Статья.Реализация ФГОС в условиях дошкольного образования.
статья

Назарова Мария Владимировна

Статья о реализации  ФГОС в условиях дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Реализация ФГОС в условиях

                     дошкольного образования.

Дошкольное детство является самым ответственным этапом в общем развитии для человека, поскольку в данный период происходит формирование основных качеств личности и социальных навыков.

В ФГОС дошкольного образования  особый акцент делается на развитие личности детей и учет индивидуальных потребностей и особенностей. Определяющим выступает гуманистический и личностно-развивающий характер взаимодействия детей и взрослых, уважительное отношение к ребенку, формирование условий для развития и выявления его индивидуальных способностей и возможностей, направленность на сотрудничество. В связи с этим, если говорить о личностно-ориентированном подходе в рамках воспитательно-образовательного процесса в детском саду, мы, в первую очередь, подразумеваем отношение педагога к ребенку в качестве субъекта любого типа деятельности, что подразумевает активную позицию детей в выборе содержания собственного образования.

Изменение форм общения с детьми подразумевает переход педагога от командного стиля к стилю партнерства, направленность не на образовательные результаты, а именно на процессуальную деятельность. Таким образом обучение письму и счету перестает быть целью дошкольного образования — это только продукты игровой деятельности, являющейся в дошкольном возрасте ведущей.

На сегодняшний день в качестве условий эффективного развития для детей дошкольного возраста выступает изменение роли педагога, реализация личностного и системно-деятельностного подходов.

Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, на основании ФГОС ДО, должен обладать характером не прямого, а именно опосредованного обучения, и реализовываться в ходе совместной деятельности взрослого и ребёнка, соответствующей возможностям дошкольников. Подразумеваются изменения в организационных формах образовательного процесса: формы становятся более вариативными, гибкими, учитывают возрастные особенности, потребности и индивидуальные возможности дошкольников.

В процессе образования необходимо сочетать принципы практической применимости и научной обоснованности, соответствие показателям полноты, достаточности и необходимости, реализацию единства воспитательных, обучающих и развивающих задач и целей образовательного процесса для детей.

Принципиально значимой стороной в образовательном процессе в условиях современной дошкольной образовательной организации выступает позиция ребенка, а также отношение к дошкольнику со стороны взрослых. При общении с детьми взрослый придерживается такого положения: «Не рядом и не над ним, а с ним вместе!». Его целью является содействие становлению личности ребенка.

Образовательный процесс строиться должен на базе индивидуальных характеристик каждого ребенка, при этом сам ребенок выступает в роли полноценного участника процесса образования.

Образовательный процесс в условиях дошкольной образовательной организации — это целостный, системный, развивающийся во времени и в границах конкретно системы, целенаправленный процесс по взаимодействию детей и взрослых, который носит личностно-ориентированный характер, направлен на достижение социально-значимых итогов, призван привести к перестройке личностных качеств и свойств воспитанников.

Образовательный процесс каждой отдельной личности обеспечивает возможность удовлетворять собственные потребности в развитии, развивать собственные потенциальные способности, сохранять собственную индивидуальность, а также возможность самореализоваться [1].

В качестве цели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации выступает развитие личности, способностей и мотивации детей в разных видах деятельности и охватывает такие образовательные сферы:

− познавательное развитие;

− социально-коммуникативное развитие;

− художественно-эстетическое развитие;

− речевое развитие;

− физическое развитие.

Содержание данных образовательных областей реализовываться может в разного рода видах деятельности:

для учащихся младшего дошкольного возраста это могу быть:

− предметная деятельность, а также игры с динамическими составными игрушками;

− экспериментирование с веществами и материалами;

− коммуникация со взрослым и совместные игры с ровесниками под руководством педагога;

− навыки самообслуживание и действия с бытовыми орудиями и предметами;

− восприятие смысла сказок, музыки, стихов;

− двигательная активность;

− рассматривание картинок;

для учащихся старшего дошкольного возраста это могут быть:

− такие виды деятельности, как игровая, куда входит и сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и иные виды игр;

− познавательно-исследовательская;

− коммуникативная;

− восприятие фольклора и художественной литературы;

− элементарный бытовой труд и самообслуживание;

− конструирование из различного материала, включая модули, конструкторы, бумагу, природный и другой материал, изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация);

− двигательная;

− музыкальная [2].

