Конспект "Национальные костюмы Поволжья"
план-конспект занятия (средняя группа)

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края; закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мужчин или женщин, развивать логическое мышление

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nats_kostyumy.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Тема«Национальные костюмы Поволжья»

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края; закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мужчин или женщин, развивать логическое мышление

Цели:

  • Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
  • Развивать у детей познавательный интерес к родному краю
  • Учить различать татарский, мордовский, чувашский и русский народный костюм, выделяя его характерные элементы (платье, сарафан-платье с оборками, туникообразная рубаха без воротника панар)
  • Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Зрительный ряд: демонстрационный материал (карточки с изображением костюмов людей разных национальностей), куклы в национальных одеждах, компьютерная презентация

Музыкальный ряд: русская народная мелодия, народная музыка чуваши, башкирии.

Интеграция образовательных областей:

  • Социализация - воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
  • Музыка – продолжать знакомить детей с песнями о родине.
  • Чтение художественной литературы – знакомить детей с песнями, стихами о Родине.

Ход занятия:

Звучит отрывок песни «Родина моя» :

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начали наше занятие с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята. О родине и о дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. Нам хочется узнать какие люди живут на территории страны, какие у них костюмы?

Ответы детей.

Актуализация знаний.

Педагог: Сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья ( включается песня)

«По берегам долго течет река Волга,

Течет река Волга конца и края нет.»

Воспитатель обращает внимание на слайд №2, где изображена река «Волга». Спрашивает, что изображено, как называется эта река?

 Дети «Волга»

Сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия.( Включается интерактивная физминутка)

Педагог: Ребята, посмотрите, кого вы видите на картинках?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Перед вами разные народы, населяющие наш край. Давайте назовем их.

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! Перед вами картинки с изображениями разных народов: это русские и татары, башкиры и чуваши. У вас в группе тоже, наверное, есть дети разных национальностей? А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель в случае затруднения, просит детей посмотреть на слайд №3, №4,5,6, и дети рассматривают слайды, где изображены лица девушек разных национальностей.

Педагог: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. А также, национальными одеждами, обычаями, традициями, своими песнями, танцами. Ну и, конечно, своей внешностью, характером.

Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам.

В дверь кто – то стучит и воспитатель говорит детям: «Ребята, к нам пришли гости! Проходите, мы вам очень рады!»

В группу «заходит» кукла в национальном костюме Татарстана. (Распечатанный эскиз куклы в костюме). Воспитатель обращает внимание на гостью и говорит: «Давайте поздороваемся с куклой и спросим, как ее зовут? Откуда ты родом?» Отвечая на вопросы, кукла обращает внимание, что она родом из Татарстана, что там есть своя одежда, свои обычаи и свой национальный язык. Говорит, что слово «здравствуйте, дети» на татарском будет «Исәнмесез балалар,»

Вот, например, татарский костюм. Сейчас мы рассмотрим его на слайде и запомним из каких частей он состоит (смотрят на слайд № 7)

Воспитатель проговаривает текст: «Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат. Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда.Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Среди татарских украшений известны как женские, так и мужские. У мужчин в высшем сословии бытовали драгоценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин. 

Приглашается кукла в русском национальном костюме. (вешается кукла в национальном костюме). Русский народный костюм: смотрят на слайд №7, представлен длинной рубахой. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.

3 кукла имеет Мордовский женский костюм. Воспитатель обращает внимание на слайд №8.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. Поверх рубахи женщины надевали подобие платья - кафтонь-крда, сарафан. Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками.

И наконец, наша 4 гостья одета в Чувашский праздничный женский костюм, который сложный. Он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В давние времена они, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.

Посмотрите все наши гости сейчас отдыхают. А мы поиграем в дидактическую игру «Угадай костюм?» Воспитатель раздает карточки, на которых изображены национальные костюмы тех же кукол и тех же национальностей, глядя на которые дети узнают и правильно называют нацию и национальный костюм, элементы костюма.

Педагог: ребята, а теперь давайте вы нарядите куклу, которая лежит у вас на столе тем национальным костюмом, который вы увидите рядом с шаблоном куклы. ( на столах у детей лежат разные национальные костюмы и шаблон куклы, каждый наряжает свою куклу).

Воспитатель в случае затруднения помогает и подсказывает.

Педагог: «Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную хороводную игру «Каравай» (Цель: развития умения действовать сообща, одной командой, развитие эмпатии, чувства общности).

Ход игры: ребята держатся за руки, один ребенок встает в круг, дети идут по кругу и напевают песню «Как на наши именины, испекли мы каравай, вот такой вышины, вот такой ужины, Вот такой ширины, вот такой ужины. Каравай, каравай, кого любишь выбирай. ?» Ребенок в кругу говорит: «Я люблю конечно всех, но «Васю» больше всех». Выбирает ребенка и кружится с ним, другие в этот момент хлопают в ладоши, танцуют на местах. Так, в круг становится ребенок, которого «выбрали». Игра продолжается до тех пор, пока все не поучаствуют.

Итог занятия.

Педагог: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения:

Сегодня я узнал, что на территории Поволжья живут (татары, чуваши, мордва и т. д…)

На занятии было интересно когда (приходили в гости куклы в национальной одежде…

У меня получилось …отгадывать (предметы одежды)

Было трудно (запомнить одежду других народов)

Я запомнил, что русский народный костюм –это (сарафан и рубаха)

Я понял, что все люди разных национальностей живут на (территории России)

Ответы детей.

Педагог: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что все люди, независимо от национальности и принадлежности к определенной культуре, должны жить дружно и мирно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Костюмы Поволжья

Краткое описание костюмов Поволжья...

Костюмы народов Поволжья

Цель:- исследование особенностей национального костюма;- познакомиться с комплексами одежды народов Саратовской губернии на рубеже ХVІІІ – ХІХ веков....

Дидактическая игра "Костюмы народов Поволжья"

Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение костюма народов Поволжья....

Презентация "Костюмы народов Поволжья"

Презентация "Костюмы народов Поволжья"...

Презентация "Поликультурное воспитание. Народы Поволжья. История татарского костюма"

Эта презентация будет полезна для педагогов в качестве пособия по поликультурному воспитанию - знакомству дететй с национальностями народов Поволжья. Данный мтериал знакомит с историей татаского народ...

Национальные костюмы народов Поволжья.

Цель: Расширять знакомство детей с родным краем, его культурой и традициями....