  то  есть  бело-сине-красный.  Каждый  цвет имеет свое значение.  Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный  –смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб  России  –  двуглавый  орел  –  символ  мудрости  и  бесстрашия,  ума  и

великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн  –  самая  главная  песня  России.  Гимн  исполняется  в  особо торжественных  случаях.  Исполняется  и  слушается  гимн  стоя.  (Дети прослушивают  в  записи  российский  гимн,  беседуют  о  его  содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

Государственный гимн Российской Федерации

Слова С. Михалкова Музыка А. Александрова

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Припев:    Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Слова  к  российскому  гимну  написал  известный  писатель,  поэт  –  Сергей Михалков.  Его  произведения  знают  и  любят  дети  потому,  что  почти  все  свое творчество он посвятил детям.

Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

Множество  прекрасных  песен  и  стихов  посвящено  России.  В  них прославляется  наша  Родина,  ее  леса  и  поля,  реки,  рассказывается  о  любви  и гордости  за  свою  страну,  маленькую  и  большую  Родину.  У  русского  народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

  Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

  Родина – мать, умей за нее постоять.

  Русь богатырская.

  Где кто родился, там и пригодился.

  Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Наша малая родина называется Нижегородская область, Шахунский район, поселок Сява.  

Вопросы:

1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)

2. Назови область, в которой ты живешь. (Нижегородская)

2. Как называется поселок, где ты живешь? (Сява)

3.  Как  называется  город,  который  является  столицей  нашей  Родины?

(Москва.)

Творческие задания:

1. Нарисуй свою малую и большую Родину.

2.  Аппликация  российского  флага.  (Для  этого  понадобятся  бумага  белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)

Приложение 2

Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие

его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.  Адресованные  детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Приложение 3

Консультация для родителей:

« Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников »

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье.

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало.

И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. .

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой.

Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой.

Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации для родителей.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, детского сада.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение 4

Экскурсия на реку Какша в поселке Сява, Нижегородской области

для старших дошкольников.

Цель экскурсии меняется в зависимости от времени года, но главным остаётся созерцание вида реки и окружающей природы. Таким образом в разное время года ставятся разнообразные обучающие, развивающие и воспитательные цели:
- наблюдение за изменениями в природе и наблюдение за жизнью обитателей реки и леса;
- проведение десантов по очистке территории от мусора;
- по желанию воспитанников делаем зарисовки видов, открывающихся с возвышенности.

Большая Какша (Какша) — река в Кировской и Нижегородской областях России, левый приток Ветлуги. Протекает по территории Шабалинского, Шахунского и Ветлужского районов. 
В верхнем течении называется Какша. 
Длина реки составляет 138 км, площадь водосборного бассейна — 2250 км².
Река представляет интерес для сплавов первой категории – на байдарках и катамаранах, можно сплавляться на резиновых лодках.
Название произошло от марийского слова:  какша – марийское родоплеменное название, отсюда произошло название реки Кокшага, что в Марий Эл!
Также с марийского какша – это нарыв, чирий.                        

История края.

Когда-то, давным-давно, среди густого темного леса тихо и спокойно несла свои воды глубоководная река.
Местами ее берега выделялись белыми песчаными пятнами, за это марийцы, селившиеся у реки, прозвали ее Какша, что в переводе означает «песчаная коса». Есть и другие версии названия реки:
1) Какша- лесная птица, коршун, ястреб.

2) Какша- развилка двух рек от которых она берет начало. Богата была речка разнообразной рыбой, много птиц садилось на ее светлые воды. Занимались поселенцы рыболовством и охотой.

Были у Какши и помощники - притоки: Малая Какша, Сявка, Вахтанка. Вахтанка получила свое название от поселка Вахтан, который был назван по имени марийского князя Вахтана. Эти речушки брали начало от маленьких родничков в лесах. Хотя они не были такими широкими и глубокими, как Какша, но оказывали хорошую помощь своей старшей сестре, делая ее еще более полноводной. Одна за другой на берегах реки появлялись деревеньки. У каждой было свое звучное неповторимое название. Монахи, посланные из Макарьевского монастыря на освоение новых земель, увидели на месте одной деревни много хмеля, а вица- тонкий прут, в данном случае лоза хмеля – отсюда и пошло название Хмелевицы. Ченебечиха названа по прозвищу жительницы этой деревни, бывшей замужем за татарским ханом Ченебеком. Деревню Горелая назвали так после большого пожара, где полностью сгорела мельница- кормилица крестьян.
Существует очень интересная легенда о возникновении и названии нашего поселка Сява. В охотничьем домике в лесу жил крестьянин Савва. У него была красавица дочь, на которую засмотрелся местный помещик. Он забрал девушку у отца, увез в свою усадьбу и там над ней издевался. Девушка не вынесла позора и утопилась. Савва сговорился с лесными разбойниками отомстить помещику. Они убили барина и вместе с Саввой ушли жить на берег Какши. Там они начали строить избы… Так появилось поселение, которое назвали по имени первостроителя Саввы. Потом произошли изменения в названии, которое стало звучать ласково - Сява, речка, впадающая в Какшу - Сявка.

Эколого-биологическая характеристика реки.

Богата и разнообразна живая природа в бассейне реки Б. Какша. Леса, которые находятся по берегам реки объединили в себе элементы природы Сибири и Запада в удивительно гармоничный союз.

Ель, сосна и пихта в наших краях живут рядом с дубом, вязом, кленом. Берега реки - это леса: сосновый бор, ельник, смешанный лес и дубрава. Дубравы в настоящее время сохранились только в поймах рек и являются, можно сказать, уникальным природным явлениям. Еще одна особенность бассейна реки Б. Какша – наличие озер-стариц. Форма озер различна – от круглой до продолговатой.

