Использование ИКТ на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Конспект НОД в подготовительной группе «Неофициальные символы России».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Потехина Елена  Александровна

Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России.

 

Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении согласовывать подлежащее с прилагательными, обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, упражнять в образовании новых слов  с помощью приставок, суффиксов.

 

Развивающие задачи:  развивать творческие способности детей, воображение.

 

Воспитательные задачи: воспитывать патриотические чувства,  любовь и уважение к Родине, чувство сопричастности к ее судьбе, ее истории и культуре; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, декоративно – прикладному искусству.

 

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество».

 

Предварительная работа:

1.     Рассматривание и проведение познавательных занятий по знакомству с  основными символами России. Беседы о семье, в которой живет ребенок.

2.     Рассматривание иллюстраций, фотографий с красотами Родной Земли.

3.     Чтение художественной и исторической литературы о России.

4.     Заучивание стихотворений А.Прокофьева  «Люблю березу русскую»,  В. Рождественского «Береза», В. Орловой «Родное».

5.     Изготовление и раскрашивание матрешек.

6.     Создание мини – музея «Русская изба».

Ход занятия:

 

Воспитатель предлагает детям встать в круг, улыбнуться друг другу:

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет,

Выхожу из дому я:

«Здравствуй, улица моя!».

Отвечаю солнцу я,

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

«Здравствуй, Родина моя!

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о таком месте, где человек родился, живет, где все ему родное. Посмотрите, на столе у меня лежат разные буквы. Давайте посмотрим на них и попробуем составить из них слово. Что у вас получилось?

 

 

Дети:

Родина.

Воспитатель:

Вот о Родине сегодня мы с вами и побеседуем.

На фоне песни «С чего начинается Родина» воспитатель читает стихотворение 

Родина для Миши – это мама.

Старый дом и вишня у забора.

А для Вани – речка и пригорок,

На травинке Божья коровка.

И страна, где мы живем все вместе,

Самая цветущая, красивая,

Самая прекрасная на свете,

Это наша Родина - Россия!

Воспитатель:

Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы).

Воспитатель:

У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.

А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы).

Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).

А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).

Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).

Воспитатель:

Да, ребята, любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что – то свое, очень – очень родное. И, оказалось, что представления у многих людей совпадают.

Жители других стран, говоря о России,  представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов)

Как вы думаете почему? Почему именно березку? (Ответы).

Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. (Показ слайдов)

Недаром этому дереву многие русские поэты посвящали стихи. 

А кто из вас знает стихи о березе?

Дети читают стихи о русской березе.

Воспитатель:

Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. (Показ слайдов). Но у всех берез очень необычная кора. Как вы думаете, чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

 

 

А теперь давайте поиграем. Вставайте в круг.

Дидактическое упражнение «Скажи какая?».

Воспитатель:

Еще одним символом России является цветок. Послушайте загадку и скажите, какой это цветок.

Сидит сестричка -

Желтый глазок,

Белые реснички?

Посмотрите, это ромашка. Она похожа на солнышко и также как солнышко дарит

нам тепло и радость. Серединка ромашки желтая, а лепестки белые. Растет она в лесу и на лужайке.

Расцветает ромашка в начале лета и цветет до поздней осени.  Ромашка -

лекарственное растение, лечит людей от болезней. Поэтому нельзя сорвать

ромашку и бросить погибать на землю. Тогда пользы от нее не будет и она

погибнет.  (Показ слайдов)

Ребята, посмотрите, какая красивая  ромашка пришла к нам в гости и радуется.

Вдруг звучит «шум ветра» - ветер «залетел и сорвал» лепестки с ромашки.

Воспитатель показывает детям "грустную" серединку.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, как загрустила наша ромашка без своих лепестков. Давайте

попросим ветер отдать лепестки.

Все вместе:

Ветер, ветер, отдай ромашке лепестки!

Воспитатель:

Ветер не отдает. Как вы думаете, какое нужно сказать волшебное слово, чтобы ветер нас услышал?   (Пожалуйста).

Дети вместе с воспитателем просят ветер отдать лепестки, используя

слово "пожалуйста".

Ветер  отдает лепестки, отвечая:

Ветер: (показ слайда)

Я отдам лепестки только тогда, если вы поможете ромашке выполнить мои

задания.

Воспитатель:

Дети, поможем? Посмотрите, задания ветерок написал на лепестках:

1. В какое время года расцветает ромашка?

2. На что она похожа?

3. Как ромашка помогает людям?

4. Где растет ромашка?

5. Может ли она вырасти зимой?

6. Как надо обращаться с растениями?

