Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!»
материал

Васькова Лариса Петровна

В данном разделе представлен опеализации проекта по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_iz_opyta_raboty.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинушка» Красночетайского района Чувашской Республики

ПРОЕКТ

по духовно – нравственному и

гражданско – патриотическому воспитанию «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!»

с.Красные Четаи

Название проекта: проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!»

Актуальность.

        Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость внесения таких изменений в образовательный процесс дошкольников, который предусматривал бы создание условий для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности.

    Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

    Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

    Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

    ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА. В разнообразии детства и опыте первых лет    жизни заложен великий творческий потенциал    каждого и всей нашей культуры.     От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве,    будет в буквальном смысле зависеть жизнь    общества.

Описание проблемы, на решение которой направлен проект.

     В целях дальнейшего развития воспитательного компонента в образовательных учреждениях, духовно-нравственного воспитания обучающихся Министерством образования  и молодежной политики ЧР был утвержден список образовательных учреждений, реализующих программу «Социокультурные истоки» в Чувашской Республике (Приказ №203 от 14.02.2014г.). Наш детский сад вошел в этот список.

    Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на «Основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад «Рябинушка»,  обязательная часть которой выстроена на основе:  ОТ РОЖДЕНИЯ  ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015; часть, формируемая участниками образовательных отношений:  Социокультурные истоки / Кузьмин И.А., Сильвестрова Л.П. Истоковедение. Т.:3-4, 5, 11,15. –М.:ИСТОКИ, 2010г., основной целью которой является привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы, которая построена на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, способствует приобщению в равной степени представителей всех  национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России, основана на лучших  отечественных культурных традициях.

    Реализация истоковской технологии начата с 2013 года во 2 младшей группе «А» воспитателем Максимовой Л.П. в рамках дополнительного образования.    Вначале была проведена работа над программно-методическим обеспечением.   Приобрели  программу и методический инструментарий по истоковедению, книги для развития для детей всех возрастов. В методкабинете пополнили цифровые электронные образовательные ресурсы методическими фильмами и рекомендациями для работы воспитателями, рекомендованными к использованию методистом учебного центра «Истоки» города Вологды Абрамовой Ольгой Сергеевной. В группах функционируют уголки по патриотическому воспитанию, мини – музеи чувашского быта и русской избы. Ведется работа по пополнению имеющихся уголков новыми коллекциями, дидактическим и наглядным материалом.

    Воспитание добра – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения, обновления тех, кто воспитывается и тех,  кто воспитывает. В связи с этим организованы совместные экскурсии с выездом (как в различные районы республики, так и за ее пределы) в музеи, монастыри; туристические походы в зоны отдыха. Педагоги духовно обогащаются  на совместных выездных экскурсиях в Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Тихвинский Богородицкий женский монастырь, Свято-Троицкий мужской монастырь и др. Являются участниками Глинских чтений всероссийского уровня, ежегодных республиканских итоговых Рождественских  образовательных чтений.

    Кадровое обеспечение. Педагоги нашего детского сада: старший воспитатель Васькова Л.П., воспитатель Максимова Л.П. приняли участие в семинаре «Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании» в БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.    Для успешного внедрения  программы «Социокультурные истоки» в детском саду, в течение 2014-2015 учебного года был проведен  цикл занятий «Истоковедение» для педагогов учреждения.

     С сентября 2014 года программа духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки» реализуется в группах дошкольного возраста,  проведение активных занятий включено в учебный план в рамках образовательных ситуаций «Познавательное развитие».

    Реализация программы «Социокультурные истоки» представлена и проведением годового круга праздников: православных («Рождество», «Масленица», «Пасха» и др.), светских («Новый год», «День защитников Отечества», «Международный женский день» и др.), локальных («День рождения А.С.Пушкина», «Праздник благодарения за новый урожай» и др.)

