Профилактика утомления детей на занятии
учебно-методический материал

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Профилактика утомления детей на занятии

Карта аспектного анализа занятия  

При ее разработке учтены требования, встречающиеся в различных нормативных документах, публикациях, научно-практических изданиях, которые затрагивают проблему профилактики утомления в свете вопроса «выполнения санитарно­гигиенических требований к занятию».

 

Существует два варианта карты: первый - с краткими пояснениями (выделены курсивом в скобках)-используется при проведении учебнометодических мероприятий (как внутри своего учреждения, так и при обмене опытом с другими ДОУ), второй вариант — без пояснений, используется для контроля (в том числе самоконтроля, взаимоконтроля). В данных материалах мы предлагаем первый вариант, которым, на наш взгляд, будет легче воспользоваться нашим коллегам.

по материалам ИД"1 сентября"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_utomleniya_detey_na_zanyatii.docx107.23 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика утомления детей на занятии

Карта аспектного анализа занятия  

Ф.И.О. воспитателя _____________________ 
Группа _______________ 
Образовательная область, тема занятия _________________________________


п/п

Требования к занятию
(характеризуют деятельность воспитателя по профилактике утомления детей в процессе обучения)

Реализация требования
(способы реализации,

положительные и

отрицательные моменты)

1

Обеспечение необходимых санитарногигиенических условий обучения 

 

2

Построение занятия с учетом динамики умственной работоспособности ребенка: 

— учет особенностей врабатывания детей данного возраста;
— обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности; 
— поддержание работоспособности при появлении первых внешних признаков утомления

 

3

Обоснованность и рациональность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности и предупреждения утомления) методов и приемов обучения, применяемых воспитателем на каждом этапе занятия

 

4

Соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей

 

5

Снижение утомляемости за счет совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность (функциональная специализация полушарий учитывается при планировании «академической» (лев. пол.) и «творческой» (прав. пол.) частей обучения на занятии, а также деятельности, связанной с речью, мышлением, памятью и др.)

 

6

Использование приемов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

 

7

Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.): 

— своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);
— рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определенными видами учебной деятельности);
— соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 
15 мин. занятия по 1 мин. оздоровит.)

 

8

Количество видов деятельности ребенка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4–6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность (таким образом обеспечивается оптимальный характер учебной деятельности, так как однообразность и монотонность утомительны, а хаотичность потребует у детей дополнительных адаптационных усилий)

 

9

Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т.п.)

 

10

Соответствие длительности занятия требованиям СанПиН

 

Выводы: __________________________________________________________________________

Рекомендации и предложения: ________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешние признаки утомления детей на занятиях ФК

Всегда надо обращать внимание на внешние признаки утомления детей, особенно если занятие высокой двигательной активности. В этом может помочь эта таблица....

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ

Консультации и рекомендации воспитателям....

Профилактика утомляемости детей на занятии

Профилактика утомления детей на занятии. №п/пТребования к занятию(по профилактике утомления детей на занятии) 1Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения.2Построение за...

Профилактика утомления детей на занятиях

Профилактика утомления воспитанников ДОУ на занятиях...

"Профилактика утомления детей"

Презентация "Профилактика утомления детей в ДОО". Консультация для педагогов....

Игровые и плавательные упражнения в бассейне, как средство профилактики психоэмоционального утомления детей 6-7 лет (в т.ч. с ТНР (ОНР)

Проект с воспитанниками,  в т.ч. с ТНР, подготовительной к школе группы. Использование в работе с данными воспитанниками игровых и плавательных упражнений в воде, позволяет предотвратить уто...