Ребята, я предлагаю всем выйти и поиграть вместе с ромашкой.

Проводится физминутка «Наши белые цветы».

Наши белые цветы раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши белые цветы закрывают лепестки,

Головой кивают, тихо засыпают.

 

 

Воспитатель:

А сейчас  я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём –

догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

Дети:

Матрёшка.

Воспитатель:

Веселая игрушка – расписная матрешка родилась 100 лет назад. Её придумал СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МАЛЮТИН. 

-Путешествуя по Японии, у детей он увидел игрушку, которая изображала старика мудреца ДАРУМУ - это была игрушка – неваляшка. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца ДАРУМУ. (Показ слайдов).  А кукла была необычная с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё… С.В.Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик. Как же назвать красавицу? И назвал красавицу МАТРЁШЕЙ, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. (Показ слайдов).

Воспитатель:

Ребята, может, кто знает, из какого дерева делают матрёшку?

Матрешку делают из липы. Мастерят матрешек мужчины. Вставляют в станки липовые длинные кругляшки, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки. Мастер сначала точит самую маленькую матрёшку, порой бывает совсем крошечная, меньше ногтя, затем больше, больше. Иногда число таких матрешек превышает 50. Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Сначала они их обмазывают крахмалом и сушат, и фигурки становятся белее снега. Затем пёрышками и кисточками начинают их разрисовывать. Делали матрёшек в разных деревнях и разрисовывали по–разному. У матрёшек многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне.  (Рассказ сопровождается показом слайдов)

Давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки". 

Для этого разделимся на две команды. У кого зеленая матрешка на груди - превратятся в зелёных матрёшек, а у кого жёлтая  - в желтых матрёшек.

У меня есть два волшебных мешочка: зелёный и жёлтый. Желтый - жёлтым матрёшкам, зелёный - зелёным матрёшкам. Посмотрим что там.

(Дети смотрят  содержимое из мешочков – «Разрезные картинки»).

Каждой команде нужно собрать картинку из этих частей. Кто быстрее справится с заданием? (Звучит русская народная мелодия). И что же получилось?

 

 

 

Дети:

Матрешка.

Воспитатель:

Матрешка, наверное, самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. А о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов. Вот я и предлагаю нашим девочкам нарядиться матрешками и исполнить нам частушки.

Очень любим мы матрешки,

Разноцветные одёжки.

Сами ткем и прядём

Сами в гости к вам придём.

 

Шла по ягодку Матрёшка

Позабыла взять лукошко

И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки класть?

 

Пыль клубится по дорожке

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках.

Все с гостинцами в руках.

 

Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут.

 

Мы матрешки, мы сестрички

Мы толстушки – невелички

Как пойдём плясать и петь

Вам за нами не успеть.

 

Воспитатель:

Какие молодцы наши девочки. Спасибо.

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров! Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

(Дети занимают место за  столами, на которых разложены ранее нарисованные, но не украшенные матрешки).

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!

Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (косынка).

На туловище? (сарафан).

 

 

 

Чем украшен сарафан? (цветами).

Все это украшено расписными узорами.

Я предлагаю вам украсить наряд матрешки.

Воспитатель подводит итог занятия.

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе!

 

 

Литература:

1. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

3. Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду»

4. "С чего начинается Родина?" под ред. Л.А. Кондрыкинской. М., 2003.  Для воспитателей и методистов детских садов.

 

 

Приложение:

БЕРЕЗА      

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

(С. Есенин)

 

 

 

 

Русская берёзка

 

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, – но не ломится!

(А. Прокофьев)

 

Чуть солнце пригрело откосы

И стало, в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

 

Вс. Рождественский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezintatsiya_dlya_konkursa.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

РОДИНА

Слайд 14

А ТЕПЕРЬ ПОИГРАЕМ!

Слайд 19

Пожалуйста!

Слайд 20

Я отдам лепестки только тогда, когда ответите на мои вопросы!

Слайд 31

«Весёлые матрёшки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Программное содержание:1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.2. Закрепить и обобщить знания детей о госуда...

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Программное содержание:1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.2. Закрепить и обобщить знания детей о госуда...

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»

Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу. Закрепить и обобщить знания детей о гос...

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»

Конспект  по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Неофициальные символы России"

Знакомство детей с неофициальными символами России....

Конспект занятия в старшей группе "Неофициальные символы России". Образовательная область: познавательное развитие.

Данный конспект занятия разработан на основе примерного тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России....

Конспект НОД в средней группе «Неофициальные символы России».

Конспект НОД в средней группе по теме: «Неофициальные символы России»....