Сборник математических задач по системе Монтессори и STEAM-образованию
методическая разработка

Ишмуратова Альбина Фирдависовна

В данном сборнике собраны дидактические игры по системе Монтессори, а так же игры в новом мировом образовательном тренде, который называется STEAM-образование.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_igry.docx515.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»  г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

ул. Набережная им. Оруджева С.А., д.58, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ,629730

тел/факс:8(3499)52-52-10;52-43-94,E-mail: rodniknadym@mail.ru

ОКПО 90908588,ОГРН 1118903001304,ИНН/КПП 8903031357/890301001

Сборник математических игр и задач для детей дошкольного возраста (по методикам М.Монтессори и STEAM-образования)

Подготовили воспитатели:

Ишмуратова Альбина Фирдависовна

Коткова Наталья Геннадьевна

Надым, 2022

Пояснительная записка

В данном кейсе собраны дидактические игры по системе Монтессори, а так же игры в новом мировом образовательном тренде, который называется STEAM-образование.  STEAM-образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, умение критически оценивать результаты – вырабатывает инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.  

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Развивающие игры и элементы педагогической системы Марии Монтессори способствуют более прочному и осмысленному усвоению знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.

Сборник игр и упражнений по методики Марии Монтессори предназначен для использования в дошкольных образовательных организациях для психомоторного развития детей с ОВЗ.

Главными задачами, стоящими перед автором сборника, является развитие внимания, координации, мышления, логики и моторики у детей дошкольного возраста с психомоторными нарушениями по средствам развивающих игр.

Ведущими целями сборника является психомоторное развитие детей дошкольного возраста и формирование предпосылок к учебной деятельности в школе.

Сборник включает подобранные игры для развития координации, мелкой и крупной моторики, воображения. Система работы представлена в виде описаний конкретных развивающих игр, которые несложны и легки в применении.

Игры по STEAM-образованию

  1. Игра «Больше-меньше-равно»

bolshemenshe1.jpg

Цель игры: создание условий для овладения дошкольниками математической деятельностью.

Практический этап: 

  • воспитатель создает из ребят 2 команды и рассаживает группами на ковре. Перед ребятами воспитатель кладет 20 кубиков (игрушек). Робота воспитатель ставит около себя.
  • Воспитатель раскладывает 2 набора карточек с цифрами перед командами: один набор для одной команды, второй набор-для другой.
  • Воспитатель предлагает представителям команд взять, не глядя, по одной карточке с цифрами из своих наборов.
  • Затем команды должны выбрать себе такое количество кубиков (игрушек), которое соответствует числу на их карточке.
  • Затем необходимо сравнить, у кого количество кубиков больше/меньше, или определить, что их поровну. На основании этого сделать вывод, у кого число больше/меньше, или они равны.
  • Когда определили, чья цифра больше, воспитатель программирует робота (робомышь), чтобы он отправился к команде, у которой число больше. Что делать роботу, если у команд равные числа, должны решить дети.
  • Затем ребята возвращают робота (или программируют его на движение к воспитателю)
  • Повторить все действия 5 раз.

  1. Игра «Самая любимая»

Цель игры: социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Знакомство с понятиями: выбор, голосование.

  • Подготовка голосования

Воспитатель с детьми выбирает 10 игрушек, относительно которых будет проводиться голосование. Игрушки ставят в ряд на стол перед детьми. Это будет стол для голосования. Перед каждой игрушкой оставляется небольшое пространство для складывания «Голосов» - сигнальных карточек.

Воспитатель раздает каждому ребенку по 1 сигнальной карточке и объясняет, что это их «голос», который они будут отдавать за одну из выбранных игрушек. Воспитатель объясняет правила голосования: каждый ребенок по очереди подходит к столу с игрушками (стол голосования) и кладет свою сигнальную карточку перед игрушкой, которую выбирает (отдает свой голос)

  • Проведение голосования

Воспитатель проводит голосование: приглашает детей по одному к столу с выбранными игрушками, и каждый ребенок оставляет свою карточку перед любой игрушкой, которая ему больше нравится.

По окончании голосования воспитатель объявляет, что голосование закончено, подсчитывает голоса каждой игрушки и записывает их на листе бумаги.

  • Объявление результатов голосования.

Воспитатель объявляет результаты голосования: называет игрушку и количество голосов, которые она собрала, то есть сколько ребят предпочитает именно эту игрушку.

  • Объявление победителя голосования.

Воспитатель с детьми определяет, какая игрушка набрала больше всего голосов и объявляет ее победителем голосования. Если несколько игрушек набрали равное количество голосов, воспитатель предлагает детям проголосовать хлопаньем в ладоши. Воспитатель показывает одну из игрушек, а дети громко хлопают. И так с каждой игрушкой, набравшей равное количество голосов. Побеждает та игрушка, которой больше всего аплодировали.

