Проект «Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».
проект (младшая группа)

Чеменева Роза Петровна

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей

младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki78.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского района ЧР

Творческий проект:

«Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики рук детей

младшего дошкольного возраста».

                                                         Выполнили: воспитатели

                                                                                          Чеменева Роза Петровна

                                                                                 

Кугеси 2021

Срок проекта:краткосрочный (октябрь - ноябрь)

Вид проекта: познавательный – развивающий, игровой, групповой, творческий.

Участники проекта: воспитатели и дети второй группы раннего возраста №5 «Крыжовник», родители.

Актуальность проекта.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такиевысшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация,воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речидетей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук.Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевоеразвитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. Напримере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук,ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, апотом выполнять их.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтвержденаисследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А.Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками,развивается координация движений. Формирование движений происходитпри участии речи.

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольноговозраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи для педагога:

- подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;

- развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

- для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковойгимнастики;

- развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности,учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковойгимнастики.

Предполагаемый результат:

Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличиться словарныйзапас, возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности.

Родители получат необходимые знания по данной теме, станут болееинформированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьмидома.

Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, аэто в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Образовательные области:

- Познавательная область

- Речевая область

- Здоровьесберегающии технологии

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в

группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу– это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находитьсямножество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Эторазнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры;различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; нескольковариантов шнуровки

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики:каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовымипульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажныекольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:

• прищепки бельевые для развития координации движений пальцеврук (солнышко, ежик, елочка и др.);

• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефонадля развития дифференцированных движений пальцев рук;

• кастаньеты для отстукивания ритма;

• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания,штриховки;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажакистей;

• «моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушкиили деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, длявыработки координации вращательных движений;

• грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа;

• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладываниярисунков;

• сетки для раковины и разноцветные ленточки;

• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап:

- Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозированиерезультата;

- Изучение методической литературы по данной теме:

- Подготовка наглядного материала:письменных консультаций, стендов информации;современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

II. Основной этап реализации проекта:

- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики сребенком;

- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

- включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезкивремени.

Работа с родителями:

- консультации индивидуальные и групповые

- мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

- родительское собрание «Ладушки ладошки»

- Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

- Семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

III. Заключительный этап

План выполнения проекта:

1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулироватьречевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцеврук детей.

2. Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр дляпедагогов и родителей. Систематизировать использование пальчиковых игр вработе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышениякачества работы на уровне современных дошкольных требований.

3. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видовзанятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободнуюдеятельность детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятиюумственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного кон-такта.

4. Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Пальчиковыеигры в младшем дошкольном возрасте», «С пальчиками играем – речьразвиваем».

5. Консультации для педагогов детского сада на тему: «Пальчиковыеигры в младшем дошкольном возрасте».

5. Семинар-практикум для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надос пальцами дружить». Заинтересовать родителей актуальностью даннойтемы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

6. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводитьречевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенкомречевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родителей,помочь им стать более информированными.

7. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой

моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости ихпомощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся сдетьми пальчиковыми играми.

8. Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги».Сродителями. Совместно с родителями выявить положительные результатыпроделанной работы, проанализировать недостатки.

Заключение

Подбор дидактических пособий и проведение пальчиковых игр дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей.

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики является одной из основных проблем обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.

В результате проделанной работы пришли к заключению, что целесообразно расширять подбор дидактических пособий и систематически использовать их в работе с детьми. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

В дальнейшем решили продолжать искать новые методические приёмы и методы, которые будут способствовать развитию мелкой и общей моторики, самостоятельности и интереса к различным видам деятельности детей.

Перечень используемой литературы:

  1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва: «Риполплассик», 2008;
  2. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
  3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
  4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  5. О. А. Новиковская «1000 забавных пальчиковых игр», Астрель, 2010 г;
  6. А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Москва, 2006 г;
  7. Е.Б.Шмелева «Пальчиковые игры» (пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет), Ювента, 2015 г;
  8. ШариковаЕ. «Пальчиковые игры»(развиваем мышление, мелкую моторику речь), Стрекоза, 2013 г;
  9. Сидоренко, Л. «Мои пальчики расскажут» // Дошкольное воспитание. – 2008. - №7. – С. 67-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых иг...

Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....

Творческий проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

Цель проекта:Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...