Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Моя родина» в подготовительной группе
проект (подготовительная группа)

Евстратикова Татьяна Михайловна

     Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Моя родина» в подготовительной группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nravstvenno.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

    Нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Моя родина» в подготовительной группе

 

Проект по организанции нравственно-патриотического воспитания дошкольников

«Моя родина»

 Оглавление

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность и обоснованность проекта.
  3. Цели и задачи.
  4. Ожидаемые результаты.
  5. Этапы реализации проекта.
  6. Формы взаимодействия с детьми и родителями.
  7. Распределение содержания по разделам
  • «Мой дом, моя семья»
  • «Мой детский сад»
  • «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди»
  • «Мой край»
  • «Моя страна Россия»

8. Заключение.

9. Список использованной литературы.

10. Приложение.

Паспорт проекта

1.

Вид проекта

Творческо-информационный

2.

Продолжительность

Долгосрочный

3.

Участники проекта

  • Дети подготовительной  группы
  • Родители
  • Воспитатели

4.

Общая характеристика проекта

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

  1. «Мой дом, моя семья»
  2. «Мой детский сад»
  3. «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди»
  4. «Мой край»
  5. «Моя страна Россия»

 Итоговое мероприятие: викторина «Моя родина»

Актуальность и обоснованность проекта

«…вопрос о патриотическом воспитании

 молодежи – это разговор о самом главном:

о ценностях, о нравственных основах,

на которых мы можем и должны строить

нашу жизнь, воспитывать детей,

развивать общество, в конечном итоге

укреплять нашу страну»

В.В. Путин

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для воздействия на ребенка, так как образы детства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В разные времена многие известные люди нашей страны пытались дать ответ на вопрос: что же такое патриотизм? Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство»

Д.С. Лихачев отмечает, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, придавая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на перекати-поле. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи, по мнению ученого, начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

«Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины». – писал В.А. Сухомлинский.

В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств.

Основным приоритетом сегодня выступает личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Возникает вопрос, как же помочь ребенку реализовать свои возможности, не погасить их, а если повезет, то и развить, поднять ребенка на более высокую ступень? Считаю, что одним из инструментов такого взаимодействия является нравственно-патриотическое воспитание ребенка. В процессе этой работы и можно удовлетворить страсти ребенка, о которых говорит нам Ш.А. Амонашвили (страсть к Развитию, Свободе, Взрослению). Для этого создаются условия развития ребенка в обществе, ребенок постигает это общество, его историю, культуру, нравственные ценности, тренируется в умении преодолевать трудности, а главное, научается любить. В процессе живого общения со взрослыми (родителями, воспитателями, интересными людьми родного города и т.д.), а также с великими людьми России (творчеством поэтов, писателей, художников и т.д.) ребенок удовлетворяет свою страсть к развитию и взрослению. Страсть к свободе будет удовлетворена тем самым мигом свободного выбора, когда ребенок будет выбирать ту или иную игру, направленную на нравственно-патриотическое воспитание, когда ребенок будет решать о ком из членов своей семьи он хочет рассказать, стихотворение какого поэта он хочет выучить, про какое место своей страны, края, города он хочет узнать, рассказать и т.д.

  В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. А что может быть естественнее чувств? Поэтому именно нравственно-патриотическое воспитание может естественным образом вести развитие ребенка, развивая его природные качества, удовлетворяя страсти.

Целью нравственно-патриотического воспитания является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

В связи с этим, очевидна и неоспорима актуальность решения проблем патриотического воспитания  детей дошкольного возраста.

В ходе  работы был выявлен невысокий уровень заинтересованности родителей вопросами нравственно-патриотического воспитания детей, часто дети не знали имен своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках, не могли назвать свой домашний адрес, путались в понятиях «город, край, страна».  А также требовала пополнения в соответствии с возрастом детей развивающая предметно-пространственная среда. Без заинтересованности  и участия родителей это представлялось достаточно проблематичным. В связи с этим были намечены цели по нравственно-патриотическому воспитанию детей и привлечению родителей в этот процесс. Был разработан проект «Моя родина», который реализуется с сентября 2018 года по май 2019 года (рассчитан на старшую группу). Продолжение работы в этом направлении (в подготовительной группе) планируется.

Цель проекта:

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о природе родного края, об улице, на которой живет ребенок, родном городе, о быте наших предков, о России.

