Проект "Нам есть у кого учиться Родиной гордиться"
методическая разработка

Ковыршина Вера Александровна

Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньше.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, как боролась с врагами во имя мира на нашей земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Поэтому тема нашего проекта «Никто не забыт, ничто не забыто».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нам есть у кого учиться Родиной гордиться! Подготовила: Ковыршина Вера Александровна, в оспитатель МБДОУ «Детский сад № 44 «Ладушки» г. Электроугли 2018г.

Слайд 2

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

Слайд 3

Задачи: продолжить знакомить детей с элементарными сведениями из истории Великой Отечественной войны; расширять знания о защитниках Отечества , о функциях армии; расширить знания о военной технике, о памятниках, монументах; раскрыть значение победы в ВОВ; продолжать формировать представление о том, что всем людям на Земле нужен мир; организовать сотрудничество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы; воспитать уважение к ветеранам ВОВ, всем защитникам Родины; развивать связную речь через пересказ текстов, заучивание стихотворений о войне; расширить музыкальный кругозор детей через знакомство с песнями о войне и с песнями, созданными в дни ВОВ.

Слайд 4

Вид, тип проекта: краткосрочный (март-май 2018 года), познавательно-творческий . Участники проекта: дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группы), родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Слайд 5

Актуальность проекта: Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньше. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, как боролась с врагами во имя мира на нашей земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Поэтому тема нашего проекта «Никто не забыт, ничто не забыто».

Слайд 6

Ожидаемые результаты: понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека; создание «Книги памяти» (об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, сотрудников ДОУ); вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ; повышение социальной компетентности дошкольников; оформление выставки творческих работ «Мы помним»; праздник «9 мая - День Победы»; создание открытки для ветерана; участие в параде Победы в г. Электроугли; участие в акции «Бессмертный полк».

Слайд 7

Этапы проекта : подготовительный ; основной; заключительный.

Слайд 8

Подготовительный этап составление плана деятельности сбор информационного материала сотрудничество с родителями подбор литературных произведений о войне подбор музыкальных произведений на военную тему подготовка цикла бесед о ВОВ составление сценария праздника и конспектов занятий.

Слайд 9

Основной этап Работа с детьми чтение и заучивание стихотворений о Родине, армии, солдатах (М. Исаковского «Навек запомни!», З. Александровой «Дозор», О. Высоцкая «Салют», А. Усачев «День Победы», С. Михалков «День Победы» Е. Благинина «Шинель» (отрывок)) ; чтение рассказов о ВОВ (Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник солдату», С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину», Я. Тайц «Цикл рассказов о войне», А. Митяев «Почему армия всем родная», «Мешок овсянки», Ю.Я. Яковлев «Как Сережа на войну ходил ») ; проведение бесед «День Победы», «Наши ветераны», «Мальчики – будущие защитники Родины»; сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Пограничники», «Лётчики», «Госпиталь», «Танкисты», «Саперы», игра- ситуация «Армейский порядок»; дидактические игры «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Назови город – герой», «Что лежит у солдата в вещевом мешке», «Чья форма», «Военный транспорт», «Как хлеб попадает на стол?» ; подвижные игры «Полоса препятствий», «Опасная разведка», «Помоги раненому», «Захватим вражеское знамя», «Перенеси боеприпасы»;

Слайд 10

разучивание и прослушивание песен «Нам нужна одна победа», автор Б. Окуджава; «Не стареют душой ветераны», муз. С. Туликов , сл. Я. Белинский; «Пусть всегда будет солнце», муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин ; «Солнечный круг»; «Здравствуй мир»; Д. Чибисова и А. Филиппенко «Вечный огонь», «Ленинградцы», «Бравые солдаты», «Священная война», «Аист на крыше» ; б еседы «Вставай, страна огромная…», «Мой прадед», «Каким был хлеб в годы ВОВ», «Миру – мир!», «Пусть войны не будет никогда»; ООД «Великая Отечественная война», «Военный хлеб»; р ассматривание репродукций картин (Ю. Непринцев «Отдых после боя», П. Кривоногов «Победа», Л.П. и С.П. Ткачевых «Май 45-го»); продуктивная деятельность: изготовление рисунков «Я рисую мир», «Славный День Победы », «Праздничный салют», «Самолеты в небе»; аппликация «Открытка для ветерана», «Парашютисты»; лепка «Солдат»; конструирование «Вечный огонь »; подготовка к музыкальному празднику «9 МАЯ – День Победы»; выставка детской литературы на военную тематику.

Слайд 11

Работа с родителями Памятка для родителей «Как рассказать детям о ВОВ»; Участие в выставке творческих работ «Мы помним» (совместная работа родителей и детей); Консультация «Книги для детей о войне»; Консультативная помощь в подборе материала для «Книги памяти», в том числе информирование родителей об архивах военных лет в электронном виде; Подбор материала для «Книги памяти» и участие в ее создании;

Слайд 12

Заключительный этап Презентация «Книги памяти»; ООД «Этот День Победы»; фотозарисовка «Нам не нужна война» (презентация работы над проектом); выставка творческих работ «Мы помним»; праздник «9 мая - День Победы»; участие в параде Победы в г. Электроугли; вручение открыток ветеранам; участие в акции «Бессмертный полк».



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 44

ЛАДУШКИ КОМБИНИРОВАННОНО ВИДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«НАМ ЕСТЬ У КОГО УЧИТЬСЯ РОДИНОЙ ГОРДИТЬСЯ»

Разработала: старший воспитатель

Ковыршина Вера Александровна,

воспитатель первой

квалификационной категории

апрель-май 2018г.

г. Электроугли

«…только человек, лично заинтересованный

в судьбах Родины, по-настоящему

раскрывается как личность;

…самое главное - открывать глаза

на дорогое и родное…»

В.А. Сухомлинский

Описание актуальности методической разработки:

  Не зная истории человечества, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслях разных народов, проникнуть в суть событий. Для любого россиянина история России значит особенно много. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. У любого человека, кроме родителей, должны быть: родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история. Кто-то из великих людей сказал: «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Каждая страна должна знать своих героев.

        Человек, не знающий историю своей Родины, лишен опыта и поддержки своих предков. У нас много героев, с которых мы должны брать пример.  Все люди от мала до велика встали на защиту своей Родины тогда, когда это было нужно. Это огромный пример будущим поколениям. События прошлого имеют большое значение, как для отдельных лиц, так и для общества в целом.

        А наиболее важным и значимым за последнее столетие событием была Великая Отечественная Война. Тот факт, что с каждым годом, людей, переживших это событие, ветеранов, да и детей войны становится всё меньше, с ними уходит важность этого события, его живость… Оно,  как старинная книга на полке в библиотеке порастает пылью прошедших лет… И всё меньше молодых людей, как показывают социальные опросы, знают о том, кто с кем воевал и какой победе посвящен праздник 9 мая, Гитлер становится «мемом»  а «Холокост» - местом для  «селфи». Для нынешнего поколения молодежи это было где-то далеко, да и на уроках истории детям приводят неинтересные сухие цифры и карты со стрелочками их это не касается... А ведь за каждой стрелочкой на карте скрыто тысячи жизней людей, которые так же как и мы с вами хотели просто жить, любить, учиться, встречать закаты и рассветы на берегу реки, но их планы нарушила Великая Отечественная Война - важная часть нашей истории, ведь за это погибали люди, наши прадеды и прабабушки.

        Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. 

    Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньше.
  Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, как боролась с врагами во имя мира на нашей земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Поэтому тема нашего проекта «Никто не забыт, ничто не забыто».

Принципы, которые легли в основу методической разработки:

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание методической разработки должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);
  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Методологической и теоретической основой данной методической разработки являются научные и методические источники:

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  • Новицкая М.Ю. Наследие (программа по патриотическому воспитанию).

Цель:

воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

Задачи:

  • продолжить знакомить детей с элементарными сведениями из истории Великой Отечественной войны;
  • расширять знания о защитниках Отечества, о функциях армии;
  • расширить знания о военной технике, о памятниках, монументах;
  • раскрыть значение победы в ВОВ;
  • продолжать формировать представление о том, что всем людям на Земле нужен мир;
  • организовать сотрудничество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;
  • воспитать уважение к ветеранам ВОВ, всем защитникам Родины;
  • развивать связную речь через пересказ текстов, заучивание стихотворений о войне;
  • расширить музыкальный кругозор детей через знакомство с песнями о войне и с песнями, созданными в дни ВОВ.

Программа проведения

Работа с детьми

Образовательная область «Развитие речи»

  • чтение и заучивание стихотворений о Родине, армии, солдатах (М. Исаковского «Навек запомни!», З. Александровой «Дозор», О. Высоцкая «Салют», А. Усачев «День Победы», С. Михалков «День Победы» Е. Благинина «Шинель» (отрывок)) ;
  • чтение рассказов о ВОВ (Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник солдату», С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину», Я. Тайц «Цикл рассказов о войне», А. Митяев «Почему армия всем родная», «Мешок овсянки», Ю.Я. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»);

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • проведение бесед «День Победы», «Наши ветераны», «Мальчики – будущие защитники Родины»;
  • дидактические игры: «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Назови город – герой», «Что лежит у солдата в вещевом мешке», «Чья форма», «Военный транспорт», «Как хлеб попадает на стол?», «Вставай, страна огромная…», «Мой прадед», «Каким был хлеб в годы ВОВ», «Миру – мир!», «Пусть войны не будет никогда»;
  • ООД «Великая Отечественная война», «Военный хлеб»;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Лётчики», «Госпиталь», «Танкисты», «Саперы», игра- ситуация «Армейский порядок»;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • разучивание и прослушивание песен: «Нам нужна одна победа», автор Б. Окуджава; «Не стареют душой ветераны», муз. С. Туликов, сл. Я. Белинский; «Пусть всегда будет солнце», муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин; «Солнечный круг»; «Здравствуй мир»; Д. Чибисова и А. Филиппенко «Вечный огонь», «Ленинградцы», «Бравые солдаты», «Священная война», «Аист на крыше»;
  • рассматривание репродукций картин (Ю. Непринцев «Отдых после боя», П. Кривоногов «Победа», Л.П. и С.П. Ткачевых «Май 45-го»);
  • продуктивная деятельность: изготовление рисунков «Я рисую мир», «Славный День Победы», «Праздничный салют», «Самолеты в небе»; Аппликация «Открытка для ветерана», «Парашютисты»; лепка», «Солдат»; конструирование «Вечный огонь»;
  • музыкальный праздник в «Мы этой памяти верны»;
  • выставка рисунков «Мы за мир во всем мире».

Образовательная область «Физическое развитие»

  • подвижные игры «Полоса препятствий», «Опасная разведка», «Помоги раненому», «Захватим вражеское знамя», «Перенеси боеприпасы».

Работа  с родителями

  • памятка для родителей «Как рассказать детям о ВОВ»;
  • консультация «Книги для детей о войне»;
  • консультативная помощь в подборе материала для «Книги памяти», в том числе информирование родителей об архивах военных лет в электронном виде;
  • подбор материала для «Книги памяти» и участие в ее создании.

Работа с педагогами

  • выставка детской литературы на военную тематику;
  • консультативная помощь в подборе материала для «Книги памяти», в том числе информирование педагогов об архивах военных лет в электронном виде.

Описание деятельности

Данная методическая разработка «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться» охватывает две возрастные группы: старшая (5-6 лет) и подготовительная  с тем(6-7 лет). Это связано с тем, что в младших и средних группах  тема войны не рассматривается по программе. Однако, в создании «Книги памяти» детского сада принимают участие родители детей всех возрастов.

Программа  методической  разработки «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться» осуществляется по трем направлениям: 1) мероприятия с детьми (беседы, ООД, чтение и разучивание стихотворений, разучивание песен, организация дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр, организация продуктивной деятельности по данной теме (рисование, аппликация)); 2) мероприятия с родителями (проведение консультаций, участие в создании «Книги памяти» детского сада»); 3) мероприятия для педагогов (оформление выставки детской литературы на военную тематику, проведение консультаций).

Итогом проведения проекта «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться» станет выставка рисунков «Мы за мир во всем мире», создание «Книги памяти» детского сада, музыкальный праздник «Мы этой памяти верны», участие в акции «Бессмертный полк».

Предполагаемый результат

- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни русского народа;

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОО, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОО;

- повышение социальной компетенции дошкольников.

   Данную методическую разработку могут использовать старшие воспитатели, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу.

Список использованной литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Издательство ЦГЛ, 2008.
  2. Картушина М.Ю. День Победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Новицкая М.Ю. Наследие.   – М.: Линка-пресс, 2003.
  5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.