« Хлеб – всему голова»
план-конспект занятия (старшая группа)

Инна Анатольевна Рахматова

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентиров в ходе совместной , познавательной  и исследовательской деятельности:
- познакомить детей с пословицами и поговорками русского народа о хлебе.
- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.
-  познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №14 «Герел

Конспект

Тема: « Хлеб – всему голова»

 старшая  группа

                                                                               

                                                                                 

г.Элиста

«Хлеб - всему голова»

Программное содержание: Формирование духовно-нравственных ценностных ориентиров в ходе совместной , познавательной  и исследовательской деятельности.
Образовательные задачи: 
- познакомить детей с пословицами и поговорками русского народа о хлебе.
- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.
-  познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.
 
Развивающие задачи:
- совершенствовать навыки связного высказывания
- развивать умения анализировать, сравнивать 
- развивать воображение
- развивать мелкую и общую моторики
- продолжать формировать обследовательские и исследовательские действия

 
Воспитательные задачи:

-добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба.
- воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование

- воспитывать уважение и благородное отношение к труду людей участвующих   в   его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу, понимание   недопустимости игры с едой.

Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: меню, хлебобулочные изделия, хлеборобы, снегозадержание, поле, земля, тракторист, батон, буханка, булка, кулебяка, пирожок, сухарь, всходы, урожай, свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный. Комбайн, элеватор, сеялка.

Предварительная работа:

1.Чтение детской энциклопедии. Художественной литературы о хлебе.

Чтение сказок и рассказов: «Мальчик с пальчик», «Легкий хлеб»

«Песня пахаря» А.Кольцова, «Земля на зернышке стоит» А.Кольцова2. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы.

3. Рассматривание картин, иллюстраций  с процессом выращивания и обработки зерновых.4. Провести исследования с семенами: замочит, прорастить, рассмотреть побеги и найти сходство и  различие в проросших культурах.

5. Проведение практических опытов: растереть камень о камень ( как в древности), убедиться наглядно как зерно превращается в муку. Материалы и оборудование:

Звуковое сопровождение ( фонограммы песен о хлебе). Колосья сделанные из бумаги, проросшие семена пшеницы и ржи, предметные картинки о хлебе, серийные  картинкикдля  игры “Что сначала, что потом?”,

Интерактивная доска.


Ход занятия:
По старинному русскому обычаю пришедших гостей воспитатель группы

 встречает караваем.

Входят дети в русских народных костюмах под музыку. В. Вороненко

 «Рожь поспела» , Н.Забила «На колхозных полях» , « Ты запомни ,сынок, золотые слова: «Хлеб- всему голова» В.Темнова

Воспитатель: Дети, я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадав её узнаете о чем пойдет речь сегодня на занятии:

Рос сперва на воле в поле. 
Летом цвёл и колосился, 
А когда обмолотили, 
Он в зерно вдруг превратился. 
Из зерна — в муку и тесто, 
В магазине занял место. 

Дети: Хлеб

Воспитатель: Правильно, дети, это хлеб.

(Снимаю салфетку) Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Дети: (Белый, булки с изюмом, мягкий).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
А почему говорят «Хлеб – всему голова

Хлеб – это главный продукт на нашем столе.

Воспитатель: Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (омлет, булка с маслом, кофе?)

 А что вы кушаете на обед?

(суп, картошка с котлетой, компот, хлеб) 
Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе, и в детском саду, и дома есть хлеб.
Назовите хлебобулочные изделия, которые вы знаете. (батон, баранка, буханка, каравай, булочка, кулебяка, пирожок, лаваш, сухарь, хлебцы, крендель) Вот сколько много есть хлебобулочных изделий.

Значит, как можно назвать одним словом всё то, что лежит у меня на подносе.

Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Чтобы оказаться на нашем столе, хлеб проделал долгий путь, многие люди  трудились для того чтобы мы могли его попробовать   А хотите узнать, как хлеб оказался у нас? 
Раньше, в старину, машин не было, люди работали на поле вручную.

Посмотрите на картинку, -слайд как это было.

Перед началом полевых работ, крестьяне парились в бане. Надевали чистые

рубахи, кланялись в поле земле-матушке, в храмах служили молебен и просили  Святого Николая Угодника :

Угодник Николай

Дай нам щедрый урожай,

Дай нам солнечных дней,

Дай нам теплых дождей,

Сохрани посевы от небесного гнева

От жары , от града ,

От ночного хлада.

А ещё на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания, чтобы колоски росли спелыми, наливными, урожай был богатым. Мы с детьми знаем такие песни и сейчас их споём.

Уже  зимой начинаются работы на полях. Как вы думаете, для чего хлеборобы проводят снегозадержание на полях? Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле будет хорошо расти зерно.
Наступила весна, снег сошел.
Какие машины выходят на поля? (трактор)
У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.
Готовить землю нужно быстрее.

Пословица говорит: «Весенний день год кормит».

Какими семенами засеивают поля? Ребята, посмотрите, что у меня есть! Кто знает, что это за зернышко? Это – пшеница. Расскажите, какое это зернышко? 
Дети: Продолговатое, желто-золотистое, твердое…
Воспитатель: Правильно, а из зернышка пшеницы вырастет колосок. Как выглядит колосок ( картинка – слайд)
Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами.

После того, как колосья вырастут, их убирают с помощью специальных машин. Как они называются? (Комбайн)
Потом колосья пшеницы или ржи везут на молотильню ,там их молотят, чтобы зерно из колосков высыпалось. После эти зерна везут на мельницу, чтобы перемолоть их в муку. (Слайд-картинка)
После муку с мельницы отправляют в пекарню. Что делает пекарь? Он знает очень много рецептов разного теста: Есть тесто сдобное, песочное, слоёное, бездрожжевое. Печет булки. блины , лаваши…Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы  о хлебе?  

«Хлеб - всему голова!»

« Без хлеба - нет обеда»!

«Будет хлеб - будет и песня»

« Без хлеба не вкусно и не сытно»
Воспитатель: Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. (показываю этот кусочек) Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.

А сейчас послушайте стихотворение:

Три паренька по переулку, играя буд-то бы в футбол

Туда-сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул

И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул

«Ты кто такой?» -спросили дети, забыв на время про футбол

«Я пекарь»- человек ответил и с булкой медленно ушел…  

Скажите, дети, после этого стихотворения вам стало весело или грустно?

Почему?

Как вы думаете хорошо поступили дети которые играли хлебом в футбол?

Почему посторонний человек не смог пройти мимо и поднял хлеб?

      Когда - то в далекие времена первобытный человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным. 
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы  о хлебе?

«Хлеб - всему голова»!

«Без хлеба - нет обеда!»

 «Будет хлеб - будет и песня»

« Без хлеба не вкусно и не сытно»
Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. (показываю этот кусочек) Других продуктов не было.

Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему, ведь он – богатство нашей Родины. А сколько много людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе!
Воспитатель:
С огурцами ли, с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки.
А сейчас я приглашаю вас на чаепитие. На этом наше занятие окончено. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....