Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
методическая разработка (старшая группа)

Вирцева Мария Михайловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 " Детский сад № 48 "

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт по самообразованию воспитателя

Старшей группы «Леопольд»

на 2020-2021 год

На тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Вирцева. М.М

 

 

 

 

 

2020- 2021г.

 

 

 

 

Отчёт по теме: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

 

“ Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач "

К. Д. Ушинский

 

Вопросы трудового воспитания остро стоят не только перед педагогами и родителями, но и перед всем современным обществом. Для родителей, имеющих детей дошкольного возраста, проблема воспитания положительного отношения к труду сопряжена с возрастными особенностями психического и физического развития дошкольников. У ребенка еще не сформированы чувства ответственности и понимание значимости своего труда. Для него труд – это игра «во взрослого». Поэтому от того, какой пример будет видеть малыш в отношениях взрослых к своему труду, труду других людей (в том числе и труду детей), зависит, какой характер будет носить результат трудового воспитания – социальный или асоциальный.

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь), то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

Нередко воспитатели и родители, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.

В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем: угроза наказания за плохое отношение к труду, наказание трудом за плохое поведение, недовольство неумением ребёнка.

А в свою очередь, трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее и точнее, он лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание. Труд способствует развитию мышления - ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Опыт показывает, что труд формирует такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, а это эффективное средство подготовки ребёнка к обучению в школе.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Цель работы по теме самообразования: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей и формирование у воспитанников основ трудовой деятельности.

Задачи:

- развивать трудовые навыки у детей; желание научиться стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями;

- воспитывать интерес и положительное отношение к труду;

- способствовать всестороннему развитию детей

На первом этапе работы (информационно-аналитическом) решалась задача: сбор и анализ информации по данной проблеме, работа с методической и периодической литературой.

На втором этапе (проектировочном) мною был составлен план работы по самообразованию. На третьем этапе (практическом) велась работа по выполнению плана со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:

• навыки культуры быта (самообслуживание) – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места , санитарно-гигиенические процедуры и т.д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе использовала разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение худ. литературы; показ; напоминание, объяснение; дид. игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др. Помогают в формировании умений и навыков по самообслуживанию различные алгоритмы выполнения действий.

• хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Со второй половины прошлого года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать.

Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении года с ребятами организуется сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега.

Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой.

По пятницам вместе с ребятами моём игрушки, обтираем строительный материал.

• труд в природе – уход за растениями в уголке природы, цветнике. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.

Ежедневно с наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке.

Весной организуем огород на подоконнике: высаживаем лук и семена на рассаду, ухаживаем и наблюдаем за их ростом. Осенью собирали семена календулы, бархоток и космеи.

• ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее). На прогулке ребята учатся катать снежные комы, которые используем в совместном строительстве снежных фигур.

ознакомление с трудом взрослых

Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, СРИ, д/и, экскурсии, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи.

Формы работы с родителями:
* консультации
* папки – передвижки
* выставки детских и совместных поделок
* фотоотчёты, фотовыставки
* участие в конкурсах

С родителями проведены консультации на темы: «Приучаем ребёнка к порядку», «Какой труд доступен детям», «Как воспитать помощника», «Домашние обязанности для детей», оформлена папка-передвижка «Трудовое воспитание в семье».

Считаю, что в процессе работы у детей происходит:

- накопление практического опыта;

- формирование навыков и умений;

- формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия , получение результата) ;

- формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий);

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущать радость от результата труда, проявлять внимание к партнерам по труду.

 

 

ФОТООТЧЁТ

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/11/s_604a4a2ec9dce/1652629_1.jpeg image

 

 

     

 

 

 

image

 

 

 

image

image

 image   

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/11/s_604a4a2ec9dce/1652629_21.jpeg

Консультация "Важность трудового воспитания детей в семье"

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А также труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

Труд детей в семье для должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.

На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.

Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенок необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.

Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Пословицы о труде и мастерстве.

Терпенье и труд всё перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а кто по ней за плугом ходит.

Труд украшает человека.

Счастье и труд вместе живут.

Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.

Землю солнце красит, а человека — труд.

Суди о человеке по его труду.

