Костюмы народов Поволжья
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пилипенко Ольга Александровна

Цель:

- исследование особенностей национального костюма;

- познакомиться с комплексами одежды народов Саратовской губернии на рубеже ХVІІІ – ХІХ веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostyumy_narodov_povolzhya.docx597.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

 муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20» Энгельсского муниципального района Саратовской области

                    413102, Саратовская область., Энгельсский район, Приволжкий пгт.,ул. Мясокомбинат; 52-53-04  




«Народный костюм – своеобразное отражение исторической памяти народа»





       

                                                                                                Воспитатель МАДОУ

                                                                                            «Детский сад № 20 »

                                                                                            Пилипенко Ольга Александровна




2015 год

г. Энгельс

Цель:

- исследование особенностей национального костюма;

- познакомиться с комплексами одежды народов Саратовской губернии на рубеже ХVІІІ – ХІХ веков.

Задачи:

определить национальный состав жителей Саратовской губернии;

- выявить особенности русского национального костюма в Саратовской губернии.

Актуальность:

- быстрые темпы развития мира все больше удаляют нас от наших истоков;

- мы не знаем традиций наших предков, их быта;

- изучение  истории костюмов одежды жителей нашей области, поможет  глубже узнать историю нашего края, традиции, найти связь поколений.

Ход занятия

На память приходят строки стихов саратовского поэта Н. Палькина:

Листаю исторические книги,

Над летописями за полночь сижу,

Исследуя деяния великих-

Во всем одно и то же нахожу.

Одни и те же пламенные мысли,

Один и тот же мудрости завет:

В служении отечеству смысл жизни.

Все остальное суета сует.

    Наш Саратовский край, один из самых многонациональных регионов России, славился всегда радушием и гостеприимством. В согласии и взаимопонимании здесь живут представители множества народов, и каждая народность имеет свои традиции и культуру. Все эти народы появились под влиянием различных обстоятельств. Массу населения всех городов и уездов стали составлять русские, немецкие колонисты, украинцы, мордва, татары, чуваши, башкиры, казахи.

Мы проникаемся интересом к исконным традициям представителей разных национальностей. В многоликом современном предметном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей рукотворностью. Наша культура окрашена внимательным обращением к его богатым традициям, которые широко используются в творчестве современных мастеров и профессиональных художников. На их основе сложились различные художественные промыслы.

Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме –наиболее массовом виде народного творчества, искусстве вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения. Виды прикладного искусства нашли органическое воплощение в украшении костюма.

Народный костюм – это своеобразное отражение исторической памяти народа, своего рода культурный код. По традиционному наряду можно безошибочно определить, из какой местности приехал человек. На Саратовщине на рубеже ХVІІІ – ХІХ веков сложились несколько комплексов народных костюмов. Они разделялись в зависимости от территории, на которой были распространены, а также возраста, национальности, социального статуса людей, носивших их. Несомненно, художественный облик каждого костюма индивидуален, и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции.

Прежде чем перейти к описанию национальных костюмов, необходимо отметить, что костюмы, бытовавшие в нашей губернии, обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений.

Условия исторического развития определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. С ХVІІІ века север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта. Именно поэтому в русском костюме северных народов национальные черты имеют глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.

Южный русский костюм гораздо более разнообразен по формам одежды. Частые переселения жителей из-за набегов кочевников, а позже влияние соседних народов Поволжья обусловило частую смену форм одежды и многообразие её видов.

Географическое положение Саратовской области определяет южнорусский комплекс одежды.

Русский национальный костюм Саратовской губернии.

У русской национальной одежды многовековая история. В изготовлении одежды использовали яркие цвета. Облик русского человека испокон веков ярко характеризовала одежда. Внешний образ связывал его с общепринятым эстетическим идеалом. (Рис. 1)

Женская одежда состояла из длинной рубахи с рукавами. (Рис. 2) Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные «полики – прямоугольные или клиновидные вставки. Для украшения рубахи использовались и кусочки различных тканей, особенно кумачовые, которые заполнялись вышивкой. Этот способ украшения применялся с тех времён, когда кусочки заморских тканей, оставшиеся от раскроя больших одежд, нашивались как украшение. Кроме тканых, вышитых узоров, использовались разноцветные ленты, кружева, блёстки. Всё это декоративное богатство руками талантливых вышивальщиц превращалось в произведение искусства.

