Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.
статья (старшая группа)

Грацкая Алла Анатольевна

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой  игры необходимо для развития духовных и физических сил ребенка: его внимания, памяти, речи, воображения, мышления, ловкости, выносливости. У детей формируются нравственные качества и положительные черты характера: дисциплинированность, ответственность, честность, доброжелательность, коллективизм, гуманные чувства и этические представления. Воспитываются привычки  регулярно выполнять свои обязанности, проявляются самостоятельность в поведении и необходимая активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.

Воспитатель:  Грацкая Алла Анатольевна

МБУ «Школа№26»

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой  игры необходимо для развития духовных и физических сил ребенка: его внимания, памяти, речи, воображения, мышления, ловкости, выносливости. У детей формируются нравственные качества и положительные черты характера: дисциплинированность, ответственность, честность, доброжелательность, коллективизм, гуманные чувства и этические представления. Воспитываются привычки  регулярно выполнять свои обязанности, проявляются самостоятельность в поведении и необходимая активность.

Но в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания  этой проблеме, поэтому тема данной статьи является актуальной.

В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Настроение недоверия, равнодушие  друг к другу, озлобленность особенно остро проявляются в молодежной среде.

Разные бывают люди. Одни грубые, невежливые. Другие хотели бы быть культурными, да не знают иногда, как надо поступить.

От чего это зависит? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Так ли это? Можно ли согласится с мнением, что не нужно специально воспитывать культуру поведения, что это мелочи, что главное – воспитать  образованного, умеющего хорошо работать человека, а все остальное придет само собой? Не потому ли нам приходится встречаться с людьми,  знающими свое дело, но не воспитанными? Обидно за человека образованного, который оказался невоспитанным. Выходит, культуру поведение надо специально воспитывать.
И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них: умение совместно дружить, играть и трудится, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимопомощь, быть дисциплинированным. Дети должны получить знания о правилах и нормах культурного поведения. Поэтому начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основу которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Дети должны получить знания о правилах и нормах культурного поведения. Без этого невозможно воспитать сознательное стремление ребенка стать культурным человеком, овладеть нормами поведения.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения – это не просто соблюдение этикета. Культура поведения тесно связана с нравственными чувствами и представлениями, подкрепляет их.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания все же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов и средств воспитания. Так вот, сюжетно ролевая игра и является одним из средств воспитания культуры поведения дошкольника.

В теории  игры значительный вклад внесла Н.К. Крупская.

«Для ребят дошкольного возраста, - писала она, - игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников способ познания окружающего».

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, а навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Игра помогает детям усваивать нормы общественного поведения, учиться внимательно, доброжелательно, заботливо относится друг к другу, хорошо и дружно трудиться, быть вежливыми. Игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Как же сформировать такой детский коллектив, который способствовал бы успешному воспитанию у детей нравственных привычек, знаний правил культурного поведения, дружеских взаимоотношений и чувств?

Так как, игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то задачи воспитания детей успешнее всего будут решаться именно в сюжетно – ролевой игре.

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры – в быту, на занятиях. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, героических подвигов воспитывает культуру поведения, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Руководя игрой,  воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение. В игре и через игру воспитатель развивает смелость, честность, выдержку.

Содержание и правила игры – несут одну из главных воспитательных функций. Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к людям, учит их правилам культурного поведения, проверяет, как они усвоены, закрепляет их.

Правила игры определяют и регулируют поведение детей. Они придают играм организованность и устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие отношений, дети приучаются к сдержанности, дисциплинированности. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры. Обычно правила устанавливаются в процессе игры самими детьми, а в некоторых случаях – взрослыми. Все правила, которые даются детям, должны быть сформированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.

Существует три стадии осознания детьми правил морали.

На первой стадии правило еще не осознается, но оно применяется.

На второй стадии правило применяется, нарушить его нельзя.

На третьей стадии правило переходит в навыки  и привычки поведения.

Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми, правила поведения вводятся постепенно.

Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Для закрепления правил культуры поведения полезны краткие беседы до начала игры на различные темы: «Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения?». После игры дети также беседуют, выясняя, дружно ли играли, можно ли считать, что они умеют строить дружно, а ребятам, нарушившим уговор, предоставляют возможность самим решить, правильно ли они действовали. Пока все дети не усвоят правила поведения в коллективе, необходимо, что бы воспитатель постоянно повторял, напоминал им их. Однако напоминания не должно носить характер назойливых назиданий.  Воспитатель должен всегда контролировать соблюдение этих правил. Контроль всегда должен сопровождаться оценкой. Педагог либо поддерживает, одобряет действия детей, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки,  он выражает свое отношение и к ребенку.  Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, доброе слово. Педагог использует и отрицательные оценки действия детей. В этих случаях не следует переносить оценку на личность ребенка. Действенным примером может быть такое противопоставление в оценке педагога: «Не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть товарища!» В подобном обращении звучит и огорчение поступком ребенка, и одновременно убеждение в том, что сам он – хороший, что отрицательный поступок лишь случайность, оплошность, которая не может повториться, если ребенок постарается исправить свое поведение. Такие оценки вызывают у детей не обиду на педагога, а недовольство собой, и тогда они поскорее стремятся исправиться. Воспитывая культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил и способность регулировать свое поведение.