Не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше, чьих трудов больше.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Труд все побеждает.

Где труд, там и счастье.

Где охота и труд, там поля цветут.

Без труда жить, только небо коптить.

В труде рождаются герои.

Передовик не тот, кто один впереди идет, а тот, кто сам шагает и другим помогает.

Всякое дело концом хорошо.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

В больших делах пустяков нет.

Дело словом не заменишь.

Дело не комар: от него не отмахнешься.

Не за свое дело не берись, а за своим — не ленись.

От скуки бери дело в руки.

Не тот пригож, кто лицом хорош, а кто на деле гож.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Кто ладно строит, тот дорого стоит.

Счастливым и красивым делает человека работа.

Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Если спорится работа — спать неохота.

Работай до поту — поешь в охоту.

Кому работа в тягость, тому неведома радость.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Всяк свою работу делай, на другого не кивай.

Здоров в еде, да хил в труде.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Люби дело — мастером будешь.

Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Каков мастер, такова и работа.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Построить здание — надо иметь знание.

Дом возвести — не плетень заплести.

Уменье везде найдет примененье.

Есть терпение, будет и умение.

Ремесло не коромысло — плеч не оттянет.

Не игла шьет, а руки.

Не топор тешет, а плотник.

Не котел варит, а стряпуха.

Не молот кует железо, кует кузнец.

Инструмент хорошо работает в хороших руках.

Руки ценят не по рукавам, а по делам.

Сам молчун, да руки громкие.

Рукам — работа, душе — праздник.

Кто на все руки, у того нет скуки.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Не разгрызешь ореха — ядра не съешь.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Не начав — думай, а начав — делай.

Хорошее начало — половина дела.

Один день дорог для того, кто делает все вовремя.

Откладывай безделье, да не откладывай дело.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Что отложено, то потеряно.

Делу — время, потехе — час.

Кончил дело, гуляй смело.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

На чужую работу глядя, сыт не будешь.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Велик телом, да мал делом.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без работы день годом кажется.

Готово-то готово, да сделано бестолково.

Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

Белые ручки чужие труды любят.

Слаще всех плодов плод труда. (Армян.)

В свете нет дел без труда. (Армян.)

Хоть ручки черны, да работа бела. (Белорус.)

Невыполнимой работы не бывает. (Азерб.)

Со временем и терпением из стебля конопли получается рубашка. (Немец.)

Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью. (Кит.)

Когда ешь побеги бамбука, вспомни человека, который выращивает его. (Кит.)

Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель. (Иран.)

Трудолюбию учатся три года, лени — три дня. (Кит.)

Источник жизни — в труде, а успеха — в сноровке. (Монг.)

Один день заменяет три тому, кто умеет все сделать вовремя. (Кит.)

Лучше день подумать, чем целую неделю впустую трудиться. (Финск.)

Опыт — самый лучший наставник. (Латин.)

Помахаешь косой, будет сладок покой. (Болг.)

Кто не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать. (Кит.)

У трудолюбивого амбары полны, у лентяя посуда пуста. (Бурят.)

Торопливость делу не помогает. (Япон.)

Не иметь работы — тоже тяжкий труд. (Азерб.)

Плохой танцор всегда говорит, что земля неровная. (Вьетн.)

Торопись — и у сегодняшнего дня будет вечер. (Литое.)

Кто прорыл арык, знает, где источник. (Азерб.)

Кто набирает много дел, ни одного не выполнит. (Болг.)

Кто много начинает, тот мало кончает. (Немец.)

Бесполезно наносить узор на воду. (Тадж.)

Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня. (Узбек.)

Сам пилит криво, а винит пилу. (Вьетн.)

Плохому танцору и сапоги мешают.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

Презентация "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"...

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

Труд - это могучий воспитатель, а также средствовсестороннего развития человека. А. С. Макаренко....

«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.»

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...

План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...

"Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, понимания необбходимости трудовой деятельности....

Книга "Экологическое воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Книга "Экологическое воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"...

План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Плансамообразования воспитателяСтаршей группы №2«Цветик-семицветик»на 2017-2018 годна тему:«Воспитание дошкольниковпосредством трудовой деятельности»...