Методические рекомендации для воспитателей по формированию основ бережливости у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Ишмуратова Альбина Фирдависовна

Методические рекомендации по формированию основ бережливости  у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»  г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Методические рекомендации для воспитателей

по формированию основ бережливости  у детей                             дошкольного возраста

Воспитатель

Ишмуратова Альбина Фирдависовна

Надым

2020 год

                                     

1.Пояснительная записка.

Актуальным направлением деятельности в системе дошкольного образования является воспитание у подрастающего поколения экономного и бережливого отношения к тепловой и электрической энергии, воде и другим природным ресурсам. Именно в дошкольном возрасте у детей активно развиваются психические процессы, усваиваются правила поведения, формируются привычки. Бережливость, экономность, рациональность, деловитость - эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентаций ребёнка, начал его экономической социализации.

Для обеспечения результативности работы с дошкольниками в данном направлении следует выделить этапы образовательного процесса с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей. Каждый из этапов имеет свои задачи.

Первый этап - подготовительный, общеразвивающий (средняя группа).

Задачи этапа: формировать доступные возрасту представления о природных и энергоресурсах (вода, электроэнергия), их роли в жизни людей; способствовать освоению правил пользования водой, электроэнергией; стимулировать желание быть бережливым.

Второй этап - основной (старшая группа).

Задачи этапа: расширять круг информированности и образованности дошкольников по вопросам экономии и бережливости; привить дошкольникам первоначальные навыки простейших способов экономии и бережливости воды, электрической и тепловой энергии на бытовом уровне.

Третий этап - итоговый (подготовительная группа).

Задачи этапа: воспитывать у дошкольников навыки потребности разумной экономии и бережливости, рационального использования производственных ресурсов; закреплять навыки экономии и бережливости в повседневной жизни детей. 

2.Содержание методических рекомендаций

Тема бережливого производства как технологический процесс актуальна не только для промышленных предприятий и сферы жилищно-коммунального хозяйства, но и для всего населения в целом. Экономия и бережливость — это образ жизни общества в целом и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм поведения. Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее — за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии: солнечной, ветровой, волновой и другими. Кроме того, необходимо задуматься, что очень часто в быту и на производстве мы бездумно тратим гораздо больше электричества, воды, тепла и газа, чем ее реально необходимо использовать.

   

В работе с воспитанниками необходимо работать над задачами:

 - прививать дошкольникам первоначальные навыки простейших способов экономии и бережливости воды, электрической и тепловой энергии на бытовом уровне; 
- развивать представления об окружающей среде, необходимости и способах ее сохранения;
-
создать условия для воспитания у них ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом.

Основная форма обучения — игра. Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому содержание организованной деятельности  реализуется в игровой форме через различные виды деятельности.

В работе с родителями можно использовать такие формы взаимодействия, как:

- акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек),

 скворечников для птиц;

- акция «Майский букет» (посадка цветов ко Дню Победы);

- совместные экскурсии в парк в разную пору года;

- размещение напоминающих знаков «Экономьте электроэнергию», «Берегите тепло», «Берегите воду»;

- проведение родительских собраний с включением вопросов экономного расходования ресурсов;

- консультации для родителей «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста  положительного отношения к труду», «Дошкольники и электроприборы» ;

- организация конкурса поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора»;

- оформление выставки поделок из бросового материала «Дом для пичужки», «Наши птицы».

Список литературы:

  • Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.
  • Детский экономический словарь / Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова; Науч. ред. Т.Л. Попова. М., 1997.
  • Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989.
  • Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
  • Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
  • 1Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
  • Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика // Обруч. 1999. №
  • Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика: Программа. М., 1996.
  • Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.
  • Спасём Землю вместе!  Москва : Эгмонт Россия Лтд., 2009. – 24 с. (Disney. Клуб Микки Мауса) (Disney. Узнавайка. 
  • Кто в доме хозяин? // Рюкзачок : детский познавательно-игровой журнал. – 2011. – №10. – С. 11-14; №11.Экономия энергии в квартире. Ребусы по теме энергосбережения.

                                                             

Приложение

1. Дидактические игры

                          1.1 «Что для чего» для детей 5-6 лет

Задачи:

- уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения;

- расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.

Игровые правила:

Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.

Игровые действия:

Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.

Ход игры:

У педагога на столе приготовлены игрушки-электроприборы, применяемые в быту: стиральная машина, электропечь, утюг, холодильник, пылесос, фен, телевизор и др.

Приглашается по одному участнику к столу. Тот берёт какой-либо электроприбор и называет его. Остальные дети должны назвать кому что нужно для ведения домашнего хозяйства. Например, ребёнок показал утюг. Дети хором отвечают: «Он нужен для того, чтобы гладить бельё».

- Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество? – спрашивает воспитатель у приглашённого к столу ребёнка.

- Нет, тогда мы будем ходить в мятой одежде и неопрятные.

- А как быть опрятным и беречь электричество? – продолжает разговор воспитатель.

- Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.

Другие дети могут дополнить ответ.

Если есть несколько приборов для выполнения одного и того же действия, воспитатель предлагает их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имеющиеся электроприборы.

Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет электроприборы, а другая – выполняемые ими функции. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

1.2. «Правила безопасного поведения или как избежать неприятностей?»  для детей  5-6 лет.

Цель: формировать у детей первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Задачи:

- развивать умение видеть потенциальную опасность в окружающей обстановке;

- формировать представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;

- воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности жизнедеятельности человека.

Ход игры:

Перед началом игры разрежьте карточки со стихами и раздаточные иллюстрации-карточки.

Играют двое и более детей, взрослый выполняет роль ведущего.

Ведущий поочередно показывает иллюстрации-карточки детям, а они должны объяснить, какая опасная ситуация на ней изображена и как ее избежать. Победит тот, кто лучше и правильней объяснит ситуацию.

Вариант:

Ведущий раздает игрокам иллюстрации-карточки с ситуациями, затем, в произвольном порядке, зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою карточку и объяснить, как выйти из предложенной опасной ситуации и что сделать, чтобы не попасть в нее. За правильный ответ игрок получает фишку.  Выигрывает игрок у которого окажется больше всего фишек

Приложение к игре «Правила безопасного поведения или как избежать неприятностей?» для детей  5-6 лет

1.

Светит солнышко в окошко.

На окне мурлычет кошка.

Рядом куколка сидит

И на улицу глядит.

Скажем кукле, скажем кошке:

Не сидите на окошке!

Неужели вам не ясно?

На окне сидеть опасно!

2.

Взяли спички как-то мышки,

Стали их считать малышки.

Списка – раз и списка – два!

Загорелась вся изба!

Тут огонь водой залили,

Домик быстро потушили.

Вы запомните, друзья,

Спички трогать вам нельзя!

3.

Буль-буль-буль – вода бежит

Мишка в ванную спешит.

Словно смелый капитан,

Будет он купаться сам.

Ты плыви, кораблик мой,

Я поплаваю с тобой!

Чтоб из дома не уплыть,

Не забуду кран закрыть!

4.

Вот розетка на стене:

Надо знать - тебе и мне,

Что в неё карандаши

Не вставляют малыши.

Это дырочки не тронь -

Вспыхнет сразу же огонь!

Ток бежит внутри розетки,

Не играйте с нею, детки!

5.

Говорил лисёнку папа:

Не бери ножи из шкафа!

Повнимательнее будь –

Ножик острый – не забудь!

 И послушай-ка советы:

Все колючие предметы

Ты бери за рукоятку –

Приучай себя к порядку!

6.

Бусы заинька нашёл,

С ними в гости он пришёл.

А потом на бусы дунул,

В носик бусинку засунул!

 И заплакал: - Ай-ай-ай!

Доктор, зайчика спасай!

Слышен был и плач, и стон -

Больше так не шутит он.

7.

Дома мы одни остались,

Расшалились, разыгрались.

Слышим вдруг – звенит звонок.

Смотрим мы скорей в «глазок».

Незнакомцу не откроем

И покрепче дверь закроем.

От замка мы отойдём.

Папу с мамой подождём!

8.

Скачет белочка по веткам,

Говорит прыгунья деткам:

- Осторожно! Не спешите!

С высоты не упадите!

9.

Раз, два, три, четыре, пять

Отправляемся гулять!

Мы с перил не упадём

По ступенькам вниз пойдем!

10.

Чипсы мы жевать не станем.

Лучше яблочки достанем

- Как полезно кушать их

- Витаминов много в них!

11.

Мы мороженое ели.

С ним не бегали – сидели,

Не кричали, не шумели,

Потому не заболели.

12.

На речушке снег лежит.

А под снегом лёд блестит.

Всем, конечно, ясно –

Здесь ходить опасно!

13.

Целый день идёт снежок.

Белым-белым стал лужок!

Скользкие дорожки –

Не бегите ножки!

14.

Мы грибы еще не знаем,

Сами их не собираем.

Ну, а ягоды в корзине

Купим в нашем магазине.

15.

Каждый день мы много ходим,

Камни, ямочки обходим.

Люк открытый – берегись! –

На него не становись!

16.

Надо взрослым помогать,

Но нельзя без спроса брать

Нож, пилу и молоток!

Осторожным будь, дружок!

1.3. «Как не потерять время?» для детей 5-7 лет

Задачи:

 - показать различие между привычным и бережливым производством на примере игры.

- научить детей принципам бережливого производства.

- научить детей применять принципы бережливого производства в их повседневной жизни.

   Варианты игры:

 1.Сортировка

2.Создай порядок

 3.Алгоритм

1.4. «Раздели на группы» для детей 5-7 лет

Задачи:

- формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека;

- учить воспитанников беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.

Игровые правила:

Собирать в корзинку предметы, сортируя их по вопросам «Что согревает человека?» и «Что сохраняет тепло?»: печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка.

Игровые действия:

Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Ход игры:

Игра начинается с краткой беседы воспитателя с детьми о том, что человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Воспитатель предлагает детям совершить рейд бережливых по группе, детскому садику и проверить, как в садике бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно ли закрыты двери и т.п.

Далее вернувшись в группу, воспитатель сообщает о предметах, которые согревают человека, вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.

-Сейчас, ребята мы поиграем в игру «Не ошибись!» У нас будет два звена. Выберем считалочкой командиров. Каждому командиру дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеена печь, она вырабатывает тепло и согревает человека. Сюда надо будет найти и положить все предметы со стола, которые вырабатывают тепло и согревают человека. А на этой корзинке наклеена шуба, она не вырабатывает тепло, а его сохраняет.
Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.
В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

1.5. «Береги свет, тепло и воду» для детей 6-7 л.

 

Цель: формировать представления  детей о правилах рационального использования энергии, тепла, водных ресурсов.

Задачи:

 - учить формировать свои правила поведения, при обращении с бытовыми приборами;

- обогащать словарный запас детей, развивать связную речи;

- продолжить формировать правила безопасного поведения дома, при обращении с бытовыми приборами.

Игровые правила:

В игре участвуют ведущий и 3 игрока. Участникам игры раздаются большие карточки (наборное полотно). Ведущий берет одну маленькую карточку и называет правило экономного использования ресурса. Игроки должны определить какой вид ресурса (тепло, воду, электроэнергию) помогает экономить данное правило.  Игрок на чьем наборном полотне оказалось изображение показывающее данный вид ресурса, забирает ее себе и кладет поверх аналогичной картинки на наборном полотне. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки, а игроки называть и находить у себя соответствующие изображения и закрывать клетки на наборном полотне. Выигрывает игрок, первым собравший карточки закрывшие изображения на наборном полотне. Затем игра начинается снова.

 1.6. «Безотходное производство» для детей 5-7 лет

Цель: познакомить детей с наиболее рациональным использованием природных ресурсов в производстве, обеспечивающее защиту окружающей среды.

Задачи:

- расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира и технологии их производства.

- формировать представления о свойствах и качествах различных материалов предметного мира.

- воспитывать бережное отношение к природе и природным ресурсам, через процесс «второй жизни»

предметов окружающего мира.

В комплект игры входят: коробка, методические рекомендации, игровое поле – 12, наборы игровых карточек (картинок производственного процесса переработки: бумаги, стекла, пластика, металла, пищевых отходов) - 14 шт. в каждом комплекте.

Методические рекомендации:

Игра предназначена для одного (нескольких) игроков, ведущий (взрослый) играет роль организатора, участника и арбитра игры.

Ведущий раздает игроку (игрокам) игровые поля, с изображением последовательно расположенных на них стрелок и 14 игровых карточек принадлежащих к конкретному игровому полю (например, переработка бумаги).

Игрок (игроки) должен, следуя по стрелкам, разложить предложенные ему карточки, соблюдая при этом технологию утилизации и переработки использованного предмета, до стадии его «второй жизни». При этом игрок, во время раскладывания карточек, должен пояснять свои действия, рассказывая о технологии безотходного производства.

Первую (начальную) игровую карточку, игрок может поставить в любое игровое поле. Ведущий следит за правильностью расположения карточек и словесных пояснений.

Усложнение игры:

Игроку (игрокам) раздаются игровые поля. Все игровые карточки лежат в центре стола, «вперемешку».

Ведущий раздает каждому игроку по 1 игровой карточке с изображением контейнера для утилизации (каждый контейнер предназначен для определенной категории отходов и с соответствует цвету стрелок на игровом поле). После того как игроки определяют предмет, который они будут утилизировать и перерабатывать, ведущий достает по одной игровой карточке из центра стола и называет процесс на нем изображенный (например, спрессовывание пластиковых бутылок). Игрок, к чьему процессу безотходного процесса относится игровая карточка, забирает ее себе.

Выигрывает тот игрок, кто быстрее соберет все карточки на игровом поле.

                               2.Настольно-печатные игры

2.1. «Кто поможет электротоку?» для детей 4-5 лет

Задачи:

- уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изображением предмета на картинке;

- воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.

Игровые правила:

Находить картинку по функциональному предназначению в помощь человеку.

Игровые действия:

Поиск нужных картинок по озвученному действию; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором. Соревнование – кто правильно найдёт картинку.

Ход игры:

Игра начинается с краткой беседы об электрических помощниках человеку, в ходе которой дети вспоминают о разных электроприборах. Затем педагог напоминает правила игры: у каждого ребёнка набор картинок. Педагог называет действие прибора, а дети находят картинку с электроприбором по заданному действию и показывают педагогу. Усложнение в этой игре заключается в том, что разбившись на пары, дети друг другу загадывают найти картинку по действию электроприбора.

Электроток все может, но кто ему поможет:

-  показать мультфильм (телевизор);

-  сварить кашу (электроплита);

-  вскипятить воду (электрокипятильник, электрочайник);

-  испечь пирог (микроволновая печь, электроплита);

-  высушить грибы (электроплита, электросушилка);

- взбить тесто (миксер);

-  заморозить фрукты, овощи, мясо, ягоды (холодильник);

-  сделать прическу (электроплойка) и т.д.

В конце игры педагог моделирует ситуацию, когда включили все приборы сразу, не берегли электричество, и оно обиделось и отключилось. Школьники должны назвать, что они не смогут сделать без электричества. Делается совместный вывод о бережном отношении к электричеству и электроприборам.