  1.  Игра «Иду к тебе!»

Цель игры: создание условий для овладения навыками ориентации в пространстве.

  • Воспитатель становится посередине комнаты, дети становятся вокруг воспитателя.
  • Воспитатель дает команду «Старт» - дети разбегаются, потом воспитатель дает команду «Стоп» - дети останавливаются.
  • Воспитатель определяет, кто стоит ближе всех, а кто дальше всех. Просит этих ребят остаться на местах, а остальных приглашает отойти и сесть на пол (или стулья)
  • Воспитатель вместе с сидящими ребятами определяет, сколько и каких шагов ему нужно сделать, чтобы дойти до ближнего ребенка, а сколько затем сделать, чтобы дойти от ближнего до дальнего. Воспитатель выполняет выбранное количество шагов.

 

  1.  Игра «Суперплюс»

1630691425_12-papik-pro-p-detskii-risunok-minus-14.jpg

Цель игры: формирование первичных представлений о математических действиях.

  • Назначить одного из детей супергероем Плюс, который обладает способностью все соединять, складывать, превращать слагаемое в сумму. Супергерою выдается поднос, на котором будут происходить превращения. Назначается еще один ребенок помощником Супергероя. Супергерой и помощник становятся в центр круга, который затем сформируют другие ребята. Воспитатель создает из остальных ребят пары и ставит пары по кругу, лицом в центр круга. Кждой паре выдает кубики по правилу:
  • 1 (или 2, или 3) кубик для одного ребенка,
  • 1 (или 2, или 3) кубик для другого ребенка.

Далее супергерой Плюс с помощником, который несет поднос, подходит поочередно к каждой паре ребят и проводит волшебное превращение (сложение) по следующему алгоритму.

Алгоритм для супергероя Плюс

  • Супергерой берет кубики у одного ребенка из пары со словами «Беру первое слагаемое» и кладет их на поднос. Затем он берет кубики у другого ребенка из пары со словами «Беру второе слагаемое» и кладет их на поднос.
  • Затем супергерой ставит свои руки над всеми кубиками над подносом со словами «Складываю слагаемые. Превращаю их в сумму! Проверьте!».
  • Затем ребята из пары пересчитывают все кубики вместе и называют сумму. Воспитатель акцентирует внимание детей на формуле: было-прибавили (увеличили, добавили) – стало.
  • Кубики отдают паре.
  • Затем все повторяется для следующей пары детей.

  1. Игра «Кому нужен плюс»

Цель игры: развитие воображения и творческой активности.

  • Ребята, что «плюсует»/складывает белочка? Орешки. Например она приносит 1 орешек, потом прибавляет еще 2 орешка, получается, что у нее в дупле сумма двух и одного орешков, то есть всего три орешка. Давайте нарисуем белочку и 3 орешка.

belochka-s-bolshim-oreshkom.jpg

  • Ребята, что «плюсует»/складывает зайчик? Морковки. Например он приносит одну морковку, потом прибавляет еще одну и получает сумму – 2 морковки. Давайте нарисуем зайчика и 2 морковки.

item_2818.jpg

  • Ребята, что «плюсует»/складывает ежик? Грибы. Например, ежик принес 3 гриба, потом еще 1 гриб. Получилось, что у ежика стало 4 гриба. Давайте нарисуем ежика и 4 гриба.

ежик.jpg

  1. Игра «Суперминус»

Цель игры: формирование первичных представлений о математических действиях.

  • Раздать детям по несколько кубиков: от 1 до 4.
  • Выбрать одного ребенка на роль супергероя Минуса. Он будет ходить и у всех ребят «вычитать» кубики. Выбрать помощника супергероя, который поможет ему носить поднос.
  • Ставим ребят с кубиками в круг, а супергероя Минуса и его помощника с подносом – в центр круга.
  • Супергерой с помощником поочередно подходят к каждому ребенку и выполняют задание воспитателя, который говорит, сколько кубиков нужно вычесть (забрать) из рук данного ребенка.
  • Затем ребенок, у которого забрали кубики, говорит сколько у него осталось кубиков. Воспитатель акцентирует внимание детей на формуле: было-вычли (забрали, уменьшили) – стало.
  • Кубики возвращают ребенку, у которого их забирали.
  • Повторяем все действия с остальными ребятами.

  1. Игра «Направление»

16-0.jpg

Цель игры: формирование навыков определения направления движения и распознавания изменения расстояния между предметами.

  • Воспитатель распределяет ребят по парам.
  • Воспитатель приглашает по 4 пары и дает программистам из пар задания. Программисты ставят роботов, согласно заданию, роботы выполняют задания.

Примеры заданий.

