Мастер – класс «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
материал (младшая группа)

Тарасюк Ирина Геннадьевна

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста 

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по формированию математической грамотности.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс игр по формированию математической грамотности у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть всех, кто нашел время побывать в гостях у царицы Математики!

Я открываю свою математическую сокровищницу. В ней у меня много интересного и увлекательного.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала по математической грамотности через игровую деятельность.

Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Она оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать.

 Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно. Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Всем известно поговорки:  «Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, а сделаешь – и ты научишься». 

   Начиная работу с детьми, нужно изучить его эмоциональное самочувствие, его отношение к математике. И в этом мне  помогает  один из тестов, который помогает  определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Я применяю с детьми 5 домиков:

- математический домик - он украшен цифрами.

- домик для грамоты - он украшен буквами.

- карандаши на домике показывают, что он предназначен для изодеятельности.

- домик с игрушками – здесь можно играть.

- сказочный домик – здесь живут сказки, которые можно послушать.

  -Я спрашиваю у ребенка, в какой домик тебе хотелось бы войти? В каком тебе будет интереснее всего? В какой домик тебе еще хотелось бы зайти? Почему? А в какой домик тебе совсем не хочется заходить? Почему?

Этот простой тест определяет предпочтение ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик. Дети в первую очередь  выбирают конечно же…игровой домик и сказочный.

   Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная  математика к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А, наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т.д.) Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр.  Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике.

 «Собери гусеницу»

Жила была на свете одна маленькая гусеница. Родилась она летом, а так как лето у нас короткое – всего три месяца, чтобы успеть до осени подрасти, она всегда и везде торопилась. Быстрее, быстрее. Надо успеть! И вот однажды она так торопилась, что споткнулась и  рассыпалась Вот сидит гусеница и плачет.

– Привет, (имя ребенка!)

– Привет, Гусеница! Почему ты плачешь?

– Я так торопилась успеть все съесть, что споткнулась, упала и рассыпалась! Помоги мне, пожалуйста!

Давай поможем Гусенице, соберём ее, соблюдая последовательность чисел в порядке возрастания. 

Вот какая красивая гусеница у нас получилась! Давай ей скажем, что быстро бегать и постоянно торопиться не надо! Это может плохо кончиться!

– Гусеница, ты больше не будешь торопиться?

– Нет! Спасибо тебе, (имя ребенка!)

     Игра «Засели мышку в свой домик»

1,2,3,4,5

Будем мышек мы считать.

Мышки весело живут,

Свои норки стерегут.

Ночью крошки, сыр, воруют,

Круглый год с котом воюют.

Только кот открыл глаза:

Мышки - шасть в свои дома!

(Детям  даётся задание: заселить мышек в свои домики, в соответствии с цветом мышки и домика).

Игра «Живые числа»

-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1-5.

Не хочется оставлять без внимания такие игры, как «Божьи коровки» и «Собери мухомор». Детям на занятиях они очень нравятся. Эти игры учат соотносить цифры с числом, считать до 10 и обратно, развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа.

         «Полминутки для шутки»

1. Сколько точечек зеленых, столько выполним наклонов (7).

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (9).

3. Сколько покажу машинок, столько выполнишь пружинок. (2)

4. Присядем столько раз, сколько куколок у нас. (6)

5. Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (8)

   

       Игра «Наряди матрёшку»

  Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотношению предметов  по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

       

     Игра «Дорожка для матрёшки»

    Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры по образцу. Игра считается оконченной, если выложены  все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.

     Игра «Найди цветок для божьей коровки»

Эта игра учит детей соотносить цифру с числом. Чтобы найти соответствующий цветок для божьей коровки – нужно выбрать насекомое и посчитать количество точек на крылышках, а затем выбрать цветок с таким же количеством лепестков.

Я предлагаю вашему вниманию «Старую» сказку на новый лад (участникам раздаются маски) дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка

Воспитатель: Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.

Воспитатель: А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.

А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?

Воспитатель: - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)

- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)

Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.

- А скажите где стоит бабка? (ответы: слева, справа, за, перед….)

Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:

Внучка: - Компьютер уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.

Воспитатель: - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)

Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала. (на ковре 2 ленты: длинная и короткая)

- А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2дорожки, разные по длине).

- Это дорожка какая? (короткая)

- А эта? (длинная)

- Почему выбрали эту дорожку? (ответы (Бежит жучка по короткой дорожке)

Воспитатель: - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый компьютер и уснула.

Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью)

- А когда в детский сад идем? (утром)

- Обедаем когда? (днем)

- Когда возвращаемся домой? (вечером)

- Сейчас какое время суток? (день)

- Мы с вами что делаем? (играем)

- Давайте и кошку разбудим.

Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и включился.

Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.

- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.

- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.

- Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3.

- Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4.

- Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5.

- Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6.

Воспитатель: И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)

И компьютер включился!

- Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю, что вы поняли с помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры)

- И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий», «больше – меньше», части суток, пространственная ориентация).

Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.

Рефлексия:

Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.

Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни.

Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви. Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути.

          Спасибо за внимание!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области   Мастер – класс для воспитателей&la...

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоват...

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

Мастер – класс тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста. Вооружить педагогов практическ...

Мастер – класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представленийЗадачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2. ...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...