2.2. «Парные картинки» для детей 4-5 лет

Задачи:

- расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;

- развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок;

- активизировать словарь детей с помощью слов «похожие», «разные», «одинаковые», «старинные», «современные»;

- воспитывать бережное отношение к электричеству и электроприборам.

Игровые правила:

Отбирать картинки с изображением предметов с одинаковой функциональной значимостью для человека. Пояснить, как усовершенствовались предметы с течением времени. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Игровые действия:

Поиск парных картинок.

Ход игры:

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением старинных и современных предметов. Их много (18), все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет).

Старинные предметы - Современные электроприборы

Утюг - Электроутюг

Метла - Пылесос

Сковорода - Блинница

Самовар - Электрочайник

Ступка - Кофемолка

Бигуди - Плойка

Печь - Микроволновая печь

Свеча - Лампочка

Педагог просит кого-либо из ребят найти и назвать парные картинки и показать их всем играющим.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну, а несколько пар. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются, что изменилось, усовершенствовалось в предметах с течением времени, как облегчилась жизнь человека с применением электроприборов.

В конце игры вопросы для обсуждения:

1. Стало ли человеку легче трудиться с современными приборами?

2. Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам?

3. Усложнится ли тогда жизнь человека.

                                            3. Словесные игры

3.1. «Замерзли - погреемся» для детей 5-6 лет

Задачи:

- развивать двигательную и речевую активность детей посредством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;

- расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.

Игровые правила:

Соотносить движения со словами стихотворения.

Игровые действия:

Во время прогулки на улице разучить стихотворение с движениями.

Ход игры:

Дети собрались в кружочек вокруг педагога. Педагог говорит:

- Дети, сегодня на прогулке мы научимся с вами согреваться с помощью физических упражнений. Какие части тела могут замёрзнуть на улице? Почему?

- На улицу в прохладное время года нужно тепло одеваться, чтобы тепло человеческого тела сохранялось. Но лицо и уши, руки, ноги могут всё равно мёрзнуть, если не двигаться.

-Движение для человека – это способ сохранить тепло собственного тела. И мы с вами сейчас разучим стихотворение с движениями «Замёрзли – погреемся» и будем рассказывать его и выполнять движения во время прогулок на улице.

Щёки замёрзли – потрём!

Уши замёрзли – пощиплем!

Руки замёрзли – похлопаем!

Ноги замёрзли — потопаем!

 

3.2. «Нельзя, надо» для детей 5-7 лет

Задачи:

- закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций;

- развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;

- развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.

Игровые правила:

Кто заметит правильное суждение – хлопает в ладоши и объясняет смысл суждения. Кто заметит неправильное суждение – топает ногами и объясняет суждение.

Игровые действия:

Дети выбирают правильные или неправильные суждения и выполняют в соответствии с правилами движения (хлопают в ладоши или топают ногами) и объясняют свой выбор.

Ход игры:

Педагог объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если нужно – хлопаете в ладоши. Кто-нибудь из вас объяснит всем подробнее свой выбор.

1. Нужно включать и трогать электроприборы мокрыми руками.

2. Можно играть с включенными электроприборами.

3. Нужно, уходя, выключать электроприборы.

4. Можно садиться близко к включенному телевизору.

5. Марина с сестрёнкой Леной смотрели по телевизору клуб «Дисней». Когда закончились мультфильмы, девочки затеяли игру со своими любимыми куклами. Пусть телевизор работает дальше, он же им не мешает играть.

6. На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая сестра время от времени заходила на кухню, где всё время горел свет, чтобы взять очередное угощение. Пусть горит свет всегда в кухне, нужно включить ещё и на коридоре.

При повторном проведении игры количество ситуаций и высказываний увеличивается.

3.3. «Четвертый лишний» для детей 5-7 лет

Задачи:

- учить объединять слова в единое понятие путём исключения слова, не относящемуся к этому понятию;

- развивать быстроту мыслительной деятельности;

- формировать понятийный аппарат детей для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.

Игровые правила:

Называть только одно слово, не соответствующее общему понятию. Если ребёнок не может справиться с заданием, он ударяет мячом об пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.

Игровые действия: 

Бросание и ловля мяча.

Ход игры:

Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов электричество, водопровод, энергосбережение. Затем говорит:

- Дети, важное значение для каждого из нас приобрели правила экономии и бережливости. Об этом мы будем помнить сами и рассказывать своим друзьям и родителям. Для того, чтобы учить других быть экономными и бережливыми, мы должны хорошо разбираться в энергосберегающих понятиях. Игра «Четвёртый лишний» поможет нам запомнить слова, с помощью которых мы сможем с вами говорить об энергосбережении.

Костёр – спичка – электрическая лампа – сапог.

Ручей – водопроводный кран – озеро – река.

Стиральная машина – веник – холодильник – пылесос.

Умывание – купание – стирка белья – чихание.

Ток – электрическая лампа – керосиновая лампа – свеча.

Ответы: сапог, водопроводный кран, веник, чихание, ток.

Выигрывает тот, кто не ошибается.

3.4. «Сказочники» для детей 6-7 лет

Задачи:

- развивать связную речь детей путём сочинения сказки по опорным словам;

- воспитывать у детей осознанное отношение к экономии и бережливости в быту посредством фантазирования ситуаций по опорным словам.

Игровые правила:

Дети, получив задание на дом, сочиняют сказку. Во время игры каждый рассказывает свою версию.

Игровые действия:

Из предложенных ниже слов составить сказку.

Ход игры:

Дети садятся так, чтобы каждый ребёнок видел опорные слова. Педагог помогает детям прочитать все слова и вместе с детьми, под каждым словом, располагаются соответствующие картинки:

 

семья

газ

счетчик

Дед Мороз

хлопушки

 

экономия

свет

улыбка

тайна

ёлка

сосед-транжира

 

Дети получают задание на дом. Опорные слова выдаются родителям. На игре каждый ребёнок рассказывает свою сказку. По окончанию выбирают лучшую сказку, награждают победителей. Далее лучшую сказку можно инсценировать и показывать на утреннике, пригласив родителей.

3.5. «Буриме» для детей 6-7 лет

 Задачи:

- учить сочинять стихотворения по заданным зарифмованным словам;

- воспитывать сознательное позитивное отношение к идее энергосбережения посредством ритмичной стихотворной формы выражения мыслей.

Используя рифму, из ниже предложенных слов составьте четверостишие

Игровые правила:

Кто составит рифму, получает фишку. В конце игры побеждает ребёнок, набравший больше всех фишек.

Игровые действия:

Использование фишек и зарифмованных опорных слов.

Ход игры:

Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Педагог объясняет правила игры:

- Сейчас я прочту вам зарифмованные слова, и мы попробуем сочинить из них четверостишье вместе.

Огонь – ладонь

Свет – совет

Далее озвучиваются слова и даётся время подумать. Желающие озвучивают получившееся стихотворение и получают фишку.

Фонарь — букварь

Тепло — светло

Вода – беда

Капля – цапля

Газ – погас

Свеча – горяча

Провод – повод

Ток – восток

Пожар – кошмар

Врач – грач

Холодильник – будильник

Стирка – дырка Беречь – стеречь Урок – звонок

В конце игры объявляется победитель. Лучшие стихотворения фиксируются педагогом и размещаются в уголок для родителей.

Усложняя задание, дети делятся на две группы. Одна группа сочиняет слова, другая – стихотворение. Далее можно играть в эту игру по парам самостоятельно и с родителями.

4. Сказки

Для более прочного и глубокого усвоения бережливости можно использовать народные и авторские сказки:

Народные: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», «Лисичка со скалочкой»,  «Выгодное дело», «Лиса и козел»,«Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Авторские: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон», А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво», Г.-Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

4.1.Сказка  «Бережливая птица» для детей 5-7 лет 
Автор сказки: 
Ирис Ревю

На птичьем дворе объявилась новая птица. Никто не знал её имени. Вела она себя по-особому. Птицы сразу обратили внимание на то, что такое качество, как, например, бережливость, было ей незнакомо. Со временем новенькая стала замечать, что порядки, установленные на этом птичьем дворе, были иными, чем те, к которым она привыкла. Просыпал кто мимо зерно — тут же его подберут. Хлебным крошкам тоже не давали валяться на земле. А тут ещё как-то подслушала новенькая урок в Птичьей школе. Учитель говорил о том, что корм даётся недаром. Для его появления большой труд затрачивается. Корм с неба не сыпется. И относиться к корму надо бережно. - Как это я раньше о бережливости не думала? – размышляла про себя новая птица. И её как будто подменили. Она стала вести себя совсем по-другому. Зёрнышки и крошки стала подбирать вместе со всеми – нечего им под ногами Да и с птицами другими подружилась. Теперь они вместе каждый новый день встречают.

Вопросы к сказке «Бережливая птица»^

Что такое бережливость?

При каких обстоятельствах новая птица поняла, что корм не сыпется с неба?

Почему надо беречь каждое зёрнышко?   

 