Рубаха использовалась во всех случаях в жизни русской женщины. Но в старинном русском костюме рубаха редко носилась отдельно, чаще всего сверху надевался сарафан, сшитый из нескольких кусков ткани, а также понева. (Рис. 3). Понева – это вид юбки, состоящих из трёх полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетёным узким пояском – гаишником; её носили только замужние женщины. Понева была круглая, то есть сшитая, или распашная, состоящая из отдельных полотен. В основном, поневы были тёмно-синего, тёмно-красного, реже чёрного цвета. Тёмное поле разделялось клетками, причём размер и цвет их зависел от традиций губернии, села или деревни, где ткались поневы. Поневы делились на праздничные и будничные. Пояс – «покромка» ткался на ткацком станке из разноцветных ниток. Концы его распушивались. (Рис. 4)

Поверх рубахи и поневы надевали передник – «занавеску», завязывавшуюся сзади тесёмками – «мутозками». (Рис. 5)

Завершал ансамбль шушпан из шерстяной или холщовой ткани с очень деликатным украшением (окантовкой вышивкой красным узором). Дополнялся костюм сложным головным убором. Различались две категории головных уборов. Девичьи, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка-обруча или повязки. Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народному поверью обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. (Рис. 6)

Именно эта деталь придавала конструкции ту или иную форму, получавшую своё завершение при помощи верхней части – своего рода чехла из кумача, ситца или бархата – Сороки; затылок покрывала прямоугольная полоса ткани – позатылень.

Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов – «портов», поверх которых надевали верхнюю одежду «по сезону». Рубахи были широкими, длиной до колен, их носили на выпуск и обязательно подпоясывали поясом. Ворот соединялся тесёмками или металлическими застёжками «схватцами».

Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту. Это не только украшение, но, главное, вышивка была оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался доступ к телу. (Рис. 7)

Верхней одеждой были свита, кафтан и шуба. Свита надевалась через голову. Кафтаны были самого различного вида и назначения: повседневные, праздничные. Обязательной частью мужского костюма был головной убор, летом – кожаный ремешок, а зимой – самые разнообразные шапки. Специфической одеждой была шуба. (Рис. 8)

Самобытной русской одеждой стала душегрея. Её шили из дорогих тканей и вышивали узорами. (Рис. 9)

Ноги обертывали онучами из белого «свойского» сукна или холста и надевали лапти, или чулки из белой шерсти и кожаные башмаки – коты.

Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья, янтарные бусы. Большой любовью пользовались крупные серьги и более мелкие. Своеобразным украшением были нежные подвижные «пушки» - шарики, сплетённые из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами. (Рис. 10)

Изучив население Поволжья, можно сделать вывод, что русский женский костюм менялся вследствие заимствования элементов одежды из других народностей, например, из тюркских народов – лапти, надевающиеся на любую ногу, запоны «с грудью», халатообразная и безрукавная одежда, орнаментальные мотивы в местной вышивке, платки, повязывающиеся «по-татарски». (Рис.11, 12)

Русский костюм чрезвычайно многообразен. Это и понятно. Множество этнических групп отличались друг от друга не только говором, способом строить и украшать свои жилища, обычаями, обрядами, песнями, но и одеждой.

Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объёмов, и каждый её вид частично закрывался другой, выделяясь орнаментами, виднелись рукава с более мелким рисунком.

   Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

    Национальный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Костюм каждого народа не является чем-то неизменным. Он развивается с учётом климата, географии и общественно-экономических условий. Кроме того, национальный костюм является неотъемлемым атрибутом народных обрядов, способствует сохранению традиций.

    Погрузившись в истоки культуры народов Саратовского Поволжья, ощущается необходимость взаимоуважения и веротерпимости в отношениях между соседями, к исконным традициям представителей других национальностей.



Приложения.

Рисунок 1. Русские костюмы.

Описание: veda1-008Описание: narodko-april2008-02


Рисунок 2. Женская длинная рубаха.


hello_html_m54a2d8a9.jpg

Рисунок 3. Сарафан.

hello_html_2a5a020e.jpghello_html_76b44383.jpg

Рисунок 4. Понева.

hello_html_m11c0c7b5.jpg

Рисунок 5 Передник.

hello_html_m7b573aa1.jpg

Рисунок 6. Головные уборы женщин.

Повязка Сорока

hello_html_3aa2728.jpghello_html_196274eb.jpg


Рисунок 7. Мужская рубаха и порты.

hello_html_24b74d35.jpghello_html_m2c7ba95a.jpg

Рисунок 8. Верхняя одежда.

hello_html_m23cf1f81.jpghello_html_m2f2cba3e.jpghello_html_76efd2aa.jpg



Рисунок 9. Душегрея, шубка.

hello_html_m3ee8cf0f.jpghello_html_m2fa87d12.jpg

Рисунок 10. Украшения, пояс.

Описание: 2df67d0dbbc9hello_html_490618a7.jpgОписание: Какой была одежда на Руси?


Рисунки 11,12.

Описание: Картинка 1 из 7Описание: Картинка 1 из 7








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Дидактическая игра "Костюмы народов Поволжья"

Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение костюма народов Поволжья....

Презентация "Костюмы народов Поволжья"

Презентация "Костюмы народов Поволжья"...

Национальные костюмы народов Поволжья.

Цель: Расширять знакомство детей с родным краем, его культурой и традициями....

Национальные костюмы народов Поволжья

Материал по Этнокультурной составляющей регионального компонента...

Проект в подготовительной группе на тему: "Куклы в костюмах народов Поволжья".

Проект в подготовительной группе на тему: "Куклы в  костюмах  народов Поволжья". Актуальность выбранной темы:Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть фо...

Матрешки своими руками из папье - маше в костюмах народов Поволжья

middot;       Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Рас...