Растительный мир прибрежных лесов очень разнообразен и представлен следующими видами растений:

  • Деревья: ель и сосна обыкновенная, лиственница русская, береза, ольха серая, дуб черешчатый, осина, липа, мелколистная, клен остролистый;
  •  кустарники: можжевельник обыкновенный, крушина ломкая, волчье лыко, черемуха, лещина и др.;
  •  кустарнички: черника, голубика, брусника;
  • травянистые растения: папоротники, кислица обыкновенная, седмичник обыкновенный, плаун булавовидный, сныть, копытень европейский, медуница неясная, хохлатка, Галлера. Прострел весенний и ландыш майский - занесены в Красную книгу.
  • растения пойменных лугов: пырей ползучий, вейник наземный, костёр безостый, различные виды клевера, бобовых. Обильно представлено разнотравье – колокольчики и лютики, смолка и гвоздика. Таволга вязолистная один из типичных представителей поймы. Водные растения реки и заводей, озёр-стариц разнообразны по своему положению в водоёме, один из них целиком находится под водой, полностью погружены (элодея, роголистник, рдест). Другие погружены в воду только своей нижней частью (хвощ приречный, стрелолист, камыш озерный).

Некоторые обитатели водоемов имеют плавающие листья, но их корневища прикреплено ко дну (кубышка, кувшинка) животный мир реки. Какша и её окрестности представлен разными группами животных это –

  • безпозвоночные: черви, насекомые (водомерки, водяные клопы, личинки стрекоз и другие), малюски, раки;
  • рыбы: щука, язь лещ, окунь, плотва, ёрш, пескарь, и другие;
  • амфибии: лягушки и тритоны;
  • рептилии: ящерицы и змеи;
  • млекопитающие: лось, волк, медведь, лиса, заяц, кабан, бобр, выдра, ондатра и другие;
  • птицы: чайки, утки, гуси, журавли, совы, иволги, дятлы и другие.

В летнее время сплав и рыбалка возможны в среднем и нижнем течении Большой Какши, в русле реки мешают коряги и топлёнки. В сухой год сплав возможен только в нижней части реки и по Ветлуге.

Умение слушать окружающий мир рождает удивление перед чудом природы. Использование акустической технологии включает такие формы работы с детьми, как: 
- слушание птиц и распознавание их по голосам;
-обучение пользованию звукозаписывающими устройствами (на традиционные диктофоны и более современные записывающие средства); 
- восприятие звуков живой природы (голоса птиц, шум реки); 
- слушание леса весеннего, летнего, осеннего, зимнего и сопоставление звуковых рядов.
Эта технология важна с точки зрения обогащения сенсорного опыта, так как способствует формированию художественного образа природы, рождению эстетических переживаний. 
Для того, чтобы дети лучше усвоили пройденный материал и больше знали о своём родном крае во время экскурсии проводим викторину.


Викторина «Тропинками родного края».


Как называется река в нашем поселке?
Ответ: Какша.

Какие притоки у реки Какши?
Ответ: Малая Какша, Сявка, Вахтанка. Вахтанка
Какие деревья растут на берегу Какши?
Ответ: Дуб, ольха, береза, сосна, ель, липа, клен.
Какие рыбы водятся в реке Какше?
Ответ: Щука, язь лещ, окунь, плотва, ёрш, пескарь, и другие.
Какие речные амфибии и рептилии обитают в реке Какше?
Ответ: лягушки и тритоны, ящерицы и змеи.

Какие млекопитающие живут рядом рекой Какшой?
Ответ: лось, волк, медведь, лиса, заяц, кабан, бобр, выдра, ондатра и другие;
Какие птицы прилетают на берега реки Какши?
Ответ: чайки, утки, гуси, журавли, совы, иволги, дятлы и другие.

Расскажите историю – легенду о поселке Сява на берегу Какши.

В охотничьем домике в лесу жил крестьянин Савва. У него была красавица дочь, на которую засмотрелся местный помещик. Он забрал девушку у отца, увез в свою усадьбу и там над ней издевался. Девушка не вынесла позора и утопилась. Савва сговорился с лесными разбойниками отомстить помещику. Они убили барина и вместе с Саввой ушли жить на берег Какши. Там они начали строить избы… Так появилось поселение, которое назвали по имени первостроителя Савва. Потом произошли изменения в названии, которое стало звучать ласково - Сява, речка, впадающая в Какшу - Сявка.

В конце экскурсии для закрепления материала о животном мире Нижегородской области предлагаю упражнение «Найди пару». 
Группа: 8-10 человек. (желающие)
Время: 15-20 мин.
Материал: заранее заготовленные карточки с названиями животных родного края.
Инструкция: Я раздам вам карточки, на которых изображены животные Нижегородской области. Изображения повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет изображен волк, знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также изображен волк.
Воспитатель раздаёт карточки (если в группе нечётное количество участников, воспитатель тоже принимает участие в упражнении).
«Посмотрите, пожалуйста, кто на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы животного видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдёте свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, воспитатель спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость и в игровой форме закрепляется пройденный материал. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим. После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Технология контемплятивно-акустического освоения мира открывает широкие возможности исследования мира природы.


Литература:
1.Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития “ЭкоПро”, Образовательный портал “Мой университет”,
2.Карпушева Е.Т. Экспедиция: традиция и инновация в экологическом образовании. - Проблемы экологического образования: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. С. 241.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - Керчь"

Цель: Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному городу, чувство патриотизма, гражданственности....

Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Родина на ладошке»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать...

Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Родина на ладошке»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию. На тему: "Родина наша - Россия"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию. На тему: "Родина наша - Россия"...

Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Моя родина» в подготовительной группе

   Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Моя родина» в подготовительной группе...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя малая Родина».

Цель проекта: Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым....