Сообщение: "Наблюдение в природе как эффективное средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста".
консультация по окружающему миру (старшая группа)

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
  • В  настоящее время одной из основных задач, стоящих перед образованием, является владение человеком не только знаниями, но и умением добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальной является проблема развития познавательной активности детей. Одним из важнейших методов познавательного развития детей дошкольного возраста является наблюдение за природой. Наблюдение – самый близкий и естественный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie2.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

_______________________________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

тел. 8(49643)-3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: http://mdou35elg.edumsko.ru

Сообщение:

«Наблюдение в природе как эффективное средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»

                                                                           Воспитатели: 

Орехова Екатерина Сергеевна

высшая квалификационная категория;

г.о. Электрогорск

2021 год

В настоящее время одной из основных задач, стоящих перед образованием, является владение человеком не только знаниями, но и умением добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальной является проблема развития познавательной активности детей.

Одним из важнейших методов познавательного развития детей дошкольного возраста является наблюдение за природой.

Наблюдение – самый близкий и естественный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что развитие познавательной активности детей в нашем ДОУ осуществляется в ходе совместной деятельности педагога и ребенка с помощью различных методов: практических и словесных.

Практические методы представляют собой наблюдения двух видов:

- наблюдения распознающего характера, в ходе которых дети получают знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.).

- наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.).

К практическим методам также принято относить игру, являющуюся основным видом деятельности дошкольников. В сочетании со словесными методами (объяснениями, пояснениями) игра способствует развитию познавательной активности детей и помогает поддерживать их интерес в любой деятельности.

Одним из словесных методов является беседа педагога с детьми, целью которой являются создание у детей ярких и точных представлений о явлениях окружающего мира природы. С помощью беседы мы воздействуем на ум, чувства и воображение детей, побуждаем их к обмену впечатлениями.

Среди форм, используемых мною для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, необходимо отметить следующие: фронтальные, групповые и индивидуальные. Их применение даёт возможность наблюдать за процессом развития познавательной активности детей.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту.

Я предлагаю детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное. Важным условием, повышающим результативность наблюдения, является участие в восприятии одновременно большего числа органов чувств. Важно опираться не только на зрение ребенка, но и на слух, обоняние, осязание ребенка. Результативность наблюдения обеспечивается использованием приема сравнения.

Наблюдение играет ведущую роль в прогулках, экскурсиях, на занятиях по ознакомлению с живыми объектами природы.

Для того чтобы у детей старшего дошкольного возраста сформировались достоверные представления об окружающем мире я организовываю разные виды наблюдений с детьми за природой. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением с детьми, развивают у детей наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об окружающем мире.

При организации и проведении наблюдений в природе мною учитывались следующие позиции:

- наличие объектов природного мира;

- определение сути и значения наблюдения;

- поиск приемлемых форм и различных приемов включения в них детей;

- комплексное проведение цикла (наблюдения должны следовать один за другим без больших временных промежутков);

- преобладание визуального источника знания над словесным и текстовым;

- участие всей группы детей в процессе наблюдения (каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, должно повторяться несколько раз);

- необходимо делать акцент на биологические особенности, а также видовую специфику представителей животного и растительного мира.

Метод наблюдения может происходить как с отдельными детьми, так и с маленькими группами (примерно 3-6 человек), а также и со всей детской группой. Такое разделение зависит от цели, задач, сущности самого процесса наблюдения. Так, на экскурсии наблюдение может быть организовано со всеми детьми (например, к берёзе, каштану, к «Птичьей столовой»), с небольшими подгруппами (за насекомыми), а также с отдельными дошкольниками (например, за снегом).

В зависимости от поставленных педагогом целей – эпизодическое, длительное, итоговое.

Перед началом проведения наблюдения, я выбираю место проведения, определяюсь с задачами, которые могут решиться именно с помощью данного вида деятельности. После этого необходимо выбрать наблюдаемый объект (представители растительного, животного мира, объект неживой природы). Главные условия, которые необходимо учитывать при выборе объекта – это способность его заинтересовать детей, а также быть доступным для восприятия. Также, я готовлю то, что могут понадобиться отдельные предметы, например, миски с кормом и водой, тряпочки, лупа, «вертушка» и т. д. Заранее необходимо продумать расположение детей во время процесса наблюдения и наличие хорошего освещения, чтобы они смогли чувствовать себя комфортно и беспрепятственно участвовали в наблюдении.

Учитывая возрастные особенности группы детей, я обращаюсь к различным приемам и методикам для выявления характерных свойств, качеств, признаков, особенностей поведения животного или растения. Задаю уточняющие вопросы детям, загадаю загадку или же предлагаю сравнить наблюдаемый объект с любым другим. Достаточно распространенными являются такие методы как трудовая деятельность, игра, чтение литературных произведений, которые способны вызвать у детей конкретное эмоциональное отношений к объекту.

В процессе наблюдения дети узнают об особенностях поведения представителя животного мира, отличительных характеристиках какого-либо растения. Так, рассматривая растение, ребенок вначале должен подчеркнуть его отличительные части (стебель, листок, цветок, а уже после этого учитывать особенности внешнего состояния (форма, величина, характер поверхности). С помощью подобного постепенного процесса я приучает детей поэтапному наблюдению.

Необходимо иметь в виду, что все процессы наблюдения должны быть связаны между собой, так как на основе этого формируется комплексная система знаний, умений и навыков в области экологического образования и появляется заботливое и бережное отношений к природному миру и его представителям.

Для эффективного запоминания мною используется в процессе рисунки, модели, схемы и гербарии. В конечном результате дети должны понимать, как произошло развитие конкретного природного объекта, и пытаться воспроизвести этот цикл в виде рассказов детей.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Таким образом, наблюдения играют важную роль в экологическом образовании дошкольников, оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...