«Роль и место сказки в развитии ребенка, в семье и детском саду»
статья

Кубышина Татьяна Михайловна

Задача педагогов учитывая трансформацию в системе образования, стремиться сохранить и развить, то неизменное, доброе, вечное. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказка – это удивительное по силе психологического и воспитательного воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль и место сказки в развитии ребенка, в семье и детском саду»

«Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра:

она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» Д. Родари.

В настоящее время в современном обществе стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы воспитания детей - чтение сказок. На смену приходят просмотр мультфильмов, электронные игры. Безусловно, социально-культурные изменения в современном обществе выдвигают совершенно новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Наши дети растут в условиях технического прогресса. Однако сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением со стороны дошкольных учреждений и родителей.
        Поэтому я считаю, что задача педагогов учитывая трансформацию в системе образования, стремиться сохранить и развить, то неизменное, доброе, вечное. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказка – это удивительное по силе психологического и воспитательного воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Со сказкой необходимо работать. Эта работа осуществляется во взаимодействии: ребёнок – взрослый. Так какую же сказку выбрать для ребенка?  Я считаю, что, выбирая
 сказки для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие народной сказки на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Моя задача – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык сказки, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок. И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении и обсуждении сказок. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта. Данный подход, по моему мнению, способствует решению основных задач— открыть в ребенке талант читателя и слушателя. Ведь в сказках заключено особое очарование. Герои сказок разговаривают с детьми, дают им добрый совет, они становятся живыми друзьями для детей. Я вижу, что, слушая сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок, помогает ребенку испытывать положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.                                                                 Нельзя не отметить и важность чтения родителями книг своим детям с точки зрения укрепления семейных взаимоотношений, формирования атмосферы доброжелательности, уважения, заботы. Поэтому так важно сохранить традицию семейного чтения. Сказка необходима родителям для налаживания эмоционального контакта с ребенком. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно помочь своему малышу. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает важные для него вопросы. Что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.     У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Если родители смогут оставить «важные» дела, заботы и найдут время ребенку для чтения сказки, то окажут своим детям неоценимую помощь. Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.

Так какова роль сказки в развитии детей? Огромна.

Сказки – это лучший способ привить ребёнку хорошие черты характера, обучить этикету и правилам безопасности без нотаций. Ведь интересную историю малыш готов слушать всегда! Задумываясь над историями не про абстрактных персонажей, а именно про себя, ребёнок проецирует на себя положительные качества героев и на простых примерах видит, почему доброта, воля и смекалка важны. Это и есть то, без чего не мыслима наша жизнь…

Литература

1.Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 2011.

2.Логинова В.И. Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 2006.

3. Ушакова О.С.Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.

4.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000.

5. Шорохова О.А. Играем в сказку. М, ТЦ «СФЕРА», 2010.

7. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012

8. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.

9.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду, М, ТЦ «СФЕРА», 2013..

10. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга/под ред. В. И. Логиновой. - М. : «Просвещение», 2012.

11. Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3.

12. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.

13. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы педагогического коллектива «Защита прав и достоинств маленького ребенка: усилия семьи и детского сада"

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным ...

Современные проблемы воспитания ребенка в семье и детском саду

В презентеции говорится о правах ребенка в семье, о том как родители  нарушают права своих детей....

Современные проблемы воспитания ребенка в семье и детском саду

В методической разработке педставленны, ряд нормативных документов и их краткое содержание, наиболее распространеные проблемы воспитания ребенка и пути их решения....

Статья для педагогов «Единство целей, форм и содержания воспитания ребенка в семье и детском саду».

Статья для педагогов«Единство целей, форм и содержания воспитания ребенка в семье и детском саду»....

Развитие творческих способностей ребенка. Взаимодействие семьи и детского сада.

Активизация творческого потенциала родителей, осознание важности и необходимости совместной творческой деятельности родителей со своими детьми....

Родительское собрание во 2 младшей группе: «Развитие речи детей СКАЗКОЙ 3-4лет в условиях семьи и детского сада»

Родительское собрание во 2 младшей группе: «Развитие речи детей СКАЗКОЙ 3-4лет в условиях семьи и детского сада»...