Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы."
опыты и эксперименты

Яровая Наталья Владимировна

Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МАДОУ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 СЕЛА КОНОКОВО              

Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.






 Мастер - класс













                                          Воспитатель:     Яровая Н.В.

                                                                                 с. Коноково     2021 г.


Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.

Слайд 1

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, уверенность в себе, коммуникабельность.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.

Именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания, при этом интенсивно развиваются его внимание, память, мышление. Эксперимент помогает ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Экспериментируя, дети знакомятся со свойствами веществ.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

Слайд 2 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево) .

Слайд 3 2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение) .

Слайд 4 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов) .

Слайд 5 4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Слайд 6 Во время экспериментально-исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

Слайд 7 С целью обогащения знаний детей об окружающем, взрослым следует создавать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы). В уголке имеется основное оборудование.

Слайд 8 Приборы помощники:

- увеличительное стекло, весы (безмен, песочные часы, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы;

*природные материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, семена и т. д.

*бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т. д.

*технические материал конструктора и т. д

*разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие.

прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла и т. д

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду – в льдинки. В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: Как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегают звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения и инерции: Почему движутся предметы?

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему?» и «как?».

Слайд 9 Формы, методы и приемы:

Формы:

- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).

Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это Положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

- целевые прогулки экскурсии

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.)

Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой.

-развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.)

Методы: - Словесный (беседа)

- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт («Радуга в комнате»,

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.

- практический (опыты)

Опыт используется как способ решения познавательной задачи.

Например, / на запрет взрослых не есть снег,дети говорят«А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть,что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий.убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.

Дети по природе своей - исследователи. Они очень любят экспериментировать.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Он рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

На занятиях дети учатся задавать вопросы«Как это сделать?»

Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение многим явлениям.Пример: На прогулке дети делали пирожки. Почему не получился пирожок? (песок- сухой и мокрый, Снежинка растаяла на ладошке потому, что она тёплая.

Проводятся самые разные опыты:

Слайд 10 Пример: было проведено занятие «Воздух - невидимка», где дети самостоятельно находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри.

Слайд 11 На занятии «Волшебница вода» мы с детьми проводили эксперимент по изменению окраски, вкуса, запаха воды.

Слайд 12 В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Рабочая программа Кружка "Любознайка", по теме: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"...

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...

Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».«Я слышу и забываю.Я вижу и запоминаю.Я делаю и п...

Проект развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность на тему: "Игры-эксперименты для самых маленьких“

           Весчёлые опыты для маленьких непосед! Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка...