Воспитание самостоятельности у детей 1,5-3 лет посредством сюжетно-ролевых игр
статья (младшая группа)

Новиченко Мария Юрьевна

В данной статье рассказывается об особенностях воспитания самостоятельности детей 1,5-3 лет посредством сюжетно-ролевых игр, возрастных особенностях детей раннего возраста, а также приемы и методы, которые может использовать педагог или родитель для воспитания самостоятельности в играх. Воспитание общественных качеств, нравственных черт и свойств, необходимых для формирования всесторонне развитой личности, является одной из важнейших задач коммунистического строительства. Становление личности начинается о дошкольного возраста, следовательно, в этом возрасте и надо начинать воспитание относительно устойчивых форм поведения, являющихся основой активной жизненной позиции в будущей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novichenko_myu.docx17.77 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР»

Воспитатель Новиченко М.Ю. (ГБОУ ОШ №220 (ОДО) г. Санкт-Петербург)

Самостоятельность – одно из ведущих качеств человека, выражающееся в способности устанавливать определенные цели для себя и достигать их самому, принимать ответственность процесса своей деятельности, сознательно и инициативно действовать не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующие принятия нестандартных решений.

В современную эпоху одной из важнейших задач педагогики является воспитание независимости, самостоятельности дошкольников, так как необходимо воспитывать это качество с раннего возраста человека. Именно в этот период формируются первоначальные основы знаний и навыков, формирование различных видов деятельности. В это время идет всестороннее развитие, когда ребенок активно участвует в деятельности, сознательно относится к делу, показывает активность, инициативу, самостоятельность.

Психолого-педагогическая литература, посвященная развитию ребенка в раннем и дошкольном возрасте, позволила выявить характерные черты проявления самостоятельности детей на разных возрастных этапах.

Первая попытка действовать независимо, стремиться к свободе, первая изоляция от окружающего и противопоставление взрослым проявляется к концу первого года жизни, а также возникают предпосылки для развития самостоятельности.

В два-три года у ребенка наблюдается стремление двигаться и действовать независимо, что объективируется в форме: «Сам!». Оно формируется в первые годы жизни человека на основе приобретенного им опыта с практическим взаимодействием с объектами и общения с близкими взрослыми. Основным свойством раннего ребенка, выражающим его активное отношение к окружающей действительности, является подражание.

Благодаря подражанию и растущей способности учиться, действия ребенка раннего возраста все чаще направлены на получение ожидаемого результата, на получение определенного систематического, целенаправленного, организованного процесса. Деятельность ребенка все чаще принимает форму различных видов деятельности - игр, производственной деятельности, выполнения индивидуальных бытовых, трудовых и учебных заданий.

Самостоятельность у детей 1,5-3 года – проявляется в основном в навыках самообслуживания: самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться и т.д. В этот период ребенок любознателен, стремится к познанию окружающего мира. Важно поддержать его во всех начинаниях и закреплять эти навыки в различных видах деятельности.

В моем случае помогает сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевые игры это - игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности. В раннем возрасте идет ролевое парное взаимодействие (взрослый-ребенок)

Данная тема актуальная, потому что:

Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;

Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры являются вершиной игровой детской деятельности. И в отличии от игр с правилами, они дают ребенку больше проявить свое воображение, фантазию, творчество и особенно самостоятельность. «Нет рамок и границ»

В-третьих, именно проблема воспитания самостоятельности стоит уже с 1,5 – 2 лет, когда идет первое проявление самостоятельных действий. Часто ребенку именно взрослые не дают проявлять самостоятельность – чрезмерный контроль, гиперопека, завышенные ожидания, неготовность принятия взросление ребенка.

Каким образом мы даем ребенку проявлять свою самостоятельность в сюжетно-ролевой игре?

Для начала ребенка знакомим с игрой, показываем знакомые ему действия из жизни, обыгрываем сюжет.

В дальнейшем, даем ребенку:

1. Влиять на развитие сюжета.

Обучать игровым действиям:

• подражать трудовым и бытовым действиям;

• связывать 2-3 последовательных действия, строить несложный сюжет;

• придумывать несложный сюжет, используя знания, полученные в образовательной деятельности и в процессе наблюдений.

2. Учить ребёнка выбирать и брать на себя определенную роль. Называть её словами.

3. Поощрять самостоятельный подбор игрушек, использовать в играх заместители игрушек.

4. Учить организовывать самостоятельные совместные игры в 2-3 человека. Формировать доброжелательные отношения.

 То есть мы получаем игру где идет ролевое парное взаимодействие. (взрослый – ребёнок, основная роль принадлежит взрослому, ребёнку – дополнительная роль. Например, двое играющих в  «больницу», умея словесно обозначить свои роли, дальше лучше понимают, какой диалог вести и какие действия совершать в игре. Основная роль доктора – взрослый, пациент – ребенок. Потом после усвоения игры, можно меняться.

Учитывая всё это, я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. При её составлении очень полезным оказался материал Губановой Натальи Фёдоровны «Игровая деятельность в детском саду», где представлены некоторые сценарии сюжетно-ролевых игр-ситуаций.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр необходимо создать предметно-развивающую среду.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.

Обогащению игровых сюжетов способствуют целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, презентаций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре. Задача воспитателя - направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводились наблюдения с детьми за работой няни, медсестры, организовались целевые прогулки, на которых обращалось внимание на трудовые действия водителей, дворника.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для этого провела ряд консультаций: «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте», «Воспитание самостоятельности у детей 2 лет посредством игры», «Учим ребёнка общаться». 

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 1,5-3 ГОДА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

1. Необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте.

3. Эффективный прием руководства играми детей младшего дошкольного возраста - прямое участие воспитателя в игре детей на главных ролях, причём первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце 3 года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

6. Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В оспитание самостоятельности у детей двух лет посредством сюжетно-ролевой игры Воспитатель Новиченко М.Ю. ГБОУ ОШ №220 (ОДО) г. Санкт-Петербург

Слайд 2

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ 1,5 – 3 ГОДА НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ РОЛЕВОЕ ПАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (взрослый – ребёнок)

Слайд 3

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Игра – ведущий вид деятельности (познание мира) Проблема воспитания сам- ти с 1,5 – 2 лет (чрезмерный контроль, гиперопека , завышенные ожидания, неготовность принятия взросления ребенка) Сюжетно-ролевая игра – вершина игровой деятельности (проявление воображения, творчества, фантазии, сам- ти )

Слайд 5

Каким образом мы даем ребенку проявлять свою самостоятельность в сюжетно-ролевой игре? ВЛИЯТЬ НА РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА УЧИТЬ ВЫБИРАТЬ И БРАТЬ НА СЕБЯ РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР ИГРУШЕК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ (2-3 ЧЕЛ.)

Слайд 6

РОЛЕВОЕ ПАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (взрослый – ребёнок) КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР (Губанова Н.Ф.)

Слайд 7

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Слайд 8

ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ, РАССКАЗЫ О ПРОФЕССИЯХ ЦЕЛЕВЫЙ ПРОГУЛКИ

Слайд 9

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 10

ПРАВИЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НЕ ЗАНИМАТЬ ВРЕМЯ ОТВЕДЕННОЕ ДЛЯ ИГРЫ УЧЕТ ВОЗР-Х ОСОБЕННОСТЕЙ, ДОСТУПНОСТЬ ПРЯМОЕ УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА НА ГЛАВНЫХ РОЛЯХ КОСВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА РУКОВОДСТВО НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ РЕБЁНОК В ПОЗИЦИИ «ВЗРОСЛОГО»

Слайд 11

ПЕРСПЕКТИВЫ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО ТЕМЕ ОБНОВИТЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, перв...

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

В докладе идет речь о роли патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры....

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, перв...

Воспитание основ культуры поведения детей в условиях предшколы посредством сюжетно – ролевых игр

Наше государство делает сегодня одно из самых ценных вложений капитала – вложение в образование молодого подрастающего поколения. В связи с этим наметилось немало положительных тенденций в систе...

Воспитание гуманного отношения к сверстнику в дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевых игр

Одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей в детском саду. Стержнем и показателям нравственной воспитанности человека является характ...

Приобщение детей к норме социальной жизни посредством сюжетно-ролевых игр

Детство ребенка это огромный поток игр. Лишить ребенка игры - это лишить его возможности полноценно развиваться. В игре ребенок развивается творчески, учиться нормам и правилам социального окружения, ...

Приобщение детей ОВЗ к труду взрослых посредством сюжетно-ролевой игры.

Для всестороннего развития детской личности воспитанников особое значение имеет ознакомление с миром взрослых, окружающим миром. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичн...