Патриотический проект
проект (старшая группа)

Сафонова Наталия Викторовна

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_11.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР «Дубравушка»-детский сад №31»

Проект «Создание мини-музея в детском сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне»

                                                                           Составила:

                                                                           воспитатель

                                                                           Сафонова Н.В.

Железногорск 2021

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Срок реализации проекта

с января 2020 по май 2020 г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители детей старшего дошкольного возраста.

Проблема проекта:

Отсутствие у детей знаний о ВОВ

Отсутствие знаний о военной истории своей семьи

Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать историю своих предков, их культуру.

Цель проекта: Создание условий для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о Великой отечественной войне посредством создания в детском сада мини-музея. Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Обобщать и расширять знания детей о событиях военных лет, земляках - героях войны и их подвигах.

2. Познакомить детей с военными предметами, военной техникой, разными родами войск и наградами.

3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.

4. Познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее.

5. Способствовать расширению кругозора дошкольников, предоставить возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

6. Предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

7. Продолжать развивать творческие способности детей в рамках реализации проекта.

8. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.

Достоинства мини-музея:

1.Занимает небольшое пространство;

2.Нет ограничений во времени;

3.Интерактивен;

4.Совместное участие детей и родителей.

Организация работы над проектом.

Деятельность педагога

  • Подбор методической литературы по музейной педагогике. 
  • Подборка пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине, мире.
  • Подборка художественной литературы для чтения о ВОВ.
  •  Подбор места для создания мини – музея в ДОУ.
  •  Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Предметы и атрибуты военного времени».
  • Подборка иллюстраций о Великой Отечественной войне.
  • Подбор песен военно-патриотической тематики.
  • Подбор экспонатов в мини – музей.

2.Деятельность детей.

 Участие в конкурсах, праздниках, беседах.

  • Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
  • Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
  • Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
  1. Деятельность родителей.
  • Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада
  • Изготовление альбома памяти «Они сражались за Родину», рисование с детьми сюжетов на военную тему.
  • Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предполагаемый результат:

- Создание в отдельном общедоступном помещении ДОУ мини – музея посвященного ВОВ с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненными детьми.

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.

- Умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями.

- Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о событиях ВОВ, её героях, боевых действиях, снаряжении солдат, цены Победы.

- Совместная творческая деятельность детей и родителей

-Повышение нравственно – патриотических чувств у детей и их родителей.

-Расширение кругозора, знаний детей

-Развитие интереса к музеям.

Продукт проектной деятельности:

- Мини – музей «Я помню и горжусь!» с различными экспонатами на военную тему (фигурки солдат разных времён, модели военных машин, элементы военной, военные предметы, медали, поделки и рисунки детей).

- Мини - библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.

- Выставка детских рисунков «Славный праздник - День Победы!». 

Формы работы:

 Рассматривание орденов и медалей.

 Чтение художественной литературы.

 Образовательные ситуации по познавательному развитию, изодеятельности, развитию речи, физическому воспитанию.

 Экскурсия в городской краеведческий музей.

 Посещение памятников и мемориалов.

 Разучивание песен и стихов о ВОВ.

 Участие детей и родителей в параде Победы в составе «Бессмертного полка».

 Сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры.

 Эксперименты

План проекта

Январь

Первый этап, подготовительный и практический.

На этом этапе мы выбрали название мини-музея, определили место размещения мини-музея, планирование экспозиций, дизайн оформления, подбор экспонатов, формы работы с экспозициями мини-музеев, разработали тематическое планирование экскурсий мини-музея и музейных экспозиций.

Февраль

Начало проекта «Что такое подвиг?»

1. Мониторинг.

2. Опрос детей и родителей.

3. Беседы о ВОВ: «Что такое музей?», «Какие бывают музеи?», «Наша Армия родная», «В нашей семье есть герой».

4. Чтение худ. литературы: Абдулкан Игебаев «День Победы»,Т.Белозеров «День Победы»,Т.Петухова «Прабабушка»,А.Мохарев «У дедушки».

 5.Дидактические игры: «Дедушкина медаль». Собери медаль из частей и назови её. Найди одинаковые «Города – герои» и расскажи о них. Отыщи животных – героев и назови их

6. Образовательные ситуации «Мой папа служил в армии», «Будем в армии служить» и др.

7. Оформление фотовыставки «Наша армия»,

Март

Этап «Мы-поисковики»:

1. Беседы «Женская доля во время войны».

2. Работа альбомом «Предметы и атрибуты военного времени».

3. Заучивание с детьми пословиц и поговорок о мире, героизме, подвиге.

4. Выступление родителей и детей экскурсоводов мини-музея с рассказами о подвигах своих прадедов перед детьми детского сада.

5. Образовательные ситуации на тему: Знакомство с творчеством художников военных лет. Рассматривание репродукций картин: Н.Кривоногов «Победа», Л.П. и С.П.Ткачевы «Май 45-го года», А.И.Лактионов «Письмо с фронта», Г.М. Коржев «Опаленные огнем войны»:

6. Чтение художественной литературы о ВОВ: С.Я.Маршак «Мальчик из села Поповки», Л. А. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль»

7. Оформление выставки рисунков «Военные годы»

Апрель

1.Создание мини-музея: «Я помню и горжусь!»

2. Беседы «Война – это страшно», «Что такое героизм»,«Памятные места родного города»

3. Посещение памятников, мемориалов в городе.

4. Слушание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», «Катюша».

5. Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Моряки», «Военный госпиталь»

6. Образовательные ситуации на тему: «Почему армия всем родная», «Мы гордимся нашей армией».

7. Создание альбома «Они сражались за Родину».

