ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Статья статья (младшая группа)
статья (младшая группа)

Пелагея Ивановна

в данном материале представлен опыт педагога по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста через двигательную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Актуальной проблемой в группе раннего возраста является неумение детей разговаривать и общаться друг с другом. В последнее время наметилась тенденция «поздней речи», т.е. многие дети в силу разных причин начинают говорить ближе к трем годам. Именно поэтому, уже в ясельной группе необходимо проводить работу по речевому развитию.

Обогащение словарного запаса необходимое условие для развития коммуникативных умений детей.

Младший дошкольный возраст – период стремительного физического и психического развития ребенка, период быстрого обогащения словаря. Также по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С. Ушаковой – это период наиболее интенсивного становления и развития личности, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Известный психолог Леонтьев А.А. в своей работе «Язык, речь, речевая деятельность» писал: «Для речи критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное». [4, C.135]

Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Павлов, Леонтьев, Лурия). В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Таким образом, двигательная активность детей играет большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движений, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Детские эмоции, которые в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики.

На сегодняшний день одной из основных задач словарной работы является обогащение словаря.

Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности.

Обогащение словаря детей – это усвоение новых слов, или новых значений слов, что происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств, свойств, действий и т.д.).

Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Целью нашей работы стало обогащения словаря детей 1 младшей группы через двигательную деятельность.

Для решения данной цели нами были поставлены задачи:

  • Изучить литературу по речевому развитию детей младшего школьного возраста.
  • Отобрать музыкальные, пальчиковые, подвижные игры в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Апробировать данные игры в совместной работе с детьми.
  • Привлечь родителей к совместному сотрудничеству через использование разнообразных игр по обогащению речи ребенка.
  • Поощрять речевую активность детей в процессе двигательной деятельности.

Анализ изученной методической литературы, передового опыта коллег, позволил выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через двигательную деятельность.  Для этого нами были отобраны небольшие художественные произведения, музыкальные и подвижные игры в соответствии с возрастными особенностями детей. На основе этого материала были разработаны картотеки подвижных, пальчиковых и музыкальных игр с речевым сопровождением. В работе активно использовались аудиозаписи с музыкальными играми Е.С. Железновой.

Комплекс педагогических мероприятий имеет следующие направления:

1.Уточнение названий предметов и активизации в речи слов, обозначающих предметы, выраженные именем существительным.

2.Развитие умения понимать и использовать в речи слова признаки и качества, выраженные именем прилагательным

3.Развитие умения называть слова-действия (глаголы), связанные с движением, состоянием.

В практической деятельности мы используем следующие приемы словарной работы:

         1.Рассматривание предмета, установление его назначения. Сообщение детям названий предмета и характерных действий с ним.

2. Называние ребенку деталей предмета и их качеств, особенностей внешнего вида.

3. Использование вопросов, предполагающих ответ действием. Вопросы

позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка.

4.  Многократное повторение ребенком, нового слова в различных вариантах: а) вслед за воспитателем; б) в ответ на вопрос воспитателя; в) при заучивании рифмовки, в которой встречается это слово, и т. п.

При разучивании с детьми различных игр мы использовали методические приемы, которые позволили не только заинтересовать ребенка, но и обогатить их словарь:

  • Прием неожиданного появление живого существа или предмета («Кто

это? Что это?» - направлен на расширение объема словаря существительных.

Педагог организует демонстрацию объекта в ходе «сюрпризного момента». Неожиданно для детей появляется персонаж (животное, игрушка). Детям

задается вопрос: «Кто это? (Что это?)». При отсутствии правильного ответа

взрослый знакомит детей (или напоминает) название живого существа или

предмета.

  • Методический прием «Демонстрация действий предмета с их называнием» направлен на расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете. При использовании данного приема, педагог показывает действия, которые может совершать предмет (или можно совершать с этим предметом), и называет эти действия. К примеру, педагог задает вопрос детям: «Как вы думаете, что может делать мяч? Давайте посмотрим». Затем производится демонстрация действий с мячом и называние этих действий: «Мяч лежит, мяч прыгает, мяч катится»
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - направлен на расширение объема словаря существительных, а также прилагательных. Не видя предмета, дети исследуют его на ощупь и отвечают на вопрос «Отгадай кто это? или что это? «Какой он?» (например, в мешочке игрушка кошки. Дети пытаются отгадать кто это, затем на ощупь исследуют ее и рассказывают, что это что-то мягкое, пушистое. И только потом из мешочка появляется кошечка)

Работа по обогащению словарного запаса детей включалась в такие формы как: непосредственно организованная образовательная деятельность, подвижные и пальчиковые игры, физкультурные минутки. Двигательная активность наиболее интересна для ребенка при использовании словесных игр, песенок, игр со стихотворным текстом.

Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.

Проведенные нами подвижные игры: «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка серенький сидит» и др. в позволили детям не только проявить двигательную активность, но и активизировать в своей речи существительные (цвет, форму), глагольную лексику (действия с мячом, движения зайчика и т.д.). Игра «Самолеты» - познакомила детей с действиями предмета: гудит, летит, заводит мотор, приземляется, у самолета есть крылья.

Такая подвижная игра как «Вышла курочка гулять», помогла в игровой форме понять детям, чем курочка питается: дождевыми червями, щиплет травку, пьет дождевую воду, ищет зернышки. А ее детки - желтые цыплята.           С помощью игры «Зайка серенький умывается» вспомнили части тела и употребили в речи существительные: носик, хвостик, ухо.

При использовании музыкальной игры «Я бурый медвежонок» дети узнали, что медведь любит мед и сахар, рычит.

          В непосредственно организованной образовательной деятельности и играх с детьми часто использовали упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику и физкультурные минутки.

         Например, пальчиковые игры про зайца позволяют знакомить с частями тела животного и знакомят с такой характерной чертой, как трусость.  

        Физкультурная минутка «Три медведя» обогатила знания детей о величине медведей: большой, поменьше, маленький.

        На специально-организованном занятии «Кошечка» дети познакомились с такими качествами как: пушистая, ласковая, добрая; действиями: мяукает, играет, моет.

      При проведении игровых ситуаций  мы исходим   из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной.

Игры с речевым сопровождением вызвали эмоциональный настрой детей, они с удовольствием играли в предложенные игры, повторяли движения за воспитателем, повторяли слова, тем самым обогащая свой словарный запас, и продолжая развивать двигательные навыки.

Роль родителей в речевом развитии детей значима, поэтому мы стремились, чтобы родители стали равноправными участниками образовательного процесса.

 В начале учебного года была проведена консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 3-го года жизни».  Представлена наглядная информация на тему: «Тренируем пальчики – развиваем речь», где родители познакомились с рекомендациями по проведению игр с пальчиками.  Для родителей в группе в контакте был выложен мастер-класс «Играем - речь развиваем». В рамках данного мастер-класса была оказана практическая помощь в организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию речи ребёнка через игру.  Мы обратили внимание родителей на значение игры в развитии детей, заинтересовали  проблемой развития игровой деятельности у современных детей, представили практический  речевой материал по данной теме (проиграли такие игры как «Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик» «Подскажи словечко», «Шагай-ка - называй-ка», пальчиковые игры «Сидит белка на тележке», «Тили-тили-тили бом!», «Вышли мыши погулять»  и т.д.) В группе в контакте мы выкладываем небольшие видеоролики с совместных занятий с детьми, например, видеоролик по проведению с детьми логоритмической игры «Есть у киски лапки», где родители могут также познакомиться с некоторыми приемами проведения игр.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста.  Благодаря правильно подобранному материалу и систематической целенаправленной работе педагогов и родителей у воспитанников пополнился словарный запас,  дети стали выражать свои эмоции посредствам речи. Замкнутые дети стали более общительными со сверстниками, стали лучше понимать других детей в группе.

                           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений/ М.М. Алексеева. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

2.Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. инст./А.М.Бородич – М.: Просвещение, 1981 — 256 с.

3.Выготский Л.С.Мышление и речь [Текст]: Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.

4. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учеб. пособ. для СПО / И.В. Дубровина. – М.: Академия,2003.- 464 с

5.Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000- 9с.

6.Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст]: Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. /И.Ю. Павлова (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 212-215

7.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада. /Ф.А. Сохина — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

8.Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие /О.С. Ушакова. — М., 1998. – 52 с.

9.Логоритмика с пеленок (интегрированные занятия с детьми в возрасте от года до двух лет) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/602781

10.Особенности развития словаря у детей раннего и дошкольного возрастов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://studopedia.ru/11_51331_osobennosti-razvitiya-slovarya-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrastov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природным миром»

Жизнь любого человека неразрывно связана с общением с дру­гими людьми и огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использова...

«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ - технологии»

В помощь воспитателям, какие необходимо использовать игры ТРИЗ -технологии для развития и обогащения словаря младших дошкольников....

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Статья

в данном материале представлен опыт педагога по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста через двигательную деятельность...

«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через игру». Консультация для родителей (младшая группа)

Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая  деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни взяли, все они берут свое начало именно в игре. И именно ч...