Национальные костюмы народов Поволжья.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Конышева Наталья Геннадьевна

Цель: Расширять знакомство детей с родным краем, его культурой и традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_kostyumy_narodov_povolzhya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи

  1. Познакомить детей с национальными костюмами народов Поволжья;
  2. Воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства;
  3. Расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве; 
  4. Вызвать интерес к оформлению мордовского головного убора к празднику; учить самостоятельно, украшать изделие, развивать чувство формы, композиции и цвета передавая национальный колорит (учить подбирать гармоничные цветосочетания, выстраивать узор, чередуя декоративные элементы);
  5. Воспитывать художественный вкус и творческую инициативу при создании элементов костюма.

Словарная работа:

  • Здравствуйте - шумбратадо
  • Садитесь –озада

Воспитатель: Сегодня утром наши ребята нарядились в костюмы народов Поволжья. Посмотрите на них и скажите кто какой национальности?

(Ответы детей).

-А как вы догадались?

Рассмотрите национальные русские костюмы и назовите предметы одежды. Предлагаю мальчикам рассказать о мужском костюме, а девочкам о женском.

Вадим в русском костюме. Рукава рубахи у кисти узкие.  Цвет рубахи синий, но может быть ткань белого или красного цвета. Носят навыпуск, подпоясывают нешироким поясом.

Современные мужчины носят брюки, а раньше на Руси, этот предмет одежды называли штаны, гачи, порты. Заправлялись они в сапоги или онучи при лаптях.

Пожалуйста, девочки расскажите, как одета Вика.

Основа костюма длинная рубаха, которая украшена вышивкой.

У Вики рубаха белая, но может быть и красной. К рукавам рубахи пристегнуты вышитые запястья; сверху надет длинный шелковый сарафан.

На голове у Вики кокошник с широкими лентами позади.

Познакомьтесь с костюмами Самиры и Самира.

Дети: Они одеты в национальные татарские костюмы.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно детали костюмов, кто знает, как они называются, расскажите (ответы детей).

Обратите внимание Самира одета в широкое платье «кулмек». Самир в рубашку и штаны - «ыштан», которые сшиты из легких тканей.

Чем отличается костюм Самиры от костюма Самира? (ответы детей).

Посмотрите у Самиры на голове калфак - это женский татарский головной убор, сделан из бархата, расшит растительным орнаментом, в верхней части по центру вышит распустившийся цветок с листьями.

А у Самира тюбетейка с яркой вышивкой - небольшая шапочка, которая надета на макушку, поверх которой можно надеть более теплый головной убор.

Семен и Настя приветствуют вас.

Догадались, какой они национальности?

(ответы детей).

Воспитатель: Давайте с ними поздороваемся на мордовском языке «Шумбратада».

Семен одет так же, как и Вадим, потому что мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мальчики и мужчины. Это мордовская рубашка (панар).

Раньше про мордовских девушек говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь». Потому что колокольчики (секонят) надевались на рубашку сзади  и когда девушка шла они звенели.

У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.

Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте?

Дети: (Красный и черный).

Воспитатель: Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете?

Дети: (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)

Воспитатель: Где мы встречали мордовский орнамент?

Дети: На национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, наволочках, платках.

Посмотрите на одежду Насти . Ей не хватает головного убора. Сорокане – это мордовский женский головной убор. Такой головной убор носят эрзяне. Сорока  - чепец из холста. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи. 

Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день.

Итак, мы познакомились с культурой национального костюма людей разных народов Поволжья. Я предлагаю вам поиграть в мордовскую народную игру «Раю – раю».

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт                                       

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Воспитатель: Как можно украсить головной убор – сороку, чтобы он стал нарядным, ярким и праздничным?- Какие элементы мы используем для украшения «сорока» ( желтую и синюю полоску, черный квадрат, и два красных крестика)

Дети начинают оформлять головной убор по своему желанию.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

Анализ готовых работ. - Молодцы, ребята, ваши сороки получились красивыми и нарядными! Расскажите, как и чем вы украшали их.  Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера.  

Итог:

- Что общего вы заметили в костюмах людей разных национальностей? (Растительный орнамент, яркость красок, изящество и красота, искусство, смысловое содержание народных костюмов, похожие элементы в костюмах)

- Что вам понравилось, что запомнилось?

- Наш город, в котором мы живем - родной дом для многих народов, и важно, чтобы всем жилось хорошо в нем. Как вы думаете, как этого добиться?

- Да, надо жить дружно, уважать обычаи всех народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Костюмы народов Поволжья

Цель:- исследование особенностей национального костюма;- познакомиться с комплексами одежды народов Саратовской губернии на рубеже ХVІІІ – ХІХ веков....

Дидактическая игра "Костюмы народов Поволжья"

Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение костюма народов Поволжья....

Презентация "Костюмы народов Поволжья"

Презентация "Костюмы народов Поволжья"...

Национальные костюмы народов Поволжья

Материал по Этнокультурной составляющей регионального компонента...

Проект в подготовительной группе на тему: "Куклы в костюмах народов Поволжья".

Проект в подготовительной группе на тему: "Куклы в  костюмах  народов Поволжья". Актуальность выбранной темы:Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть фо...

Матрешки своими руками из папье - маше в костюмах народов Поволжья

middot;       Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Рас...