  • Поставить роботов спиной друг к другу. Сделать 2 шага вперед. Как изменилось расстояние между роботами?
  • Поставить роботов рядом, лицом в одну сторону (указать направление, например к шкафу). Сделать 4 шага вперед. Как изменилось расстояние между роботами?
  • Поставить роботов лицом друг к другу на расстоянии 6 шагов. Сделать 2 шага вперед. Как изменилось расстояние между роботами?
  • Поставить роботов рядом, лицом в одну сторону (указать иное направление, например к входной двери). Сделать 3 шага вперед. Как изменилось расстояние между роботами?

  1. Игра «Бусы для мамы» (знакомство с понятиями комбинации, комбинаторика)

бусы.jpg

Цель игры: реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Практический этап: 

  • Воспитатель раздает ребятам распечатанные листы бумаги с нарисованными 10 бусами, каждые состоят из 5 бусин (USB-флэш-накопитель, занятие 15, макет для бус), карандаши (фломастеры) – 1 шт. для каждого ребенка.
  • Воспитатель ставит задачу создать как можно больше неповторяющихся бус (комбинаций) по правилу: закрашивать в каждых бусах всего 2 шарика-бусинки так, чтобы эти бусы были не похожи на другие, предыдущие, то есть каждый раз закрашенные шарики должны находиться в разных местах.
  • По окончании задания воспитатель с ребятами проверяют результаты у каждого ребенка: действительно ли каждый вариант расположения закрашенных шариков-бусин новый? Сколько неповторимых вариантов у каждого?
  • Воспитатель подводит итоги: сколько неповторимых последовательностей у каждого.

  1. Игра «Проложи дороги» (формирование познавательных интересов и познавательных действий в области теории вероятности)

Цель игры: развитие мышления, речи, общения, воображения.

  • Воспитатель кладет карточку к занятию 16 – игра «Проложи дорогу» и ставит задачу: от клетки «Старт» проложить фломастером линию пути к клетке «Финиш», но при одном условии: из каждой клетки можно передвигаться только направо или вверх.
  • Проложить фломастерами разного цвета все возможные варианты пути от клетки «Старт» к клетке «Финиш». Максимальное количество решений: 10
  • Воспитатель в процессе «прокладывания» дороги задает вопрос: сколько движений вверх и сколько вправо в данном варианте?

  1. Игра «Шары в мешке» (повышенной сложности)

шары.jpg

Цель игры: формирование познавательных интересов и познавательных действий в области теории вероятности

В мешке имеется 2 белых и 1 черный шар. Вынем из мешка 2 шара. Как вы думаете, каким может быть результат такого опыта, какие цвета будут у вынутых шариков? Возможны 3 случая: белый и черный, черный и белый, белый и белый (карточка к занятию, таблица 2).

Вопросы:

  • Почему невозможен вариант: черный и черный? Потому что черный 1 шарик.
  • Какой из трех возможных случаев более возможен, менее возможен или среди них есть равновозможные варианты (таблица 3)? Чтобы ответить на вопросы, нужно сначала провести 10 экспериментов (вытаскивать случайным образом по очереди 2 шарика и отмечать в таблице 3, какой вариант получится). По результатам отмеченным в таблице, определить, какой вариант более вероятен или какие равновозможные.
  •  Сколько шаров нужно вытянуть из мешка, чтобы наверняка иметь шары двух цветов? Подвести ребят к следующим выводам: если вынуть 3 шара, наверняка будут шары двух цветов; если вынуть 2 шара, то возможно, но необязательно будут шары двух цветов; если вынуть 1 шар, то невозможно получить шары двух цветов.

  1. Игра «Кто следующий?»

Цель игры: организация видов деятельности, способствующих развитию мышления и физическому развитию.

  • Воспитатель ставит детей вдоль стены, а одного ребенка выбирает ведущим и ставит перед ребятами, спиной к ним, и дает ему в руки мяч.
  • Ведущий должен бросить мяч назад, а кто-то из детей – его поймать. Но перед броском ведущий должен дать прогноз, кто поймает его мяч, а затем бросить.
  • После броска ведущий поворачивается и проверяет, сбылся его прогноз или нет. Если да (то есть мяч поймал тот ребенок, на которого указывал прежде ведущий), то этот ребенок, поймавший мяч, заменяет ведущего, и все повторяется сначала. Если не совпало, то ведущий опять делает прогноз и кидает мяч. И так далее.

Игры по Монтессори

Игры с прищепками

«Посчитай»

Цель: закрепление счёта.

Возраст: 4-6 лет.

Оборудование: шаблоны цифр, прищепки.

Ход игры: ребёнку предлагается сосчитать количество предметов (животных, овощей) и прикрепить прищепку к цифре, обозначающей результат счета. Как вариант игры: закрой прищепками ненужные цифры, оставив открытой цифру, обозначающую результат счета.