Важной характеристикой организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на современном этапе выступает включение эффективных видов работы с детьми с применением проектной деятельности, информационно-коммуникационных технологий, проблемно-обучающих и игровых ситуаций в условиях интеграции образовательных сфер.

Одной из основных задач, которые стоят перед педагогическими работниками ДОО, выступает продумывание наиболее эффективных методов и форм организации процесса образования, при которых учащиеся, с одной стороны, могли бы работать индивидуально, а с другой стороны, работать совместно, проявлять инициативу, друг с другом советоваться, оказывать помощь.

Следует проектировать деятельность дошкольников таким образом, чтобы они не только бы получали и расширяли собственные знания, но и становились бы друг к другу более внимательными, а также к детям другого возраста, могли бы высказывать собственные мысли, уважать и слушать мнения других и пр.

Итак, «занятие» в качестве специально организованной формы учебной деятельности в ДОО отменяется; в качестве занятия выступает специально организованная воспитателем особая интересная деятельность учащихся, которая подразумевает их активность, общение и деловое взаимодействие, накопление учащимися конкретной информации об окружающем мире, развитие определенных знаний, навыков и умений.

Взаимодействие ДОО с семьей в современных условиях реализации ФГОС ДО обладает целенаправленным характером. Каждая дошкольная образовательная организация обладает своими особенностями, в соответствии с которыми работа и выстраивается, подбираются самые результативные для конкретной организации формы для взаимодействия с семьями дошкольников.

Родители воспитанников принимают участие в осуществлении программы, в формировании условий для своевременного и полноценного развития ребёнка. Они представляют собой активных участников всех проектов, а не сторонних наблюдателей: участвуют активно в мероприятиях, выставках и конкурсах семейного совместного творчества.

Занимаясь выстраиванием взаимодействия с родителями, использовать можно и традиционные формы, к которым относятся родительские собрания, практикумы, лекции, либо современные формы, в числе которых:

− информационно-аналитические (опрос; анкетирование; «почтовый ящик»);

− наглядно-информационные (информационные стенды; мини-библиотека; родительские клубы; выпуск газет «ЖЗД — жизнь замечательных детей);

− родительские познавательные гостиные; устные журналы; нетрадиционные родительские собрания; экскурсии;

− акции; досуговые праздники; участие родителей в выставках, конкурсах.

В качестве одного из средств коммуникации родителей дошкольников и педагогических работников выступает сайт дошкольной образовательной организации, на страницах которого отражаются полезные и актуальные для родителей сведения: информация об организации, тема недели, документы, консультационный материал и практические рекомендации, отчеты о достижениях детей, проведении мероприятий и пр.

Итак, главными задачами, которые стоят перед воспитателями в процессе организации процесса образования с учётом требований ФГОС, выступаю такие:

- Наполнить жизнь дошкольника интересным содержанием.

- Подходить творчески к отбору содержания, на базе интеграции, с применением различных форм, приёмов и методов.

- Включать шире в образовательный процесс разного рода игры, игровые ситуации и игровые приёмы.

- Применять принцип вариативности в процессе отбора форм, тем, методов, средств (разнообразие и новизна).

- Исключить шаблонность, формализм, а также излишний дидактизм.

 

Список литературы:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — Спб.: Питер, 2013. — 464 с.

2. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учебно-методическое пособие. — Спб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. — 272 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.[Электронный ресурс]. URL:http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАДОУ"

В своей статье мне хотелось бы познакомить педагогов с реализацией духовно-нравственного воспитания в нашем дошкольном учреждении, с формами работы, работой с педагогами, воспитанниками, родителями, с...

Требования к условиям и проблемы создания условий для реализации ФГОС в системе дошкольного образования

Сегодняшняя реальность такова, что система дошкольного воспитания деформирована влиянием школы. В детских садах произошла подмена игры учебной работой. Результативность работы детского сада проверяетс...

Статья "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори"

В нашей стране, как и во всем мире , стремительно происходят изменения. Поэтому мы, педагоги, должны изучать мировую педагогическую культуру и сохранять и преумножать наше культурно-педагогическое нас...

Статья «Психологическая готовность выпускников ДОУ к школьному обучению по ФГОС. Преемственность между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования"

Проблема психологической готовности  к школьному обучению всегда являлась одной из важнейших проблем образования. Эта тема всегда интересна педагогам, а сейчас, в связи с введением ФГОС, она особ...

Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования

Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...

Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования

Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...

Статья.Реализация ФГОС в условиях дошкольного образования.

Статья о реализации ФГОС в условиях  дошкольного образования...