    Опыт работы обобщается на уровне учреждения. В декабре 2014г. прошло занятие ассоциации воспитателей по реализации программы «Социкультурные истоки». Мероприятие посетил и настоятель Храма Воздвижения Креста Господня с.Красные Четаи отец Максим.   В старшей группе «А» воспитателем Людмилой Максимовой было организовано мероприятие «Светлая надежда», посвященное приближающемуся торжеству Рождества Христова, в ходе которого расширили и углубили знания детей о православном празднике, его значении и традициях празднования; воспитывали духовно – нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, щедрость, желание дарить людям радость в доступных детям видах деятельности.     В подготовительной группе воспитатель Ирина Романова на активном занятии «Светлый образ» познакомила детей с основными событиями из жизни Сергия Радонежского; воспитывала стремление детей подражать святому в добродетелях, любви ко всему окружающему. Данное занятии приурочено к празднованию 700-летия со дня рождения великого Преподобного.

Также опыт работы педагогов освещается:

  • на сайтах Чувашской Метрополии, учреждения и Красночетайского района;  
  • в районной газете «Пирен пурнас» (публикации   педагогов: «Семье уяве-анасу сал кусе» №43 16.05.2012г.; «Печекисене-ырлахпа юратусинчен» №96 от 24.12.2014г.; «Петемпех ачалахран пусланать» №72 от 09.10.2015.);  
  • районных педагогических чтениях «Духовно-нравственное становление личности на разных этапах образования» в феврале 2015 и 2016г.г.;
  • районном проблемном семинаре «Реализация программы «Социокультурные истоки» в декабре 2015г., прошедшего на базе учреждения.

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Одной из задач программы является развитие всех звеньев и направлений образования на принципе приоритета патриотических и нравственных ценностей отечественной (российской) цивилизации.

    Однако результаты анкетирования родителей выявили не только актуальность, но и  противоречивость данной проблемы: с одной стороны - рост национального самосознания и заинтересованность в углублении знаний об историческом прошлом своего народа, а с другой -  незнание героического прошлого, а подчас и равнодушие к этим вопросам некоторых, что свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений.

     В последнее время не только за границей, но и в нашей стране раздаются призывы пересмотреть итоги Великой Отечественной войны. Извращаются факты, чтобы всячески умалить и даже обесценить значение Победы нашего народа в самой страшной и кровопролитной войне в истории человечества. Горько видеть происходящее на Украине и в некоторых других бывших республиках Советского Союза, где сегодня оскверняются памятники воинской славы. Поэтому необходимо постоянно обращаться к теме Великой Отечественной войны, рассказывать правду о героических и трагических страницах истории российского государства, о подвигах, совершенных нашими людьми в доступной для дошкольников форме, о чем призвал в своем Послании Глава Чувашской Республики Государственному Совету ЧР.

    В настоящее время, в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику, настораживает на то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности лжеценностях.

   Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

    Основа духовно-нравственного и гражданско – патриотического воспитания закладывается в семье и продолжается в дошкольном образовательном учреждении, во взаимодействие активных участников образовательного процесса. Это — ценности любви, доброты, тепла семьи, честности и порядочности друзей, надежности, прочности общего дома — Родины. Все это позволило сделать вывод о необходимости активизировать работу по воспитанию у родителей и воспитанников устойчивого интереса к героическому прошлому России.

    9мая 2016 года страна будет праздновать великий праздник «71 год  со дня Победы в Великой Отечественной Войне». Поэтому в преддверии праздника, было принято решение разработать и реализовать проект «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться», так как проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания. Решение проблемы патриотического воспитания дошкольников состоит в совместной работе ДОУ и семьи, направленной на прививание любви к Родине у ребенка, на хорошем знании традиций, истории своей страны и семьи.

Актуальность:
   Проблема духовно - нравственного и гражданско - патриотического воспитания участников образовательного процесса становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Цель проекта: создать условия для ознакомления детей с Великой Отечественной войной; формировать патриотические чувства у дошкольников, уважение и гордость за подвиг нашего народа.

Задачи: 

  • Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, доступных детям;
  • Познакомить с произведениями художественной литературы, произведениями изобразительного искусства,  музыкой военных лет;
  • Воспитывать нравственно - патриотические чувства через совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов.

Длительность проекта: в течение учебного года  (долгосрочный).

Этапы реализации проекта:

   - Организационный. Выявление проблемы, определение задач, систематизация материала, планирование деятельности, создание методического инструментария.