«Состав числа»

Цель: закрепление сенсорных навыков, пространственных и математических представлений.

Возраст: 4-5 лет

Оборудование: шаблоны цифр, прищепки

Ход игры: Возьмите несколько листов плотного картона, фломастер и прищепки. На каждой картонной карточке напишите число от 0 до 10. Сначала покажите: ноль – это ни одной прищепки. Один – одна прищепка, два – две прищепки, три – три прищепки и т.д.

Когда с этим разобрались можно переходить и к составу числа.

Игры с пуговицами

«Сортировка»

Цель: закрепление знаний о цвете, величине и счёте.

Возраст: 3-5 лет.

Пуговицы прекрасно подходят для заданий по сортировке. Вместе с ребенком отбирайте только самые крупные пуговицы или, напротив, пуговки-малютки, либо пуговицы определенного цвета, а когда ребенок подрастет и научится считать - отбирайте пуговицы с различным количеством дырок на них, пересчитывайте их и т.п.

«Необычное нанизывание»

Цель: развитие мелкой моторики.

Возраст: 2-4 года.

Оборудование: плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки.

Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку,

предварительно отрезав острые кончики. Предложите ребенку нанизывать пуговицы на необычный стерженек.

Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте

пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов.

Воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать

пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них.

Играя с ребенком постарше, спросить его заранее высказать мнение по

поводу того, наденется данная пуговка на стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.

«Картинки из пуговиц»

Цель: развития творческих способностей и образного мышления.

Возраст: 3-6 лет.

Предложить ребёнку выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.

«Логические задачки»

Цель: развитие логического мышления.

Возраст: 3-6 лет.

Предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности.

большая - маленькая, большая - маленькая и т.д.,

красная - синяя, красная - синяя и т.д.,

красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая,

одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т.п.

Геоборд «Весёлые резиночки».

Цель: Развитие мелкой моторики, глазомера, мышления, воображения, творческой фантазии.

Возраст 2-7 лет.

Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки. Играть с геобордом можно по-разному. Для начала познакомьте ребенка с планшетом, покажите, как одевать и снимать резинки. Играть с ним можно даже малышам, примерно с двух лет. Для них нужен планшет с небольшим количеством штырьков и, конечно, они должны играть под наблюдением взрослых. Уже с трех лет ребенок может создавать разные фигуры и простые рисунки под руководством мамы. Постепенно усложняйте задания и не забывайте давать ребенку волю для его собственного воображения.

https://sun1-86.userapi.com/impg/lNW7M4VNIeDr2aJwQx3HuQl44SBLgfUF_acO4w/lUCvy22-k9I.jpg?size=700x700&quality=96&sign=4442c9c5795a5be606d42e9b1ea7804f&type=albumИгры с камушками Марблс.

«Чудесный мешочек»

Цель: формироване умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.

Возраст 3-7 лет.

Задание: В мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

 «Тучка и капельки»

Цель: Развитие мелкой моторики, логическое мышление.

Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

«Пройди по дорожкам»

Цель: развитие зрительно-двигательной координации.

Возраст: 2-5 лет.

Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета.

«Выложи по контуру»

Цель: Развитие зрительного внимания, памяти и мелкую моторику рук.

Возраст:3-6 лет.

Задание:

1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.

2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.

 «Гирлянда»

Цель: развитие цветового восприятия, зрительной памяти, зрительно-двигательную координацию.

Возраст: 2-5 лет.

Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

Дидактические игры с материалом Монтессори

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: геометрические фигуры из шершавой бумаги.

Содержание. Сначала педагог предлагает обвести пальцем фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Собери фигуру»

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Материал: цветные деревянные палочки.

Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Материал: геометрические фигуры из шершавой бумаги.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д. При этом дети обводят фигуры пальцем и называют их.

«Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Материал: геометрические фигуры из шершавой бумаги.

Содержание. В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку и при этом обводить пальцем: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к столу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с кружками из шершавой бумаги от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Каждый ребенок пересчитывает количество кружков, обводя их пальцем. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Магазин и геометрия»

 Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.

Материал: геометрические фигуры из шершавой бумаги.

Содержание. На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Ребенок обводит фигуру пальцем и называет. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.

«Формы и фигуры»

Цель: Закрепить умение детей различать предметы по форме

Материал: геометрические фигуры из шершавой бумаги.

Содержание. Детям раздаются карточки с изображением различных объектов и геометрических форм. Предлагается к геометрической фигуре найти объект, похожий по форме. Перед поиском фигура обводится пальцем и называется.

«Почини одеяло»

Цель: Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Материал: геометрические фигуры из шершавой бумаги.

Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа: жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло. Каждую подобранную фигуру ребенок обводит пальцем и называет.

