Сценарий мастер класса «Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка (подготовительная группа)
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса на тему:
«Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая
технология в условиях ФГОС ДО»
Формат: Проведение мастер-класса для педагогического сообщества и общественности, отражающей специфику деятельности педагога.
Цель: Обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в условиях регламентированной деятельности педагога и воспитанников.
Задачи:
- Научить участников мастер-класса приемам и методам, применяемым в социо-игровой технологии.
- Повысить уровень методической и теоретической подготовки воспитателей-участников мастер-класса.
- Вызвать у участников интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
Эпиграфом к нашему сотрудничеству я выбрала слова В.М. Букатова
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
1 этап. Разминка-знакомство
- Коллеги, предлагаю начать мастер-класс с игры. Предлагаю вам поиграть в игру «Разведчики».
Объяснение правила игры:
Педагог обращается к коллегам: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики — это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком из коллег на сцене и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».
Педагог дает сигнал и «разведчики», связываются глазами.
- Коллеги, кто без разведчика, встаньте. А теперь свяжитесь глазами с тем, кто без пары и одновременно с ним сядьте.
Задание для «разведчиков» №1:
Теперь, тот с кем вы связались глазами - для вас «разведчик №1» и я буду вслух считать до семи, а вы за это время поменяйтесь со своим разведчиком местами, на ходу обменявшись с ним рукопожатием.
Задание для «разведчиков» №2:
Связаться глазами с другим «разведчиком» и поменяться местами, спросив, у него на каком этаже он живет.
- Я думаю эта игра «Разведчики», которая входит в методический комплекс социо- игровой технологии помогла вам ненадолго отвлечься от своего чувства стеснения и напряжения.
2 этап.
Актуальность темы мастер-класса:
Социо-игровая технология секретами, которой мне хотелось бы с вами поделиться одна из таких технологий - это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Данная технология:
• помогает детям научиться эффективно общаться;
• делает образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствует развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
• воспитывает в дошкольниках желание узнавать новое.
Современный подход к организации деятельности с дошкольниками –это включение игры в ход занятия. Но включение игры в ход занятия всегда дело непростое.
Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия.
И тут на помощь приходит социо-игровая педагогика. Она помогает повысить воспитательный потенциал деятельности с дошкольниками, ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности
Смысл социо-игровой педагогики группо-игровая педагогика. Любую детскую игру необходимо осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и обязанностях слышать и видеть окружающих. Мы всегда должны помнить, что взрослый и ребенок всегда имеют одинаковое право на ошибку.
Следуя этим советам, деятельность с детьми организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Изучая труды основателей социо-игровой педагогики Александры Петровны Ершовой-кандидата педагогических наук, доцента, театрального педагога, режиссера, руководителя театрально-педагогических мастерских «Режиссура как практическая психология» и Вячеслава Михайловича Букатова- доктора педагогических наук, профессора, театрального педагога, режиссера, нам очень понравились законы общения, которые они предлагают:
• Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
• Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
• Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
• Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
• Поддержи, помоги подняться и победить;
• Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
Успешно реализовать этот этап помогает книга Т.И. Бабаевой и Л.С. Римашевской «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду», вышедшей в издательство Детство –Пресс. В этом пособии много игр, рассказов, стихотворений, о правилах общения дошкольников.
• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.
3 часть.
В социо- игровой режиссуре занятий или деятельности есть свои «Три кита»:
Один из китов - это работа детей в малых группах. Авторы социо -игровой педагогики, считают, что в малых группах и заключается волшебная сила игровой педагогики.
Для социо/игровой режиссуры занятия работа в «малых группах является моментом принципиальным. Состав их как правило должен быть случайным (поэтому приветствуются различные игровые жеребьёвки) и сменным (от занятия к занятиям, а иногда даже и по ходу одного занятия). Минимальное количество детей в «малой группе» – трое.
Детям более комфортнее работать в малых группах, чем в одиночку. Потому что по ходу занятия можно что-то и обсудить, и припомнить, и испытать на прочность тот или иной вариант своего понимания. Но двое могут запросто переругаться, и дальнейшее обсуждение учебного материала зайдет в тупик. Другое дело, когда рядом третий. Если двое что-то не поделили, то у третьего появляется возможность увидеть, на чьей стороне правда, и повлиять на мнения спорщиков. Ну а тот, кто все же не согласен, может остаться при своем мнении, невольно выполняя в групповой работе важную функцию «критика». И досадных тупиков не возникнет.
Однако оптимальный вариант — шесть человек. Если обсуждение в малой группе «зашкалило», то у каждого из шестерых есть возможность найти единомышленников и временно объединиться либо в пару, либо в тройку. Подчеркнем, что эти пары и тройки — временные, ситуационные и добровольные. Они работу всей малой группы не разрушают, а выстраивают.
Хорошо, когда малая временная группка сама выбирает себе название. Это способствует деловому сплочению, входящих в неё детей.
Задание для педагогов:
- Уважаемые педагоги. Назовите способы и приемы, которые вы используете в работе с дошкольниками при делении детей на группы (спасибо)
- Коллеги, предлагаю, вам разделиться на несколько микро- групп по принципу: количеству слогов в ваших именах.
(Педагоги делятся на микрогруппы).
- А теперь, уважаемы педагоги, чтобы узнать название остальных китов социо-игровой технологии предлагаю вам рассмотреть картину. ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Задание для педагогов: Внимание на экран.
Посмотрите на картину и придумайте в микрогруппе:
- название картине,
- скажите, что в картине необычно, непривычно для вас?
