Краткосрочный проект "Вежливые слова"
проект (младшая группа)

Бойчак Лариса Александровна

Учить детей пользоваться словесными формами вежливости. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vezhlivye_slova.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Вежливые слова»

Срок реализации: одна неделя с 14.03 по 18.03. 2022 года

Возраст детей 3-4 года

Воспитатель: Бойчак Л. А.

Описание проблемы, побудившей к разработке проекта.

Наблюдения за детьми показали, что большинство детей группы забывают здороваться, прощаться, благодарить. Делают это только после напоминания.

Психологи и педагоги выделяют несколько причин, по которым дети иногда отказываются от слов приветствия и прощания.

1.     Ребёнку не хочется здороваться просто по той причине, что он не понимает, зачем это нужно делать. В этой ситуации от взрослых требуются понимание и терпение. Объясните малышу доступно, приветливо, без назиданий и приказов, для чего люди здороваются.

2.     Если ребёнок услышал, как родители или родные (бабушка, тётя, дядя и так далее) негативно отозвались, например, о соседях или других людях, с которыми он часто видится, а утром родители приветливо здороваются с ними, улыбаются и заставляют поздороваться ребенка. Ребенок находится в недоумении. Он чувствует фальшь и не знает, как правильно поступать: то ли здороваться, то ли нет…

3.     Бывает так, что у ребёнка плохое настроение, он чем-то расстроен и не хочет здороваться именно тогда, когда родители ему говорят: «Ну, поздоровайся с тётей….». Если малыш молчит и не хочет здороваться, значит, что-то случилось. Не заставляйте его. Ведь вы же знаете, что он вежливый ребёнок, он понимает, что нужно здороваться, вы же его учите этому на собственном примере. Через некоторое время, почувствовав себя лучше, он сам, без вашего напоминания, будет здороваться.

4.     Одной из причин может быть неблагоприятная обстановка в семье. Если мама не здоровается с бабушкой и дедушкой, папа никогда не говорит «Доброе утро», бабушка и дедушка не приветствуют друг друга, старшие братья и сёстры не говорят: «Всего доброго. До, свидания», — то в такой семейной атмосфере трудно быть вежливым. Если в семье вместо слов «доброе утро» принято говорить: «А ну-ка, встал и собрался побыстрее!», то где же учиться вежливости ребёнку? Где, если не в семье, ему учиться вежливым словам?

Мотивация для реализации проекта.

В гости к детям приходит зайчик и рассказывает , что в лесной школе ему дали задание выучить вежливые слова. А что это за слова такие и для чего они нужны он не знает. Спрашиваем согласны ли дети помочь зайчику, обсуждаем совместно как можно ему помочь.

Цель проекта: воспитание навыков культурного поведения посредством речевого этикета, через разные формы работы.

Задачи работы с детьми.

Образовательные:

- закреплять опыт вежливого поведения детей через формирование  навыков речевого этикета – умение здороваться, прощаться, благодарить;

- ввести в обиход следующие навыки речевого этикета – пожелание доброго дня, спокойной ночи или доброй ночи;

- пояснить детям что существуют разные речевые формы приветствия, прощания;

- активизировать лексический запас детей за счёт введения в речь слов речевого этикета: здравствуйте, доброе утро, добрый день, до свидания, доброй ночи, спокойной ночи;

- показать детям инсценировку «Кто спасибо потерял»;

- продолжать формировать двигательные навыки детей в процессе подвижной игры «Вежливые слова»;

- изготовить с детьми атрибуты для подвижной игры «Вежливые слова», в процессе выполнения работы по аппликации;

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику;

- развивать интерес детей к теме проекта.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к сверстникам и окружающим взрослым.

Задачи работы с родителями:

- привлечь родителей к обогащению РППС группы атрибутами для игр, пособиями;

- подобрать для родителей советы на тему «Как научить детей быть вежливыми»;

- показать родителям возможность использования разных видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, изобразительной, чтения художественной литературы) для воспитания у детей навыков культурного поведения и речевого этикета.

Формы работы с детьми по реализации проекта:

- создание мотивации типа «Поможем зайцу»;

- беседа «Вежливые слова»

-  художественная мастерская  аппликация «Помогалочки для вежливых слов»;

- подвижная игра «Вежливые слова»;

- театрализованная инсценировка «Кто спасибо потерял?»

- введение традиции «Вежливые дети».

Формы работы с родителями:

- акция по изготовлению атрибутов к инсценировке «Кто спасибо потерял?»;

Примечание: изготовить атрибуты  театра на фланелеграфе, разновидности которого нет в группе;

- изготовление  фланелеграфа  с помощью родителей;

- акция «Проиллюстрируем стихотворение о вежливом слове» изготовление книжки самоделки;

- оформление фотоотчёта о реализации проекта с указанием задач по каждому мероприятию проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети активно будут употреблять в речи, и понимать слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, до свидания, доброй ночи, спокойной ночи, спасибо;

- детские работы по аппликации будут использоваться для проведения подвижной игры «Вежливые слова»;

- у детей вызовет интерес инсценировка «Кто спасибо потерял»;

- обогатится РППС группы атрибутами к играм, пособиями: будет оформлен театр к инсценировке «Кто спасибо потерял?», оформлен книжка-самоделка «Вежливые слова»;

- дети и родители откликнутся на установление в группе традиции «Вежливые дети»;

- родители примут активное участие в реализации мероприятий проекта.

