Дидактическая игра в развитии у детей дошкольного возраста логических отношений
статья

Ломакина Елена Алексеевна

Дидактическая игра в развитии у детей дошкольного возраста логических отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lomakina_e.a_mudrets_noyabr_2021.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра в развитии у детей дошкольного возраста логических отношений

К числу психологических новообразований дошкольного детства относится творческое воображение. Являясь первоосновой созидательных возможностей и свершений ребенка, личностно-развивающим началом целостного духовно-практического бытия, оно формируется средствами специфически «дошкольных» видов деятельности – игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. Воображение дошкольника – это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя.

Продуктивное воображение и творческое мышление, таким образом, включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих. Это единство, по мнению ученых, служит подлинным основанием в преемственности дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования. Отсюда вытекает, что для успешного обучения в школе ребенку необходимо иметь высокий уровень развития воображения. Установлено, что продуктивное воображение развивается в игровой деятельности дошкольника [1]. Средствами игры ребенок воспроизводит общие смыслы деятельности взрослых. Наряду с этим в дошкольном детстве нарастает отмеченная многими исследователями тенденция следования образам взрослого при обучении, в повседневном общении. Однако в игре ребенок одновременно экспериментирует со смысловыми образами взрослости, проникает в их скрытое, не проявленное содержание. Обращаясь к смысловым основаниям этой деятельности, ребенок стихийно пытается получить ответы на вопросы, которые касаются его собственного бытия. Поэтому игра дошкольника – способ определения им своего собственного места в человеческом мире. Благодаря этому происходит творческое расширение смысловой позиции ребенка, универсализация зоны его ближайшего и более отдаленного развития.

Исследования последних лет показали, что неготовность детей к школе во многом обусловлена тем, что игровая деятельность у них развита слабо. В известной степени в этом виноваты и организованные по школьной схеме обучающие занятия, которые сильно потеснили игру. Дошкольный возраст определяет дальнейшее развитие личности.

Дидактическая игра носит завуалированный характер – дети играют, не подозревая, что учатся и получают удовольствие от игры, от общения со сверстниками, от поиска ответа при решении умственных задач, возникающих в игре. Учитывая, что именно в игре происходят глобальные изменения в психическом развитии дошкольника, что дидактическая игра как разновидность игровой деятельности, как игра с правилами, возникает в старшем дошкольном возрасте, знаменуя собой переходный этап от одной ведущей деятельности к другой (учебной), следует предположить, что дидактическая игра – одно из условий, способствующих эффективному освоению детьми старшего дошкольного возраста логических отношений [4]. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для умственного развития детей. В игровой форме сам процесс мышления более стремителен, активен, так как игра присуща данному возрасту.

Таким образом, полноценное прохождение этапа дошкольного детства необходимо для формирования качеств, способствующих обучению в школе, развитию умственных способностей, освоению логических отношений. Исследования убедительно показывают, что в дидактической игре как переходной форме обучения дошкольников прослеживаются оба типа ведущей деятельности, с постепенным нарастанием элементов учебной деятельности. Результат деятельности детей может быть облечен в продуктивную форму, чему способствует наглядное моделирование как средство обучения [2]. Мы считаем, что эффективным способом организации интеллектуальной деятельности старших дошкольников является социальное взаимодействие сверстников в дидактической игре под руководством взрослого.

         Создание проблемной ситуации в играх – обязательное условие, которое, в связи с поиском решения, тоже обеспечивает у детей возникновение вопросов; в играх, загадках дети ищут отгадку, пытаются объяснить свой ответ; организация участников игр парами или небольшими группами способствует общению детей, в котором они тоже задают вопросы друг другу, ищут на них ответы. Умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы является показателем мыслительной активности дошкольников.

         Таким образом, интерес ребенка к игре формирует его как активного деятеля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001.

2. Дьяченко О.М.  Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006

3. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981.

4. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста

«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: э...

Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...

Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста" 3-4 года...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста".

Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.Цель: Упражнять детей  в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.Ход...