Сильнейшим средством воздействия на детей является юмор. Доброжелательный смех товарищей, взрослых действует на ребенка сильнее, чем замечания. В коллективах , где к ребенку относятся с уважением, а недостатки искореняют доброжелательным смехом и шутками, как правило, нет озлобленных детей.

Задача педагога – учить детей правильно оценивать свое поведение, сформировать у детей правильные представления о том, что значит играть честно, что такое настоящая дружба.

Умение разглядывать плохое в себе, самокритичность, будь то нарушение правил игры, нанесение незаслуженной обиды – это один из признаков     освоения норм культуры поведения.

Выявлению и воспитанию культуры поведения детей способствует и наблюдение за общением детей. Внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, занимаются, трудятся, идут на прогулку?

Постепенно у ребят появляется определенное отношение к нормам морали и к тем, кто их нарушает. Дети старшего возраста способны различать хорошие и плохие поступки и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком.

Немаловажным условием воспитания культуры поведения, как в игре, так и в других видах деятельности у детей является четкое соблюдение режима.

Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются.

Четкое проведение режимных моментов также предупреждает срывы в поведении. Поскольку дети всегда находятся рядом друг с другом, а воспитатель приучает их вежливо обратиться с просьбой, поделиться игрушкой, предложить свою помощь. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Так между образовательной деятельностью организуют кратковременные игры, а после сна  - длительные творческие игры.

Для развития норм культуры поведения у детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Детям старшего возраста можно прочитать рассказ Н. Носова «Карасик», Осеевой «Три товарища», «Волшебное слово», «Плохо».

Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Часто герои рассказов и сказок переживают оттого, что причинили другим вред, мучаются до тех пор, пока не исправят свою ошибку. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются, в сказках они лишаются того, к чему упорно стремились: жадные – богатства, ленивые и грубые – ожидаемой награды. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло.

Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно дети узнают о том, что добрый человек никогда не обижает товарищей, сестер и братьев, родителей, взрослых. Добрый человек не мучает животных. Воспитание у детей доброты начинается у них с воспитания чувства любви к родителям. Пример тому, ненецкая сказка «Кукушка». Доброе отношение к маме литературных героев может служить хорошим примером для ребят.

Стихи Е. Благининой «Посидим в тишине», Н. Артюхова «Трудный вечер». Чувство доброты, любовь, которую сначала дети проявляют только к своим близким, постепенно распространяется и на других людей. Значит, делая добро другому, и сам становишься счастливее. Возникающие добрые чувства надо поддерживать, развивать, предоставляя ребенку возможность действовать. Иначе чувства быстро угасают и вся, проводившаяся ранее работа не принесет результатов.

Сочувствие, помощь, забота о друге, отказ от своего личного в пользу другого человека, - одно из первых пробуждающихся нравственных чувству дошкольника.

Игра всегда сопровождается словом. Таким образом, в игре создаются условия для упражнения в связной речи, в диалогической, в рассказывании. Дети употребляют новые слова, обороты речи, слышанные от взрослых или при чтении книг. Эти слова входят в активный словарь.

Воспитательное значение творческих игр усиливается еще и оттого, что они носят коллективный характер. Дети объединяются на основе общих переживаний, общих интересов.

Чтобы игра стала действенным средством воспитания, педагог должен донести содержание художественного произведения или явления окружающей жизни до сознания детей, должен помочь увидеть главное, чтобы у них появилось желание играть; педагог должен также продумать содержание игры и роли. Кроме того, он должен обеспечить игрушками, атрибутами, тактично и ненавязчиво помогать советами, предложениями.

Не следует забывать, что игра должна оставаться самостоятельной деятельностью детей, обязательно предполагающей творчество, выдумку, инициативу участников на основе их личного опыта, интересов, потребностей.

В коллективной игре дети становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых.

Воспитательная ценность игр состоит в том, что у детей происходит накопление эмоций, которые постепенно превращаются в сложные нравственные чувства, побуждают ребенка к самосовершенствованию, через игру воспитатель развивает смелость, честность, выдержку.

В результате такой работы постепенно изменяется и поведение детей. Взаимоотношения, утвердившиеся в игре, ребята переносят и в повседневную жизнь. Они начинают тише разговаривать в группе («чтобы не мешать читателям в читальном зале»), больше помогать друг другу в выполнении заданий, становятся более внимательными и организованными на занятиях. Это, конечно не означает, что в группе больше не будет конфликтов, не будет нарушений дисциплины и воспитателю станет работать легче. Нет, могут быть и ссоры, и шалости, но совершенно бесспорно нарастание положительных моментов в поведении детей, в их умениях и навыков, привычках.

Итак, в современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основу которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.

Мы уверены, что воспитание культуры поведения лучше всего будет происходить именно в игре, так как игра является основным ведущим видом деятельности детей. Игра вызывает значительные изменения в сознании ребенка, развивает и воспитывает его. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. В игре развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, чуткость, ловкость.

Но для этого необходимо разумное руководство со стороны взрослого, должны быть созданы условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка, систематичность и последовательность, необходимо расширять детский кругозор и упражнять детей в выполнении правил культурного поведения. Путь этот очень долог. Но, он стоит того, когда труд приносит желаемый положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

В докладе идет речь о роли патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры....

«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

«Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оч...

Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...