Май

1.Сюжетно-ролевые игры: «Наша армия» «Пограничники».

2. Беседа «Как в нашей семье мы храним память о погибших». Рассказ воспитателя об акции «Бессмертный полк».

3.Проведение праздника «День Победы» с приглашением участников ВОВ, детей войны.

4.Чтение худ. литературы: В.Орлов «Брат мой в армию идёт», А. Митяев «Почему армия всем родная», «Рассказы о войне».

5.П/игры: «Сложи звезду из рук и ног», «Меткие стрелки», «Перевяжи раненого», «Чей отряд быстрее посадит самолеты», «Парашюты».

6.Выставка рисунков «Мирный май».

7.Коллективная работа «Мир, май, труд!»

8.Подготовка и участие в параде Победы, прохождение в колонне «Бессмертного полка».

Работа с родителями

Оформление родительских уголков.
Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России».
Сбор информации о ветеранах ВОВ, тружениках тыла, участников событий ВОВ – родственниках воспитанников группы для участия во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
Рекомендации родителям для домашнего чтения: Л.Кассиль «Мои защитники», А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».

Результаты проекта

Дети:

  • повысили уровень знаний об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны;
  • познакомились с определением и понятием «музей»;
  • получили представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ;
  • познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
  • расширили словарный запас на тему «9 Мая – День Победы»;
  • получили представление об истории памятных мест родного города;
  • приобрели навык уважения к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ;

Педагоги:

  • Приобрели проектную деятельность;
  • Повысили профессиональный уровень;

Заключение

Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий. Музей сближает детей с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого воспитанника.

Литература

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алешина  - М.: ЦГЛ, 2005. – 256с.

2. Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия  Ю. А Алексеев  – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68с.

3. Александрова Е.Ю.и др Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий Е. Ю. Александрова  – Волгоград: Учитель, 2007. - 203с.

4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет М.Б.Зацепина  – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112с.

5. Кириллина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание Дошкольное воспитание - 2005. - № 1 -. С. 5 – 9.

6. Кириллина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание Дошкольное воспитание -  2005 - № 5. - С. 20 - 25.

7. Л.А. Парамонова Комплексные занятия в старшей группе 2010г.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста  о Великой Отечественной войне?»

Уважаемые родители! Просим Вас высказать свою точку зрения:

(Вы можете дать один или более ответов, нужное подчеркнуть)

1. Надо ли с дошкольниками говорить о войне?

 - да

 - нет

 - 23 февраля, 9 мая достаточно

 2. Что важнее:

 - рассказать о лишениях во время войны,

 - рассказать о героизме

 - рассказать о Победе

 - другое _________________________________________________________________

3. Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?

 - да

 - нет

 - да, но доступным  для ребенка языком

4. Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?

- да

- нет

- некоторые,  например______________________________________________

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 5. Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?

 - да

 - нет

6. Читаете ли ребенку книги о ВОВ?

 - да

 - нет

 - ему не интересно, мне не интересно

 - у нас нет книг на эту тему

7. Знаете ли Вы, что в этом возрасте можно рассказывать ребенку о ВОВ?

 - да

 - нет

8. Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?

 - да

 - нет

В нашем детском саду Я помню, я горжусь!», посвященный 7-летию Великой Победы, который поможет нам, педагогам и вам, родителям, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ.  А вы хотите принять участие в проекте «Я помню, я горжусь!»?

- да

- нет

Спасибо за внимание и ваше активное участие в жизни ДОУ.

Будьте добры, представьтесь

Блиц-опрос детей (мониторинг)

«Что ты знаешь о Дне Победы?»

 Цель: выявить объём знаний дошкольников о Великой Отечественной войне, их полноту, прочность.

Вопросы:

1.Какой праздник отмечаем мы 9 мая?

2. Рассказывали тебе родители про этот праздник?

3. С кем воевали наши солдаты?

4. Твой прадедушка (прабабушка) были на войне?

5. Кто такой ветеран? Обратил ли ты внимание на то, что у ветеранов много наград?

6. Какую военную технику ты знаешь?

7. Смотрел ли ты по телевизору парад? Что тебе больше всего понравилось?

8. Принимал ты участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы?

9. Ты хочешь больше узнать о событиях Великой Отечественной войны?

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются, по количеству которых определяется уровень.

9-7 баллов - высокий уровень

6-4 баллов — средний уровень

3-0 баллов — низкий уровень

Анкета для родителей

Цель: изучение отношения родителей  

к необходимости патриотического воспитания в дошкольном учреждении.

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

 а) любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции;

 б) знание истории своей страны;

 в) готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;

 г) любовь к семье, обществу, своей стране.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

 а) да;

 б) нет.

3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

 а) педагоги;

 б) родители;

 в) педагоги и родители.

4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 а) да;

 б) нет.

5. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

 а) да;

 б) нет;

 в) иногда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотический проект "Это все мое, родное!.."

Знакомство детей с родным краем, достопримечательностями...

Нравственно - патриотический проект средней группы "Мой город"

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и бл...

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

             ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  «ГЕРОИ НАШЕЙ СЕМЬИ» для детей старшей и подготовительной к школе группы.     ...

Творческо-патриотический проект "Наша Победа"

  Одно из главных событий в истории России - Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Возможной она стала в первую очередь благодаря высокому чувству патриотизма, которое ...

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ-МУЗЕЙ «ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ» Для детей старших и подготовительной к школе группы.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТМИНИ-МУЗЕЙ«ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ»Для детей старших и подготовительной к школе группы. Автор:Алексеева И.П. – воспитатель первой квалификационной...

Патриотический проект

Паспорт педагогического проекта...

Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...