«Заполни квадрат»

Цель. Упорядочивание предметов по различным признакам.

Материал: геометрические фигуры из шершавой бумаги.

Содержание. Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, обвод их пальцем и называя например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат.

Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме, так же обводя пальцем и называя их.

Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.

«Сколько всего? На сколько больше?»

Цель: Формирование навыков сложения и вычитания.

Материал: геометрические фигуры из шершавой бумаги, поддоны с цифрами и знаками «+», «-», «=», обруч.

Содержание. Играют двое. Один располагает несколько фигур, например треугольников, внутри зеленого обруча и несколько других фигур, например квадратов, внутри красного, но вне зеленого обруча, при этом обводит их пальцем и называет.

Второй должен из карточек выложить ответы на вопросы: сколько всего фигур? На сколько больше квадратов, чем треугольников (или наоборот)?

Затем играющие меняются ролями. Игру можно повторить многократно, варьируя условия.

Можно организовать игру в обратном направлении, т. е. один из играющих выкладывает из карточек, например, запись 4 + 5 = 9, а второй должен располагать внутри обручей соответствующие числа фигур.

Проигрывает тот, кто допускает больше ошибок.

«Найди предмет»

Цель: Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал: геометрические фигуры из шершавой бумаги (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предметы разной формы, мяч.

Содержание. Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические фигуры, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился мяч, выходит, сначала обводит пальцем фигуры, нарисованные на карточках, затем педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит мяч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

«Подбери фигуру»

Цель: Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: геометрические фигуры из шершавой бумаги.

Содержание. У каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Сначала воспитатель предлагает обвести пальцем фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Угадай загадки Буратино»

Цель: Различение предметов по форме и составление из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков.

МатериалЦифры из шершавой бумаги: круг, квадрат, треугольник.

Содержание. Преподаватель на магнитной доске прикрепляет круг, квадрат и треугольник и предлагает отгадать загадки Буратино:

Что можно нарисовать из круга? (Яблоко, арбуз, мяч и т. д.)

Что можно нарисовать из квадрата?

(Портфель, ящик, печенье.)

Что можно нарисовать из треугольника?

(Елочку, парусную лодку и т. д.)

«Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по длине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал: числовые штанги с табличками чисел.

Содержание. Перед детьми на столе хаотично выкладывают числовые штанги. Дети должны выстроить дощечки в ряд (по убывающей длине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 штангу. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети проверяют результат.

«Числовая лесенка»

Цель: продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.

Материал: числовые штанги с табличками чисел.

Содержание. Педагог обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли вы, в каком порядке идут числа? Посмотрите на лесенку из числовых штанг. Рассмотрите ее внимательно. Она вам подскажет, в каком порядке идут числа, какие числа больше, какие - меньше. Сколько ступенек у лесенки? Пересчитаем их по порядку. Я буду называть ряд, а вы называйте который он по счету? Какое самое больше число штрихов на числовой лесенке? Какие числа идут до него? Сколько штрихов в пятом ряду? Какое число идет до 5?6 больше или меньше 5? 5 больше, какого числа? А какого числа оно меньше? Посмотрите, какое число идет до 3 и поле 3? 2 больше или меньше 3? А 4 больше или меньше 3? Сколько кружков в 9 ряду? Какое число идет до 9? Какое после 9? 8 больше или меньше 9? Почему?»  и. т. д.

Игра с полосками

 Цель: учить пользоваться словами «до» и «после».

 Материал: числовые штанги с табличками чисел, числа и чипсы.

Содержание. Педагог говорит: «Возьмите штангу и сосчитайте, сколько на ней полосок? Рядом с третьей полоской положите 6 кружков. Какое число идет до 6? Рядом с какой полоску надо положить 5 кружков и почему? Какое число идет после 6? Рядом с какой полоской надо положить 7 кружков и почему? Какое самое большое число на вашей карточке? (самое маленькое). Теперь мы знаем, что все числа, которые идут до какого-нибудь числа, меньше этого числа, а все числа, которые идут после этого числа, больше него».

«Сколько до и после»

 Цель: закрепить представление о прямой и обратной последовательности числе.

 МатериалЧисловые фигуры с количеством кружков из шершавой бумаги 4, 6, 8.

Содержание. Педагог показывает числовую фигуру, предлагает сосчитать, сколько на ней кружков, и назвать числа, которые идут до данного числа или после.

«Помоги сосчитать»

 Цель: упражнять в прямом и обратном счете.

Материал: числа и чипсы или веретена

Содержание. Педагог говорит: «Помогите мне сосчитать, сколько кружков(шариков, палочек) у меня есть. Я буду показывать вам предметы, а вы тихонько считайте, сколько их. (Помещает 10 шариков, кружков или палочек). Сколько у меня предметов? Теперь я буду убирать их в корзинку, а вы хором называйте число предметов, которое остается на столе. Десять без одной — говорит педагог - Девять - отвечают дети. И т. д. Кто хочет посчитать в обратном порядке от 10 до 1? (Вызывает нескольких детей).

«Поставь столько, сколько услышишь»

Цель: упражнять в счете на слух.

Материал: числа и чипсы.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Я буду стучать молоточком, а вы сосчитаете, сколько раз ударил молоточек, и поставьте в ряд на 1 кружок меньше, чем ударов». Когда дети выполнят задание, педагог спрашивает: «Сколько кругов вы поставили и почему?». Дети пересчитывают кружки и обводят их пальцем. Задание повторяется несколько раз.

«Назови число»

 Цель: упражнять в увеличении или уменьшении чисел на 1.

Материал: карточки с кружками из шершавой бумаги.

Содержание. Педагог показывает числовую фигуру,  и предлагает детям сосчитать кружки и назвать число на 1 меньше или больше. Возможен вариант когда карточки раздают детям, они обводят круги пальцем и считают.

«Карточки-домики»

 Цель: развивать представление о последовательности числе в пределах 10.

Материал: карточки с кружками из шершавой бумаги.

Содержание. В. размещает в  ряд 9 карточек с количеством кружков от 1 до 10 по порядку (причем вторую, четвертую, шестую, восьмую карточку ставит обратной стороной). Затем говорит: «Карточки — это домики, в которых живут числа. Каждое число живет в своем домике, но некоторые из них спрятались. Надо определить, какие это числа. Тот, кто правильно ответит, откроет карточку». Дети открывают карточку, обводят фигуру пальцем и считают. Задает вопросы: «Сколько всего домиков? На каком по счету месте домики, в которых спрятались числа?». В конце занятия В. предлагает посчитать домики в прямом и обратном порядке.

«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному. Закреплять образ цифр.

МатериалЦифры из шершавой бумаги.

Содержание. Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он подает карточку с цифрой кому-нибудь. Ребенок обводит цифру пальцем называет ее, предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

«Угадайте, какое число пропущено?»

 Цель: закрепить знания и последовательности чисел. Закреплять образ цифр.

МатериалЦифры из шершавой бумаги.

Содержание. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила. Ребенок выходит, берет нужную карточку, обводит цифру пальцем и называет ее». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.

«Числа, встаньте по порядку»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

МатериалЦифры из шершавой бумаги.

Содержание. Педагог вызывает всех детей и раздает им по карточке и говорит: «Обведите цифру на карточке и назовите ее. Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого? Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на  1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на  1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

«Звезды»

 Цель: упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Материал: карточки с кружками из шершавой бумаги.

Содержание. Перед детьми 4 картинки: на первой изображен 1 круг, на второй 2, на третьей 3, четвертая картинка закрыта. Педагог: «Посмотрите на эти картинки, подумайте и скажите, что нарисовано на 4 картинке? Почему вы так думаете?». В дальнейшем игра усложняется.

«Торопись, да не ошибись»

Цель: закрепить знания состава чисел первого десятка.

МатериалПоддоны с цифрами и  примерами на сложение в пределах 10(так же можно использовать веретена).

Содержание. Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом, больше 5. Каждому их 2 играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка, положив на знак ? карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным числом получилось то число, которое помещено в круг.

«Путаница».

Закрепить образы цифр. Развивать наблюдательность, внимание.

Материал: цифры из шершавой бумаги.

Содержание. В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места предварительно обводя их пальцем и называя. Ведущий комментирует действия детей

«Какой цифры не стало?»

Цель: Закрепить образы цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.

Материал: цифры из шершавой бумаги.

Содержание. В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему затем возвращают их на место обводя их пальцем и называя. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

«Что изменилось»

Цель: Закрепит умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Закреплять образы цифр. Развивать внимание, память.

Материал: цифры из шершавой бумаги, веретена.

Содержание. Несколько групп шариков или палочек размещают на столе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто дает ответ, сопровождает свои действия объяснением, обводит цифры пальцем и называет. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

«Считай – не ошибись».

Цель: Закрепить порядок следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать мышление, внимание.

Материал: мяч.

Содержание. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.

«Сколько вместе»

Цель: Формирование у детей представлений о натуральном числе, усвоение конкретного смысла действия сложения. Закрепление образы цифр и геометрических фигур.

Материалгеометрические фигуры из шершавой бумаги, поддоны с цифрами и знаками.

Содержание. Играют двое. Ведущий кладет в зеленый и красный круги определенное число фигур (круги, треугольники, квадраты). Второй играющий должен пересчитать фигуры в этих кругах, обвести их пальцем, и назвать, заполнить соответствующие квадратики карточками с числами, между ними положить карточки со знаком «плюс»; между вторым и третьим квадратиками поместить карточку со знаком «равно».

Затем надо узнать количество всех фигур, найти соответствующую карточку и закрыть ею третий пустой квадратик. Дальше игроки могут поменяться ролями и продолжить игру. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.

«Где они живут?»

Цель: Научить сравнивать числа по величине. Закрепление образы цифр.

МатериалЦифры из шершавой бумаги.

Содержание. Нужно разместить числа по их «домикам». Перед размещением цифры обводятся пальцем и называются. В домик А могут попасть только числа меньше 1 (0); в домик Б — из оставшихся — числа меньше 3 (1 и 2); в домик В — из оставшихся — числа меньше 5 (3 и 4); в домик Г — числа больше 6 (7 и 8) и в домик Д — число, которое осталось без домика (6).

Можно предложить и другие варианты этой игры. Например, можно взять цифры из набора и перед домиком А вместо 1 поставить 3, а перед домиком В вместо 5 поставить 1 и т. д. Затем предложить детям рассказать, где теперь живут цифры.

«Подбери игрушку»

 Цель: упражнять в счете предметов по названному числу, учить находить равное количество. Закреплять образ геометрических фигур.

Материал: веретена или геометрические фигуры из шершавой бумаги.

Содержание. Педагог объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  предметов, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число шариков(фигур) и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать, например: «Сережа, принеси 3 квадрата(шарика) и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько квадратов принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 шарика(фигуры), на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число шариков (фигур) и поставить на тот стол, где столько же таких предметов, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание. Если используются фигуры из шершавой бумаги, то фигуру нужно обвести пальцем и назвать.

«Руки считают, а глаза проверяют»

Цель: Установление соответствия между числом рисунков и цифрой. Закрепление образа цифр.

МатериалНа картонках нашиты пуговицы в один или два ряда,

цифры из шершавой бумаги.

Содержание. Педагог вызывает ребенка, предлагает ему закрыть глаза и дает картонку с нашитыми на нее пуговицами. (Картонку можно вложить в руки за спиной.). Ребенок на ощупь пересчитывает пуговицы и говорит результат. Затем он себя проверяет, пересчитывая пуговицы глазами и показывает соответствующую цифру, обводит и называет ее.

«У какой цифры больше кружков»

Цель: Закрепления соотношения количества и цифры, сравнение числа по величине. Закрепление образа цифр.

МатериалЦифры из шершавой бумаги, числа и чипсы, веретена.

Содержание. Педагог просит построиться трех-четырех детей. Каждый получает табличку с цифрой и коробочку. К ним вызываются дети с кружками. Вызванный ребенок должен положить в коробочку первому из детей число кружков, соответствующее его цифре. Следующий отсчитывает кружки второму и т д. Дети проверяет. В конце игры идет сравнение. У какой цифры кружков больше? Почему? На сколько больше?

Если использовать веретена, то вместо кружков берутся шарики или деревянные палочки.

«Угадай-ка»

Цель: Закрепление счёта в прямом и обратном порядке. Закрепление образа цифр.

Материал: Цифры из шершавой бумаги.

Содержание. Играющему ребенку завязываем глаза. Он берет цифру. Остальным предлагаю такие задания: счет от данного числа в прямом направлении, счет в обратном, счет через 1, 2 от заданного числа, не называя этого числа, назвать числа большие, меньшие того числа, которое в руке ребенка, он должен отгадать число. После того как ребенок отгадывает, он обводит цифру пальцем и называет ее.

«Делаем молча»

Цель: Закрепление последовательности натурального ряда и геометрических фигур.

МатериалНабор табличек с цифрами, геометрические фигуры из шершавой бумаги.

Содержание. Основное условие игры: дети, пользуясь дидактическим материалом, должны давать ответы на задания, при этом не произнося ни одного слова. Педагог предлагает задания, а дети выполняют их. Например:

-число, которое стоит после 3(дети молча показывают табличку с цифрой 4);

-число, которое стоит перед 6;

-число, которое стоит между 4 и 6 (13 и 15);

-число на 1 меньше (больше) 5 (18); .

-покажи такую же фигуру (показывает круг);

-покажи соседей числа 6 слева, справа.

В конце игры подводятся итоги.

«Каких чисел недостает?»

Цель: Закрепление последовательности натурального ряда.

Содержание. Педагог произносит два числа, а дети должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, педагог: «Три, семь».

Дети: «Четыре, пять, шесть».

Возможен вариант игры с использование карточек с цифрами.

«Помни свое число»

Цель: Закрепление последовательности натурального ряда. Закрепление образа цифр.

МатериалКарточки с цифрами; на каждой карточке записана только одна цифра, но цифры повторяются 2—3 раза, цифры из шершавой бумаги.

Содержание. Дети выстраиваются в ряд. Каждый получает по две-три карточки, карточки. Каждый смотрит на свои цифры и старается их запомнить. Карточки переворачиваются цифрами вниз.

Педагог показывает какое-либо число, и на счет «три» те дети, у которых есть это число, выстраиваются перед ведущим, показывают карточку, обводят цифру на карточке ведущего и называют ее. Кто ошибся, выходит из игры.

«У кого большее число или у кого меньшее число?»

Цель: Закрепления соотношения количества и цифры, сравнение числа по величине.

МатериалТаблички с цифрами.

Содержание. Каждый ребенок получает две-три таблички с цифрами. Педагог кладет или показывает цифру (например, 5). «У кого числа, больше пяти?» — (Дети показывают их.) Эти карточки откладываются в сторону. Педагог показывает цифру 4. «У кого числа, меньшие числа 4?» Дети показывают. Кто раньше сбросил все карточки и играл без ошибок, тот выиграл.

«Одни да один»

Цель: Учить детей приему прибавления и вычитания по 1.

Материал: цифры из шершавой бумаги.

Содержание. Дети выстраиваются в ряд лицом (количество детей определяется числом, до которого они умеют считать).

Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я - один. Второй ребенок делает шаг вперед и говорит: «Один да один будет два». Третий ребенок делает шаг вперед и говорит: «Два да один будет три» и т.д.

В игре дети уясняют, что каждое последующее число образуется из предыдущего путем присчитывания одной единицы.

Для начала можно раздавать детям карточки с цифрами.

«Сколько нас без одного?»

Цель: Учить детей приему вычитания по 1.

Содержание. Дети выстраиваются в ряд и пересчитываются. Например, всего семь ребят. «Нас семь», — говорит последний. «Один ушел (уходит). Сколько осталось?» Все дети должны ответить: «Шесть». Шестой говорит: «Нас шесть. Один ушел (уходит)». Дети: «Осталось пять» и т.д.

«Реши пример»

 Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Материал: поддоны с цифрами и без, шарики.

Содержание: перед детьми выкладываются примеры с помощью поддонов с цифрами. Нужно в каждый поддон положить необходимое количество шариков. И решить пример.

«Навстречу друг другу»

Цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Материал: поддоны с цифрами и знаками, веретена.

Содержание. Педагог заранее выкладывает пять—семь примеров на столе, причем примеры выкладываются в строчку с промежутком для ответа.

К столу выходят два ребенка, педагог дает команду начинать решение. Один ребенок начинает решать слева, а другой — справа, т.е. навстречу друг другу. Кто решит правильно больше примеров, тот выиграл.

Для игры можно так же использовать веретена.

«Найди ошибку»

Цель: упражнять в счете.

Материал: веретена (шарики).

Содержание. Дети подходят к столу. Здесь поддоны с шариками(мелкие игрушки, или картинки с предметами), а рядом цифры, вот только здесь что-то напутано. Проверьте и исправьте ошибки. По очереди дети исправляют ошибки, если они есть. Молодцы, вы справились с этим заданием.

Список источников:

  1. Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс»,2019.
  2. Игры с детьми по методике Монтессори [Электронный ресурс].

                   URL.: http: //www.maam.ru/blogs/post/

  1. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов - М.: Карапуз, 2016.
  2. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников / Г.В. Трофимова – М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Педагогическая система Монтессори: основополагающие принципы и задачи»

Особенности гуманистической педагогики М. Монтессори, обучение посредством классического материала и роли педагога в её системе....

Консультация для воспитателей «Определение математических представлений по системе М.Монтессори.»

Данная консультация знакомит педагогов с системой М.Монтессори и материалами для обучения математике, которые применяются в данной системе....

Статья "Особенности STEAM – образования в системе детского сада"

Особенности STEAM – образования в системе детского сада.Горбунова Оксана Александровна, воспитатель, МДОУ «ДС №12 «Семицветик»  Комбинированного вида  городского окру...

«STEAM - образование детей дошкольного возраста. Модуль математическое развитие»

Данная программа является одной из новейших, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество...

Сборник математических игр и задач для детей дошкольного возраста (по методикам М.Монтессори и STEM - образования)

В данном сборнике собраны дидактические игры по системе М.Монтессори, а так же игры в новом мировом образовательном тренде, который называется STEAM-образование....

Математические задачи по технологии STEAM-образования

Математические задачи по технологии STEAM-образования...

Сборник математических игр и задач для детей дошкольного возраста (по методикам М.Монтессори и STEM - образования)

В данном сборнике собраны дидактические игры по системе М.Монтессори, а так же игры в новом мировом образовательном тренде, который называется STEAM-образование....