Задачи проекта:

  • расширять представления детей о семье, доме, городе, в котором они живут, о России.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, литературы, музыки, архитектуры.
  • Развивать познавательный интерес дошкольника, его творческие способности.
  • Вовлекать родителей воспитанников в процесс патриотического воспитания детей.
  • Обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы.

Предполагаемый результат:

  1. У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди», «Мой край», «Моя страна Россия».
  2. У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
  3. Повысится познавательная активность, общая культураи компетентность дошкольников.
  4. Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
  5. Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

 

Подготовительный:

-Изучение интереса детей для определения целей проекта.

-Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности

 

Сентябрь 2018г

2 этап

Основной

Октябрь - Ноябрь 2018

3 этап

Заключительный

Апрель 2018

4 этап

Презентация результатов деятельности

Май 2018

 

Формы взаимодействия  с детьми и родителями

Формы взаимодействия  с детьми:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность детей и педагогов;

          чтение художественной литературы;

  • беседы, ситуативные разговоры;
  • слушание музыки;
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и  коммуникативные)
  • презентации

Формы взаимодействия  с родителями:

  • консультации  по проблемам патриотического воспитания детей;
  • сотворчество детей и родителей.

Формы и методы реализации проекта

«Я и моя семья»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  • Познавательное занятие «Я и моя семья»
  • Беседа «Семейные традиции»
  • Составление рассказов на тему: «Мамины помощники»
  • Экскурсия по фотовыставке «Семья – это семь Я»
  • Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…», «Чем я могу помочь?»
  • Заучивание стихотворения М. Шварца «Семья»

 

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование: «Дом моей семьи», «Семь Я»
  • Прослушивание аудиозаписей:

С.В. Бархатова, В.А. Фурсова, С.В. Бартанова «Моя семья», М. Танич, В. Шаинский «Песенка про папу»

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Коршун и наседка"
  • Пальчиковая гимнастика «Семья»

Социально - личностное  развитие

  • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"
  • Чтение сказки "Гуси-Лебеди"
  • Дидактическая игра "Назови ласково"
  • Просмотр мультфильма по сказке

А.С. Пушкина  «Сказка о Царе Салтане…»

«Мороз Иванович»

 

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями:

«Родословное древо нашей семьи»

  • Фотоальбомы «Я счастлив когда..», «Профессии моих родителей», «Семейный отдых, хобби»

« Мой детский сад»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  • Беседа на тему:«Наш любимый детский сад»
  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
  • НОД «Мой детский сад»
  • Экскурсия по детскому саду

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Детский сад будущего»
  • Прослушивание аудиозаписей: Т.Волгина, А. Филиппенко «Детский сад», Е. Асеева «Детский сад»
  • Конструирование «Город в песочнице»

Физическое развитие

  • Подвижные игры «Мы – веселые ребята», «Найди свой домик»

 

Социально - личностное  развитие

  • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

 

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями:

Выстовка  «Мой любимый детский сад»

 

«Улицы города, достопримечательности, замечательные люди»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  • НОД «Мой город»
  • Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице?»
  • Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
  • Слайдовая презентация «Город, в котором мы живем»
  • Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Художественно-эстетическое

развитие

  •  
  • Коллаж «Наш город Москва»

 

Физическое развитие

  • Малоподвижная игра «Краски»
  • Подвижные игры «Автобусы», «Светофор»

Социально - личностное  развитие

  • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Москве»
  • Дидактическая игра «Сложи герб Москвы»
  • Дидактическая игра «Лото «Москва»»
  • Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

 

Взаимодействие с родителями

  • Создание фотоальбома «Достопримечательности Москвы»

 

«Мой край»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  • Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Край родной», М. Пляцковского «Родные места»
  • Рассматривание репродукции картин
  • Рассматривание картинок, иллюстраций, изображающих людей разных профессий, рассматривание предметов, необходимых людям разных профессий.
  • Беседа «Богатства моего края».
  • Дидактические игры «Животные нашего леса», «Зеленая аптека», «С какого дерева лист?»

Художественно-эстетическое

Развитие

  • Рисование: «Кремль»
  • Аппликация «Березка» .
  • Прослушивание: А.Вивальди «Времена года»; Р.Шуман «Веселый крестьянин»;«Зима пришла», «Тройка» Г.Свиридов и т.д.