 

 

План действий по реализации проекта

Форма работы

(мероприятие)

Задачи

Беседа с детьми на тему «Вежливые слова» во вторую половину дня.

Мотивация в группе снова появляется заяц и спрашивает детей узнали ли они что такое вежливые слова. Говорит о том, что сорока в лесу ему подсказала одно вежливое слово «здравствуйте», но что оно обозначает сорока забыла.  

В ходе беседы, что бы дети и зайчик лучше запомнили вежливые слова предлагается детям поиграть в игру «Эхо».

Вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности по проекту.

- дать детям представление о вежливых словах;        

 - пояснить детям в какие временные отрезки времени и в каких ситуациях

употребляются некоторые вежливые слова:

здравствуйте, до свидания, спасибо, добрый день, спокойной ночи

 (доброй ночи) 

 - активизировать лексический запас детей за счёт в

ведения в речь слов: здравствуйте, до свидания, спасибо, добрый день, с

покойной ночи (доброй ночи) через использование словесной игры

 «Эхо»;                

 - пояснить детям значение слова «здравствуйте» - желаю здоровья.                                                                    Развивать память, внимание. Развивать диалогическую речь в процессе беседы.                                              

  Воспитывать навыки культурного поведения, доброжелательное

отношение к сверстникам и взрослым.

Художественная мастерская.

Аппликация «Помогалочки для вежливых слов»

Мотивация

Приходит зайчик и жалуется, что он убегал в лесу от волка и со страху все вежливые слова, которые он выучил с детьми, забыл. Просит детей придумать, что-то такое, что бы он посмотрел на какой-нибудь предмет и сразу вспомнил слово. Воспитатель предлагает сделать «Помогалочки для вежливых слов» - цветные смайлики. Уточняет с детьми, каким цветом можно обозначить каждое время суток.

Продолжать учить детей создавать аппликацию на листе бумаги

 в форме круга, получая смайлик, обозначающий вежливое слово.

Подводить детей к тому, что можно обозначить цветом разные

 вежливые слова: желтый – это утро – «здравствуйте»; \

красный – это вечер –  «до свидания»;

чёрный – это ночь – «доброй ночи» или «спокойной ночи»;

 зеленый – это- «спасибо».

Учить выполнять способом аппликации изображение улыбающегося лица:

 глазки, нос, рот.

Закрепить технические навыки наклеивания, умение пользоваться

 салфеткой, прижимая  детали аппликации к фону.

Закрепить название цветов спектра: красный, желтый, чёрный, зеленый.

 Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание,

умение слушать и слышать инструкцию, память.

 Воспитывать аккуратность, терпение и выдержку,

навыки культурного поведения.

Примечание: цвет смайлика дети выбирают по своему желанию.

 Ребёнок делает 1 смайлик, если успеет то 2.

Подвижная игра

«Вежливые слова»

Мотивация

Приходит медвежонок и предлагает детям помочь ему запомнить вежливые слова, а то ему одному учить эти слова скучно, ему хочется поиграть, побегать и вежливые слова выучить. Воспитатель предлагает выполнить желание медвежонка и поиграть в игру «Вежливые слова». Воспитатель раздаёт заламинированые смайлики, которые дети сделали накануне. Воспитатель объясняет правила игры. Дети врассыпную передвигаются по группе. После слов «Найди домик вежливому слову», каждый ребёнок подбегает к стулу, где лежит смайлик такого же цвета, как и у него. Медвежонок по очереди подходит к каждому стулу и спрашивает какое вежливое слово здесь живёт, дети хором отвечают. В качестве усложнения  смайлики детям можно менять.

Упражнять детей в беге врассыпную не наталкиваясь друг на друга

 по групповой комнате.

Развивать умение слушать и слушать сигнал

 «Найди домик вежливого слова».

Закрепить умение различать и называть цвета: жёлтый,

 красный, чёрный, зеленый. 

Развивать умение ориентироваться в ограниченном пространстве.

Развивать умение соотносить цвет смайлика с частью суток

 и вежливым словом. Воспитывать выдержку,

доброжелательное отношение к сверстникам,

бережное отношение к атрибутам игры.

Презентация работ детей и родителей в качестве иллюстраций к книжке-самоделке «Вежливые слова».

Дети вместе с зайчиком рассматривают книгу. По окончании зайчик предлагает ввести традицию «Вежливые дети». Утром взять желтый смайлик на столе в приёмной, зайти с ним в группу и сказать вежливое слово детям и взрослым. Перед уходом домой взять на столе у воспитателя красный смайлик, сказать вежливое слово и положить к себе в кабинку. После еды взять зеленый смайлик и положить на стол воспитателю комментируя словом «спасибо»

Закрепить навыки культурного поведения  и вежливые слова.

