Место сказки в развитии ребенка дошкольника
консультация по развитию речи

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_skazki.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Место сказки в развитии ребенка дошкольника

Сказка – один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Особенность их в устном повествовании с фантастическим вымыслом. Здесь не только поэтический вымысел или игра фантазий через содержание, язык, сюжеты и образы в сказке отражаются основные культурные ценности народа ее создавшего.

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

Сказка раскрывает перед ребенком выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми образными сравнениям, выражениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Так или иначе, слушая сказку, дошкольник знакомится с положительными и отрицательными поступками, дающими пример ребенку и почву для размышления. Быть жадным или щедрым, помогать слабым или помыкать ими… Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию. Герои сказок либо хорошие или наоборот – это очень важно для определений симпатий дошкольника. Для понимания значения добра и зла, а так же отождествления ребенком себя с положительными героями. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Благодаря сказкам, дети узнают ранее неизвестные понятия (аршин, верста, кафтан, падчерица, мачеха и др.) Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир фантазий. Сказка способствует развитию воображения, мышления, речи.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.

Сказка для ребенка – не просто вымысел, это особая реальность, которая раздвигает рамки обычной жизни, в которой зашифрованы всевозможные ситуации. Многие внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, что усиливает воспитательное значение и оптимизм.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки эффективным педагогическим средством. Поэтому правомерно утверждение, что в сказке учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Читать детишкам сказки надо в правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете, еще и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных эмоций.

Таким образом, сказка – открывает перед дошкольником новые горизонты и способствует его развитию и воспитанию, как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль сказки в психическом развитии ребенка-дошкольника"

Сказкотерапия, как средство психического благополучия ребенка...

Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект

Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....

Семинар - практикум " Место игры в обучении ребенка дошкольника"

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра стано...

«Роль и место сказки в развитии ребенка, в семье и детском саду»

Задача педагогов учитывая трансформацию в системе образования, стремиться сохранить и развить, то неизменное, доброе, вечное. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать про...

Семинар-практикум для педагогов Место игры в обучении ребенка дошкольника

Повышение психологической компетентности педагогов, формирование у них потребности использовать теоретические знания в интересах ребенка и собственного профессионального роста по данной теме...