4.2. Народная сказка «Верх  бережливости» для детей 6-7 лет

Жил на свете один скопидом. Так и не сходило у него с языка: «Надо беречь добро. Надо хранить добро, на том хозяйство стоит».
Как-то раз под вечер пришел к бережливому один приятель поглядеть, как он ведет хозяйство.
В доме было темно, хоть глаза выколи.
«Это он, видно, на масло для лампы скупится»,– подумал гость, вошел в дом ощупью и увидел, что бережливый сидит на циновке посреди комнаты голым .
Приятель удивился:
– Ты почему сидишь нагишом?
– Одежда целее будет. Зачем зря ее изнашивать у себя-то дома?
– Так-то оно так. Но ведь на дворе поздняя осень, долго ли простыть!
– А мне не холодно! Я потом обливаюсь.
– Отчего же это?
– Погляди вверх,– говорит бережливый.
Глянул гость наверх и увидел, что у бережливого над головой висит на тонком шнурке огромный булыжник.
– Я все думаю: «Сейчас упадет! Сейчас мне на голову свалится». От страха меня то и дело в жар бросает.
«В самом деле, ловко придумал!» – решил про себя приятель. Стал он слушать рассказы бережливого о том, как у него каждая вещь три срока служит, а сам с трепетом в душе поглядывает туда, где камень висит.
Наконец попрощался гость и вышел, но в темноте никак не мог отыскать свою обувь, которую оставил у входа в дом.
– Посвети мне,– попросил он.– Сандалии свои не разыщу.
Бережливый вышел из кухни с поленом в руке да как хватит приятеля по голове: трах!
– Ай, что ты делаешь? Из глаз искры снопом посыпались! – завопил гость.
– Вот и ищи скорей свою обувь. А недавно вечером я сам себе под глазом такой фонарь засветил, что всю дорогу бегом бежал. Просто как днем было видно.
Услышав это, приятель поспешил уйти, как был, разутым.
Наступил Новый год.
«Постой же, я проучу тебя,– подумал приятель.– Посмеюсь над тобой, скупердяй!»
В первый день Нового года явился он к бережливому с поздравлением и принес ему, по обычаю, подарок.
– Поздравляю, желаю счастья. Хочу тебя порадовать. В Новом году решился я жить, следуя твоему мудрому примеру. И первым делом подумал: зачем тратиться на дорогие подарки? Зачем сорить деньгами? Принес я тебе эту длинную соломинку. Сделай себе из нее трубку.
На другое утро бережливый явился к своему приятелю отдать долг благодарности. После обычных приветствий достал он из своей пазухи все ту же соломинку. Только теперь она стала наполовину короче.
– Вот тебе к Новому году драгоценное снадобье. Всякий знает: солома – первое средство от ломоты в ногах.
Подал соломинку бережливый и ушел, а приятель его так и остался сидеть с открытым ртом.

4.3. Сказка «Васин ранец» для детей 6-7 лет

Автор:А. Лопатина

Прыг-дзинь, — монетка выкатилась из ранца и покатилась по мостовой.

— Прощай, монетка, — крикнул ранец ей вслед и грустно вздохнул.

— Сегодня у меня опять потеря. Снова мой хозяин будет меня ругать. А в чем я виноват? Невозможно все сберечь, если тебя постоянно швыряют куда попало. То на гвоздь напорешься в заборе, то угол прожжешь возле костра.

— Мама, — я просто умираю от голода, — этот ранец потерял мою монетку, и я ничего не смог купить себе на завтрак! — закричал Вася, вернувшись домой.

Мама внимательно посмотрела на ранец:

— Да, вид у него отвратительный! Весь в пятнах и дырах, и работает хуже некуда. Вчера ручку твою потерял, позавчера — перочинный ножик, а сегодня последнюю монетку. Плохо он служит тебе — видно, придется его уволить.

— Да, мамочка, — подхватил шутку Вася, обрадовавшись, что мама не ругает его за потерю, — и тетрадку мою давай тоже уволим. Она размазала какую-то грязь на странице и получила плохую отметку.

— Ты прав, тетрадка твоя никуда не годится, — согласилась мама, — да и учебник весь грязный и потрепанный. Его тоже нужно уволить. А посмотри, как выглядит твоя куртка: один карман порван, из другого ржавая проволока торчит. Разве подходит такая плохая куртка моему сыну?

— Нет, совсем не подходит. Можно эту выкинуть, а мне новую купить, — предложил Вася.

Радостно вбежал Вася в свою комнату и с размаху швырнул ранец в угол, а затем отодвинул валяющиеся на полу игрушки, карандаши, книжки и добавил:

— И вас мы выкинем, если будете плохо работать и валяться, где попало.

Вдруг в глазах у Васи все закружилось, и он почувствовал, что куда-то стремительно падает. Когда мальчик пришел в себя, то увидел, что лежит на полу, а возле него стоит незнакомый седой старичок с ящиком, полным самых разных инструментов.

— Вы кто? — хотел спросить Вася, и не смог произнести ни слова.

Но старичок словно услышал его и произнес:

— Я, Вася, мастер сломанных вещей. Обычно я прихожу только к старым вещам, у которых нет хозяина, и помогаю им обрести новую жизнь. Я попал к тебе, потому что твои вещи не выдержали и позвали меня, несмотря на то, что у них есть хозяин. И это случилось впервые в моей жизни.

— Он нам не хозяин! Он нас рвет, бросает и пачкает, ругает и обижает! — раздались со всех сторон крики, и поднялся невообразимый шум.

— Тише, успокойтесь, я постараюсь вам помочь, — успокоил старичок вещи и добавил:

— Вот видишь, Вася, терпению твоих вещей пришел конец. А ведь вещи, обычно, очень терпеливы. Даже не знаю, что делать!

— Мастер, поменяйте меня и Васю местами, — пусть он поработает ранцем, а я, став мальчиком, приведу все его вещи в порядок, — раздался из угла голос Васиного ранца.

— Хорошо, — согласился мастер, — даю тебе три дня сроку. За это время Вася, надеюсь, изменится и поймет, как тяжело ранцу, когда его не берегут.

С этими словами мастер исчез, а Вася, не успев опомниться, вдруг почувствовал, что лежит весь грязный и порванный в углу, а на кровати спит мальчик как две капли воды похожий на него.

В этот момент в комнату вошла мама с большой коробкой в руках и сказала сама себе:

— Пока Вася спит, соберу-ка я его рваные и испорченные вещи и выброшу их, все равно они уже никуда не годятся. Жаль, что мой Вася ничего не бережет.

Мама собрала с пола порванные книжки и сломанные игрушки, а сверху положила Васин ранец. Вася, конечно, не мог ей крикнуть, чтобы она его не выкидывала, и с ужасом представил, как окажется в грязном мусорном баке. Но в этот момент мальчик на кровати открыл глаза и сказал:

— Не надо, мама, ничего выкидывать, все эти вещи я почищу и починю.

И он тут же принялся за дело.

Наблюдая за сыном, мама не верила своим глазам. А настоящий Вася, чистый и зашитый своим новым хозяином, стал терпеливо ждать, когда пройдет три дня и он снова станет мальчиком.

Самое неприятное случилось на третий день, когда хозяин Васи дежурил в школьной столовой. Вася дремал на подоконнике, как вдруг его схватил какой-то мальчишка и закричал другому:

— Смотри, Васькин ранец валяется, давай им в футбол поиграем.

— Ты что, — возразил ему товарищ, — он же чистый, мы его испачкаем.

— Ну и что, на прошлой неделе Васька сам играл в футбол своим ранцем. Вот смеху было.

Мальчишки выбежали во двор и принялись весело пинать ранец. Вася почти сознание потерял от боли. Застежка на нем сломалась, ударившись о камень, лямка затрещала и оторвалась. Хорошо еще, что в этот момент на крыльцо вышел учитель, и мальчишки, бросив ранец в кусты, убежали.

В кустах сидел голодный котенок. Он принялся царапать и драть ранец когтями, почувствовав запах бутерброда с сыром, который мама положила Васе на обед. Какой-то малыш из соседнего дома увидел это и помог котенку достать бутерброд.

Потом малыш выкинул из ранца все учебники и начал запихивать в него котенка.

— Не царапайся, — уговаривал малыш котенка, — я тебя домой унесу, и ты у меня будешь жить в этом ранце.

К Васиному счастью, его новый хозяин в поисках своего ранца выбежал во двор и, увидев малыша с ранцем в руках, закричал:

— Ты почему взял мой ранец и порвал его?

— Ничего я не рвал, этот ранец ничей, потому что он в кустах валялся, — стал оправдываться малыш.

Васин хозяин ничего не ответил. Молча он сложил в ранец учебники и пошел домой. Весь вечер он усердно зашивал и чистил свой ранец, однако застежку так и не удалось отремонтировать: в доме не нашлось нужных инструментов. Так прошло три дня.

Следующий день был воскресеньем. Как только Вася проснулся, он с радостью обнаружил, что снова стал мальчиком. Дверь открылась, в комнату вошла мама и ласково сказала:

— Вставай скорее, сынок, после завтрака мы поедем покупать тебе новый ранец. Хотя ты и привел в порядок свой старый ранец, без застежки он все равно не сможет служить тебе.

— Нет, мама, — твердо возразил Вася, — давай лучше купим мне инструменты, и тогда я смогу починить застежку на ранце, и он прослужит мне еще очень долго.

С тех пор мастер сломанных вещей больше никогда не приходил к Васе, его ждали вещи, у которых не было хозяина.

Вопросы и задания к сказке:

  • Представьте, что вы оказались на месте тех или иных Васиных вещей: ранца, тетради, книги и т.д. Что вы предприняли бы, чтобы помочь Васе измениться?
  • Перечислите инструменты, которыми пользовался Вася, когда чинил разные вещи.
  • Какие из этих инструментов есть у вас дома? Умеете ли вы пользоваться ими?
  • Есть ли у вас в доме вещи, к которым может прийти мастер сломанных вещей, и почему? Что необходимо предпринять, чтобы это не произошло?
  • Что думают сломанные карандаши, грязные тарелки о своих хозяевах?

5. Пословицы про бережливость

Цену воды узнают тогда, когда высыхают источники.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Копейка рубль бережет.

Почет и славу собирают по капле.

Бережливость дороже богатства.

Десять раз отмерь, один отрежь.

В хозяйстве пригодится и верёвочка.

Грамм бережёт килограмм, килограмм — тонны.

Подыми колосок — вырастет зерна мешок.

Из крошек — кучка, из капель — море.

Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Береженая вещь два века служит..

Рубль — трудовой, потому и дорогой.

Кто не умеет грош сберечь, тот не сбережет и миллиона.

Бережливый, что стыдливый: чужого не возьмет.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

По одежке протягивай ножки.

Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.

Береги полено — в печку годится.

Береги бровь — глаз будет цел.

Кто не работает, тот не ест.

Куй железо, пока горячо.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Не бывать скуки, коли заняты руки.

Не печь кормит, а руки.

Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

Трудолюбив, как муравей.

Время — деньги.

6. Сценарий развлечения по бережливому производству для старших и подготовительных групп «Бережливость- не мука, а целая наука»

Авторы: музыкальные руководители  МБДОУ «Детский сад

№ 45 «Машенька»  г . Набережные Челны

 Г.В.Насырова, Я.Н.Шарифуллина

Звучит музыка. Дети собираются на центральной площадке.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о бережном отношении ко всему, что нас окружает в детском саду.

Стук в дверь. Звучит веселая музыка, появляется Нехочуха.

Нехочуха: Сколько много здесь ребят. Все такие нарядные, чистенькие, аккуратные.

Ну, что молчите. Фу, как скучно с вами.

Ведущий: Подожди, ты сначала, что должна сначала сказать

Нехочуха: Ну представиться, конечно. Меня зовут Нехочуха.

Ведущий: Нет, ребята, подскажите что сперва надо сделать? Конечно, поздороваться.

Нехочуха: Ой, я не хочу, я же одна.

Ведущий: Давайте, ребята все дружно поздороваемся и все хором назовем свое имя, 3,4.

Игра «Назови свое имя»

Ведущий: А у нас сегодня в детском саду праздник «День бережного отношения ко всему, что нас окружает»

Нехочуха:  А что такое детский сад? Что такое бережливое отношение?

Ведущий: Подожди, подожди, давай все по порядку. Что такое детский сад – мы споем тебе сейчас, которая так и называется «Детский сад»

Песня «Детски сад», музыка и слова Е. Асеевой

Нехочуха: А вот что значит, что такое детский сад? А что же тогда бережное отношение?

Ведущий: А сейчас давай послушаем стихи о бережном отношении.

Стихи

1 Реб.: Хорошая книга – 

Мой спутник, мой друг,

С тобой интересней

Бывает досуг!

Мы время отлично

Проводим вдвоём

И наш разговор

Потихоньку ведем.

2 Реб.: Про тайные земли

И движенье планет.

С тобой ничего

Непонятного нет.

Ты учишь правдивым

И доблестным быть.

Природу, людей

Понимать и любить.

Ведущий: Зачем надо беречь книги? (ответы детей)

3 Реб.: Уронили Мишку на пол

Оторвали Мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший

4 Реб.: Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок

5 Реб.: Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч.

Ведущий: Зачем надо беречь игрушки? (ответы детей)

6 Реб.: Если я сорву цветок

Если ты сорвёшь цветок.

Если все: и я и ты

Если мы сорвём цветы

Опустеют все поляны 

И не будет красоты.

Ведущий: Зачем надо беречь природу? (ответы детей)

Песня «Это называется природа», слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичикова

Нехочуха:  Как это все интересно. И вы правда все бережете?

Ведущий: Конечно, Нехочуха. Мы все стараемся  беречь и все предметы, окружающие нас. А какие вы сейчас угадаете. Слушаем внимательно загадки:

1. Четыре брата

Под одной шляпой стоят. (стол)

2. Есть спина,

А не лежит,

Четыре ноги,

А не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (стул)

3. На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (полотенце)

4. Не на полу, не на полке, 

И в дом глядит, и на улицу. (окна)

5. Веник Близкий родственник метлы в доме выметет углы.

Он, конечно, не бездельник. Сор убрать поможет ... (веник)

6. День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня… (кровать)

7. Кто проходит, кто уходит — все ее за ручку водят.  (дверь) 

8.Под пуховым и под ватным

Одинаково приятно,

Чтоб нигде не поддувало,

Вас укроет (одеяло).

9.Деревянный Угадай

Распахнул объятья.

Всё, что хочешь, выбирай!

Брюки, туфли, платья. (шкаф.)

10. На грабли сильно похожу:

На ручке - зубья и доска.

По голове я похожу –

Всё расчешу до волоска.

Чтоб понравилась прическа,

Пусть потрудится( расческа).

Нехочуха выкрикивает неправильные отгадки.

Нехочуха: Не знаю я ваши загадки.

Ведущий:  Успокойся, расслабься. Не умеешь загадки отгадавать, то тогда поиграем в игры.

«Наведи порядок» старшая группа (кубики, мячики)

Ведущий: 1-я игра  Нужно сложить только кубики, только мячики,  в корзину. Кто быстрее.

Нехочуха: Как вы все быстро собрали.

Ведущий: 2-я игра «Сложи аккуратно»

Нехочуха: Я тоже, тоже хочу играть, хочу сложить аккуратно вещи.

«Сложи аккуратно» подготовительная группа (футболка, брюки п 3 экземпляра)

Ведущий: Я вижу вы бережно относитесь к вещам, к предметам, которые вас окружают. Ну и ты Нехочуха, надеюсь поняла - в жизни нужно уметь быть бережливым.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе. (В. Орлов)

Нехочуха: В жизни нужно уметь быть бережливым. Бережливость — не мука, а целая наука.

Ведущий: а на последок предлагаю всем в круг встать . Вместе весело станцевать .Коммуникативный танец.

7. Стих «О бережливости»

        Автор:  Агния Барто

Бережливый был он парень,

Он друзей своих берег,

Был друзьям он благодарен,

Им не раз в беде помог.

Бережливость есть другая:

Сам себя оберегая,

Проживешь и без тревог.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Программа работы с родителями по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста , воспитателя Ондар Р. А.

Непременным условием успешной реализации программы по формированию основ здорового образа жизни у детей, является вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД"

Рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей с ПДД (из опыта работы)....

Аннотация к методической литературе и пособий по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста»

   Методическая литература по ОБЖ делится на два вида: теоретическая и практическая....

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....