Физическое развитие

  • Подвижная игра «Мы – веселые , «Золотые ворота»

Социально - личностное  развитие

 

 

  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край», «Краеведческое лото»
  • Лепбук «Речные рыбы»
  • Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»
  • Сюжетно-ролевая игра «Поездка в лес за грибами»

 

Взаимодействие с родителями

  • Фоторепортаж «Где я был? Что я видел?»
  • Консультация для родителей «Герои-земляки»
  • Стенгазета «Наши ветераны».

«Моя страна Россия»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  •  
  • НОД «Этот день Победы…»
  • Презентация «Символы России»
  • Видеофильм «Россия – наша Родина»
  • Чтение художественной литературы:

И. Векшеногова «Москва»

  • Мини-музей «Куклы в народных костюмах»
  • Презентация «Народы России»
  • Познавательное занятие «Москва – столица России»

 

Художественно-эстетическое

развитие

  • Лепка: «Флаг России»
  • Рисование: «Люблю березу русскую», «Наши ветераны»
  • Прослушивание: гимна РФ, народных песен
  • Выставка рисунка «Любимая Родина»

Физическое развитие

  • Русские народные игры:«Гуси-лебеди»,«Горелки с платочком»,«Гори, гори ясно!»

 

Социально - личностное  развитие

  • Дидактическая игра «Народные промыслы»
  • Просмотр мультфильма «Край, в котором ты живешь»
  • Чтение русских народных сказок: «По щучьему веленью», «Хаврошечка»
  • Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»
  • Презентация «Народы Севера»
  • «Народные традиции»

 

Взаимодействие с родителями

  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота?»
  • Конкурс семейных газет «С чего начинается Родина?»

Результаты деятельности

По прошествии первого учебного полугодия намечены положительные тенденции в повышении заинтересованности родителей данной темой.  Часть  родителей  постоянно участвует в педагогическом процессе, оказывает посильную помощь в реализации проекта, в пополнении РППС группы и участка. Хотелось бы привлечь всех родителей. Дети с интересом участвуют в проекте, предлагают свой темы для исследований, готовят небольшие доклады, стенгазеты, учат стихи, участвуют  в изготовлении лэпбуков («Осень», «Речные рыбы», «Мой город») и пр. Было решено продолжать работу по данному  проекту, включая подготовительную группу.

Дальнейшее развитие проекта представляется в использовании инновационных форм работы (использование метода проектов, лэпбуков), семейных развлечений, викторин, соревнований.

Дополнительно

Дети  с интересом участвуют в проекте, предлагают свои темы для исследований, готовят небольшие доклады, стенгазеты, учат стихи, участвуют  в изготовлении лэпбуков («Осень», «Речные рыбы», «Мой город»), праздников (День Матери, Международный женский день, День защитника Отечества) и пр. Родители высказывают положительные отзывы о проделанной работе, отмечают заинтересованность детей, повышение их уровня самостоятельности и чувства уверенности в себе, ответственности. Коллеги отмечают ценность опыта данной работы.

Основные знания, умения и навыки,

характеризующие результативность  усвоения материала

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве предполагает:

  •  Освоение представлений о своем городе (селе) — названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях).
  • Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города (села) — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. Проявление интереса к родной стране.
  • Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе.
  • Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
  • Понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций.
  • Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов.
  • Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей.
  • Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.

Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007. – 256 с.
  2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
  3. Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
  4. Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
  5. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
  6. Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
  7. Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012, - 112 с.
  9. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
  10.  Как любить детей (опыт самоанализа)/ Ш.Амонашвили. – Москва-Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского угиверситета им. Н.Ф.Катанова, 2009. – 112 с.
  11. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  12. Лекции авторского семинара Амонашвили Ш.А. Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном пространстве (система Школа Жизни). – Абакан, 2009.
  13. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013, 144 с.
  14. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М.: Сфера, 2010.
  15.  Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
  16. Ребенок в детском саду №3-2004г. «О государственной символике России»
  17. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Тест]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!» Авторы проекта: Клочкова Е.В. Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского ...

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!» Авторы проекта: Клочкова Е.В. Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского ...

Использование ИКТ на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Конспект НОД в подготовительной группе «Неофициальные символы России».

Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России. Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении ...

Тема пректа: «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Наша Родина-Россия!»

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания дете...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя родина- поселок Сява»

Мероприятия проводятся в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной ли...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и Родина моя» (подготовительная группа)

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и Родина моя» (подготовительная группа)...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...