(Педагогам предлагается для более близкого рассмотрения картины взять на столе, который расположен в центре помещения, где проводиться мастер-класс, иллюстрации картины)
Во время работы педагогов в микрогруппах педагог обращается к жюри с объяснением:
Обратите внимание на коллег, как педагоги работают в микрогруппах, я по условиям социо-игровой педлагогики не должна вмешиваться в работу коллег(детей) и не быть судьей их ответам. Если педагоги(дети) меня спрашивают о чем-то, то я посоветую им обратиться к коллегам из другой группы.
Далее каждая микрогруппа представляет свои варианты, придуманные в микрогруппах.
- Спасибо за творчество, фантазию, проявленную при работе вами в микрогруппе, каждое ваше высказывание ценно. Эта картина художника Н.П.Богданова-Бельского называется «Устный счет» 1895г. На этой картине воплощена мечта авторов социо - игровой педагогики -как можно чаще видеть подобные мизансцены на занятиях в детском саду. На картине изображены все секреты социо-игровой педагогики: двигательная активность на занятии, свобода мизансцен (дети могут присесть, стоят), общий ритм, допускающий индивидуальный темп. И названия, которые вы придумали как-раз и выражают эту мысль: движение детей во время занятия – это очень важно для развития ребенка.
Присмотритесь по - внимательнее на картину: сидит всего один человек-учитель. Остальные могут свободно (!!!) двигаться. Хочется отметить, что наша память охраняет только 10% из того, что мы слышим,50% из того, что мы видим, и 90% из того, что мы делаем. Итак-2 кит социо- игровой педагогики-это движение на занятии. Если его не было, то уже нельзя говорить о том, что на занятии или деятельности использовалась социо-игровая педагогика. Чтобы узнать 3 кит-социо-игровой педагогики предлагаю вам отгадать ребус.
Внимание на экран.
Ребус: Зашифрованное слово. ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Ответ: Вариативность.
Педагог: Вариативность - это смена темпа и ритма- ограничение во времени, смена лидерства, смена мизансцен, смена обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, выполнять работу не только сидя, но стоя, педагоги могут использовать игры, когда дети хлопают в ладоши, играют с мячом, в любимом уголке, в приемной. Обязательно на занятии должна быть 2-3 раза смена и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности. Тогда можно смело утверждать, что занятие прошло в стиле социо-игровой педагогики.
4.часть
Соци-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на 5 групп:
1.Игры для рабочего настроя;
2.Игры-разминки-разрядки.
3.Игры социо-игрового приобщения к делу.
4.Игры творческого самоутверждения
5.Игры вольные.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3(Картотека социо-игровых игр)
Со второй группой игр вы познакомились в начале мастер класса - это игра «Разведчики», она из группы «Игр-разминок», которые объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
- Для занятий игровое задание «Разведчики» является универсальным, модификации которого можно использовать и в начале, и в середине, и в конце занятия. «Разведчиков» удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине поменять мизансцену в группе.
Например, часто мальчики предпочитают держаться отдельно от девочек. Существует много способов преодоления подобного барьера, один из них заключается в том, чтобы всем присутствующим поменяться местами со своими «разведчиками» и связаться глазами с «разведчиком» новым. После нескольких пересаживаний все дошкольники оказываются основательно, хотя и незаметно для себя, перемешаны друг с другом, что помогает возникновению новой деловой атмосферы в группе.
С остальными группами игр, используемых в социо-игровой педагогике, я хочу вас познакомить необычным способом. Для этого я предлагаю Вам разделиться на несколько групп по принципу: По похожим отчествам.
(Педагоги делятся на микрогруппы)
Каждой команде дается карточка с описанием игры из одной из групп игр. Микрогруппам педагогов необходимо изучить правило одной игры и представить её другой команде.
Необходимо: назвать к какой группе игр она относиться, придумать модель-символ, знак этой группе игр и объяснить её правило и проиграть её с коллегами. Так же в микрогруппе необходимо определиться кто будет представлять игру, а кто будет её показывать. На выполнение задания вам отводится несколько минут (3-4 мин). ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Педагог обращает внимание на песочные часы на экране.
Участникам мастер класса предлагается оборудование, которое может понадобиться для обыгрывания игр. Это оборудование располагается в центре помещения на одном столе. Такое размещение оборудования для того, чтобы обеспечить передвижение педагогов в процессе подготовки к выполнению задания в микрогруппе и общения с другими командами. Так же для участников микрогрупп предлагается использовать все помещение зала и даже можно выйти из зала и подготовиться вне его. Так же для удобного размещения и изменения мизансцен предлагается мягкие модули.
- Мы рассмотрели с вами группы игр, которые применяются в социо-игровой педагогике.
Как видите, многие игры вам известны еще с детства. Предлагаю вам ссылки на сайты, где можно научиться премудростям социо-игровой технологии:
Рефлексия.
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Какие отличительные черты социо -игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
4. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо- игровой технологии?
5.Возможно ли использование игр в различных видах детской деятельности?
- Благодарю за сотрудничество! Творческим всем успехов!
Литература:
1, «Азбука общения» -Детство Пресс, Санкт-Петербург,2007г.
2.Букатов В.М. Шишел -мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. -СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008. - 144с.
3. «Давай поиграем» - Детство-Пресс, Санкт-Петербург,2008г.
4. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» - Детство-Пресс, Санкт-Петербург,2009г.
5. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Переработанная в соответствии с ФГТ - Детство Пресс, Санкт-Петербург,2011г
6.Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду» Игровые ситуации, игры, этюды, учебное пособие, Санкт-Петербург Издательство Детство-Пресс, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....
Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....
МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...
Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.
Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...
Мастер-класс для воспитателей "Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология".
На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности мож...
Мастер-класс «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Данный материал содержит информацию о применении социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....
Мастер - класс «Социо- игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
Показать возможности применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС...