"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Елена Владимировна Солодилова

В докладе идет речь о роли патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Солодилова Е.В.

Доклад «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачами воспитателей являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах (в зависимости от места рождения

ребенка) ;

знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание значений символики;

формирование толерантности, развитие чувства уважения к другим народам и их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое и умственное воспитание маленького человека. Начинать работу нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, ознакомлению с профессиями горожан, с имеющимися предприятиями и учреждениями города, на которых работают люди. А что способствует накоплению опыта в дошкольном возрасте? Одним из важных средств является игра. По словам В. А. Сухомлинского «Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности».

Я использую сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Ни для кого не секрет, что возможности сюжетно-ролевой игры не используются в полной мере. Она часто недооценивается педагогами и родителями. Наблюдения за играми детей в группе показали, что темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны. Роли традиционны. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Поэтому использование сюжетно-ролевой игры как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является актуальным

Мною составлена схема последовательной работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.

СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД РОДНАЯ УЛИЦА, РАЙОН РОДНОЙ ГОРОД СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ (КОНСТИТУЦИЯ) .

Рассмотрим каждый блок отдельно. Блок «Семья». Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья». Любимые игры девочек нашей группы — «Дочки-матери», «Дочки спят», «Накорми куклу и уложи спать».

Каждая сюжетно-ролевая игра требует подготовки. Для обогащения игры «Семья» в своей группе организовали с детьми праздник ко дню Матери, подготовили коллективный букет с поздравлениями, оформили выставку рисунков «Моя любимая мама» и т.  д.

Второй блок «Детский сад». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек, будь то город, село или деревня. Чтобы любить свой родной город, нужно его знать. Поэтому работу по воспитанию любви к своей малой Родине нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, значит, знакомим детей с тем, что их окружает, а именно с детским садом, с помещениями, находящимися в нем. Знакомство проводим в форме экскурсий. Рассказываем о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы — поварята» и т.  д. Более старшие дети играют в такие игры, как «Дом моды», «Кафе», «Макдоналдс».

Задача воспитателей в данном блоке — создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Тогда дети будут испытывать любовь и привязанность к родному дому, детскому саду, с удовольствием ходить в детский сад.

Блок «Родная улица, район». Ребенок уже к 4 годам должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, расположенным на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.  д. Необходимо рассказать об их назначении и подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Полученные знания используются в таких играх, как «Школа», «Почта», «Аптека», «Ателье». Более детально познакомиться с родными местами позволяют следующие игры: «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я — парикмахер», «Наша больница», «Овощной магазин».

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвинуты. Следующий блок — «Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родном городе (селе, деревне, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. С этой целью проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых. Дети очень любят игры-путешествия, поэтому организовали сюжетно-ролевые игры «Путешествие по родному городу», «Путешествие на автобусе». Часто сюжетно-ролевые игры соединяются со строительными играми, что побуждает детей отправиться в дальнее плавание («Подводники», «Моряки») или в полет («Путешествие к далеким планетам», «Летчики»). Дети при этом строят лодку или самолет, корабль.

Блок «Родная страна». На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к ним. Дети знакомятся со столицей нашей Родины — Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируется представления о том, что Россия многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре.

В настоящее время необходимо как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. В старшей и подготовительной группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой. Например, играх «В аул к бабушке», «Кафе-бар башкирских напитков», «Сабантуй» и др. мы закрепили представления о жизни и быте башкирского народа. Кроме этого, в детском саду открыт краеведческий музей «Родной край». Там проводятся экскурсии, занятия по ознакомлению с родным краем.

Следующий блок нашей работы — «Права и обязанности». В данном блоке дети знакомятся с понятиями «право», «закон», с Конституцией. Полученные знания используют в играх «Очередь в магазине», «Юристы» и т.  д. Данный блок начинается в средней группе в ненавязчивой форме (беседа, совместные игры с воспитателем) дети узнают о том, что все равные, нет лучших или худших. В старших группах вводятся в речь понятия права, обязанности. Дети также знакомятся с профессиями, связанными с данными понятиями.

Данная схема позволяет охватывать множество тем. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о Родине. Некоторые темы повторяются и с возрастом представления детей обогащаются и совершенствуются. Составленная схема по желанию воспитателя может быть дополнена. Например. Можно включить блок «Родная природа», так как любовь к природе родного края, бережное отношение к рей является проявлением патриотизма тоже.

Планирование включает предварительную работу: наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни; экскурсии на предприятия города, по памятным и историческим местам, на природу; подбор художественной литературы по теме; рассматривание картин, иллюстраций; занятия лепки, аппликаций, рисования и т.  д. Работа в данном направлении позволила сделать выводы:

- воспитание патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный;

- работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности;

- обязательно использование сюжетно- ролевых игр для закрепления полученных знаний в соответствии с возрастом детей;

- работа должна проводиться в разных направлениях: семья, детский сад, родной город, страна.

Полученные результаты по данной работе:

- расширение кругозора детей, совершенствование познавательных процессов;

- углубление знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем, профессиях горожан, природе родного края;

- заметное чувство гордости, причастности к знаменательным событиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, перв...

«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, перв...

«Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оч...

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой  игры необходимо для развития духовных и физических сил ребенка: его внимания, памяти, речи, ...