   -  Содержательный. Практическая деятельность участников проекта.

Во всех возрастных группах реализованы проекты «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!», посвященные  71-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.г.

    Реализация проекта представлена совместной деятельностью активных участников образовательного процесса:

  • организация встреч с ветеранами ВОВ 1941-1945г.г., воинами-интернационалистами, тружениками тыла, детьми войны;
  • выступления детей перед почетными гостями;
  • сотрудничество с социальными институтами (организация экскурсий):

- МБОУ «Красночетайская СОШ» (посещение выставки картин «Детям о Великой Победе);

- МБУК «Централизованная библиотечная система» (посещение выставки книг, просмотр видеофильмов);

- АУ «Централизованная клубная система»;

       - БУК «Краеведческий народный музей «Человек и природа» им. В.Толстова-Атнарского»;

  • организация акции «Бессмертный батальон» (участие детей, родителей, педагогов);
  • конкурсы чтецов «Я помню тебя, дедушка!»;
  • выступление агитбригады перед младшими дошкольниками «Поем Победу»;
  • участие педагогов в районном фестивале «Салют, Победа!»;
  • организация продуктивного вида деятельности (изобразительная, конструирование из различных материалов);
  • участие во Всероссийской акции «Письма ветеранам Украины», «Дети России за мир!»;
  • создание музея «Боевой славы» (1 зал – «История создания танка», 2 зал – «Наши поделки к 9 мая», 3 зал – «Они сражались за Родину « (фото военных лет), 4  зал – «Военная форма», 5 зал – «Будущие защитники Отечества» (фото детей – героев войны и современные фотографии воспитанников, участников смотра – строя и песни, посвященной Великой Победе);
  • познавательно-исследовательская, трудовая деятельность: выращивание цветов для возложения к монументу;
  • пошив военной формы для воспитанников;
  • участие в районном смотре строя и песни, посвященного Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.;
  • организация  военно – спортивных игр «Зарничка»;
  • освещение опыта работы в СМИ.

   - Результативный. Обобщение результатов проекта, анализ проведенной работы, перспективность; презентация опыта работы на занятии ассоциации воспитателей Красночетайского района.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Практическая значимость.

    Разработанная технология направлена на дошкольный возраст с целью развития патриотизма и чувства гордости за историческое прошлое и настоящее Отечества. Проект позволит сформировать интерес и потребность к духовно - нравственному воспитанию, развить патриотические качества. Проект может быть использован педагогами ДОУ в практической деятельности, на консультациях, семинарах.

Ожидаемые результаты:

- пополнение материально – технической базы учреждения, способствующая развитию интереса к историческому прошлому России;

- вовлечение в систему духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания разнообразных социальных институтов (Храм Честнаго и Животворящего Креста Господня, школа, детские сады, отделение связи, автовокзал, музей, библиотека, физкультурно – оздоровительный комплекс, клубная система);

- повышение духовно – нравственного потенциала, профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах высших духовных ценностей  и достоверных знаний героического прошлого Отчизны.

- выработка адекватного поведения, основанного на национальном самосознании и чувства гордости за историческое прошлое России и чувство гордости за ее настоящие достижения.

Заключение. 

    Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее духовно-нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициатива в самостоятельной деятельности.

    Основная цель нашей работы - воспитание высоко духовно- нравственной Личности, любящей свою Родину, свято верящей в ее великое Будущее. Очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делали, делаем и будем делать всё возможное.

    Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что в активном взаимодействии всех участников образовательного процесса,  в ходе совместной деятельности с использованием различных форм работы, дети способны овладеть представлениями о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект в старшей группе «Гномики» «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться»

Данный материал содержит описание Познавательно – исследовательского проекта в старшей группе «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться»...

Проект "Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!"

В данной презентации подготовлен материал по патриотическому воспитаню....

Проект "Нам есть у кого учиться, Родиной гордиться"

Представленый проект рассказывает о этапах работы по теме "Наша Армия"...

Проект "Нам есть у кого учиться Родиной гордиться"

Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньш...

Презентация реализации проекта по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашео времени. Патриотизм-сложное человеческое чувство. Это любовь к близким людям, детскому саду. к родному ...