Рассмотреть иллюстрации и прочитать художественное слово

 к иллюстрации. Обратить внимание, кто создал данную иллюстрацию.

 Развивать внимание, память. Воспитывать уважение в труду тех, кто,

создавал иллюстрации для книги, воспитывать бережное отношение к книге.

Полученные результаты проекта.

-У детей сформировалась привычка употреблять в обыденной речи вежливые слова, при встрече говорить «здравствуйте», при уходе из группы говорить детям и воспитателю слова прощания «до свидания», «до встречи», при ощущении чувства благодарности, за обед, за одолжении игрушки, за помощь в чем- либо (расстегнуть платье, футболку, сапоги, подать пластилин, передать игрушку и т.д.)  появилась привычка говорить слова благодарности «спасибо».

 -Родители отмечают, что дети гораздо чаще стали употреблять вежливые слова такие как «спокойной ночи», «здравствуйте», «доброй ночи», «добрый день».

 

 

Игра «Эхо»

« Трам-ра-ра, начинается игра. Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребёнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

 

Художественное слово для книжки-самоделки «Вежливые слова»

(Воспитатели предлагают на выбор сделать иллюстрацию к загадкам и стихотворениям.)
Загадки
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»    (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»      (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»    (Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»   (Пожалуйста!)
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»    (вам помочь!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»    (Прошу прощенья!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»    (Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»    (Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»    (Спокойной ночи!)

СТИХИ
Солнцем залиты опушки.
Пролетела здесь молва,
Что все птички и зверушки
Знают важные слова.

Села галка на сирень,
Закричала: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Светят солнышка лучи.
Прилетели к нам грачи!

Папа дрозд учил сынишку:
-Ты со всеми, сын, дружи!
Попроси у белки шишку
И "ПОЖАЛУЙСТА" скажи.

Быстро кушают зайчата
Из морковочки салат.
Улыбаются зайчата
И "СПАСИБО" говорят.

Инсценировка «Кто спасибо потерял?»

На сцене декорации, представляющие лесную поляну и лесные тропинки.

Ведущий:

- Кто – то по лесу ходил и словечко обронил

Только слово не простое очень важное такое.

По дорожке Ёжик шёл и словечко то нашёл.

(Идя по тропинке Ёж находит слово  «спасибо»)

Ёжик:

- Может, Зайчик пробегал и «спасибо потерял?

Ведущий:

- Ёж пошёл искать зайчишку по дороге встретил Мышку.

Мышка (радостно сообщает):

- Зайку я сейчас видала и морковкой угощала.

Твой дружок морковку взял и «спасибо» мне сказал.

Ведущий:

- Снова Ёж пошел искать, кто мог слово потерять?

И повстречался с Белочкой.

Ёжик:

- Здравствуй, Белочка – резвушка! Может, ты или подружка

По ветвям густым скакала и «спасибо» потеряла?

Белочка:

- Добрый день, колючий Ёж! Как здоровье? Как живешь?

Важных слов я не теряла, я  их мамочке сказала!

Ведущий:

- Дальше Ёжик наш пошёл. Мишку на пеньке нашёл.

Ёжик:

- Медвежонок, друг, привет! Сколько зим и сколько лет?

Не терял ты важных слов возле сосен и дубов?

Медвежонок:

- Ты ошибся, дорогой, все слова всегда со мной.

Даже: «Вас благодарю» я частенько говорю.

Ведущий:

- Ёж взгрустнул, висок свой почесал,

Но, на счастье, добрую Лисичку повстречал.

Ёжик:

- Ах, Лисичка, добрый вечер! Очень рад я нашей встрече.

Целый день я все искал, кто «спасибо» потерял?

Лиса:

- Славный Ёжик, не грусти. Ты домой к себе иди.

Тот, кто по лесу гулял и словечко потерял,

Завтра сам к тебе придет, слово важное возьмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный исследовательско - творческий проект: «Мама- главное слово в каждой судьбе…»

Краткосрочный исследовательско - творческий проект: «Мама- главное слово  в каждой судьбе…...

Краткосрочный исследовательско - творческий проект: «Мама- главное слово в каждой судьбе…»

   Основополагающий вопрос:  Зачем человеку нужна мама? Проблемные вопросы:·        Что было бы, если не было  мамы?·...

Краткосрочный проект "Ласковое слово и кошке приятно"

Краткосрочный проект в работе логопеда с детьми 4-5 лет (средняя группа) направлен на совершенствование грамматической стороны речи....

Краткосрочный (однодневный) проект для детей старшей – подготовительной группы «Цветик - семицветик или Цветок для добрых слов»

Расширение словарного запаса. Вспомнить добрые слова. Изготовить цветок добрых слов....

Краткосрочный проект "В мире вежливых слов"

   Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Одной из первостепенных задач в воспитании ребёнка является не только формирование нравственных навыков поведения...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Вежливые слова» (для среднего дошкольного возраста)

Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. К сожалению, многие из сов...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Вежливые слова» (для среднего дошкольного возраста)

Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. К сожалению, многие из сов...