Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
проект (младшая группа) на тему

Шандина Надежда Владимировна

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                                            «Детский сад №16»

                                      Проект

 

«Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи для педагога:

подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;

развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Участники проекта:

Воспитатель Шандина Надежда Владимировна

Дети

Родители и другие члены семьи.

Предполагаемый результат:

Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информи-рованными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Средства достижения поставленных задач:

применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;

информационные листы для родителей;

разучивание стихов, потешек;

использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе .

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу– это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; кон-структоры разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т. д.) .

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуко-вые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками) ; различные мож-жевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:

• кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;

• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (сол-нышко, ежик, елочка и др.) ;

• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития диффе-ренцированных движений пальцев рук;

• кастаньеты для отстукивания ритма;

• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

• «моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;

• грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа;

• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;

• сетки для раковины и разноцветные ленточки;

• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом) ;

• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Изучение методической литературы по данной теме:

Подготовка наглядного материала:

письменных консультаций, стендов информации;

современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

II. Основной этап реализации проекта:

составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребен-ком;

разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Работа с родителями:

выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

родительское собрание «Ладушки ладошки»

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

III. Заключительный этап

План выполнения проекта

№ Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка про-блемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2. Составление перспективного плана про-ведения пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

3. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного кон-такта.

4. Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

5. Мастер-класс для родителей: «Волшеб-ные пальчики». Обучить родителей правильному проведе-нию дома пальчиковых игр.

6. Семинар-практикум для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить». Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленни-ками в осуществлении данного проекта.

7. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить рече-вые пальчиковые игры? », «Как прово-дить с ребенком речевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родите-лей, помочь им стать более информиро-ванными.

8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой мо-торики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

9. Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями. Совместно с родителями выявить положи-тельные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Учебно-тематический план

№ название срок

1 Совушка-сова СЕНТЯБРЬ

2 Гуси-гуси

3 Чижик-пыжик

4 Тук-тук

5 Кулачок ОКТЯБРЬ

6 Кулак, ладонь, ребро

7 Гули-гули

8 Колпачок

9 Про бабку НОЯБРЬ

10 Засолка капусты

11 Апельсин

12 Осенние листья

13 Овощи ДЕКАБРЬ

14 Ладушки

15 На ёлке. В. Волина

16 Гости

17 Сорока ЯНВАРЬ

18 Варежка

19 Кукушечка

20 Бычок

21 Цыпа-цып ФЕВРАЛЬ

22 Дятел

23 Оладушки

24 Стенка, стенка, потолок

25 Водичка-водичка МАРТ

26 Пальчики на прогулке

27 Коза и козлёнок

28 Десять внучат

29 Кто приехал? АПРЕЛЬ

30 Стираем бельё

31 Дождик

32 Солнышко

33 Улитка МАЙ

34 Зайцы

35 Ягода малина

36 Стираем, гладим бельё

Перечень используемой литературы:

1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых иг...

Творческий проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

Цель проекта:Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

Проект «Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....