: «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

Павельева Лиля Викторовна

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд№1

  

Тема моего выступления: «Формирование финансовой грамотности у детей  дошкольного возраста».

В настоящее время это актуальная тема, рекомендованная Министерством Образования и Науки Российской Федерации.

Слайд №2          

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

К сожалению, финансовой грамоте не обучали в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Слайд №3

Поэтому цель моей работы  – сформировать основы финансовой грамотности у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

1.  изучить учебную, научно-методическую литературу по данной теме.

2.  изготовить картотеку дидактических игр по  финансовой грамотности

3.  побуждать у детей интерес к художественной литературе

4. развивать и совершенствовать у детей    дошкольного возраста навыки  взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками, и формирование готовности детей к совместной деятельности.

5. формировать представление у детей    первоначальных представлении: о потребностях; о труде; о купле-продаже товаров; о платежах и накопления;  о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

6. повышать уровень знаний у родителей об финансовой грамотности деятельности в нравственно-духовном воспитании дошкольников.

Слайд№4

Финансовой грамотности нужно учиться с детства

Во многих семьях не принято говорить о деньгах. Но чем раньше ребенок научится обращаться с деньгами и чем чаще в семье будет говориться о приоритетах и планировании расходов, тем проще ребенку будет освоить азы финансовой грамотности. На самом деле это совершенно простые вопросы: почему нельзя покупать все, чего душа просит, почему нужно работать, почему нужно экономить воду и электричество, как накопить на летнее путешествие.  

Слайд №5

Важным этапом в моей работе по финансовой грамоте является  изучение научно-методической  литературы, создание развивающей среды, а так же  прошла повышение квалификации по программе « Основы преподавания финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях» (в объёме 72 часов).

 Слайд №6        

Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у детей с помощью воспитателей, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

В работе с детьми я использовала разнообразные формы работы: игры, беседы, загадки, стихи, чтение художественной литературы, художественное творчество.

 Начальный этап в обучении дошкольника начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.

Слайд №7

 Дети получили начальные сведения о профессиях, («Профессия продавец, кассир», «Что такое труд?», «Когда продукт труда превращается в товар?», связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учились уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

 Беседовала с детьми о способах заработка родителей, то есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

.

             Слайд

           Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку, он сможет тратить их на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.

    Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий обучить дошкольников, следующему:

что такое деньги, какие они бывают;

что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта;

как планировать свои расходы;

техника безопасности использования банковских карт.

            Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

            Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

           Методы обучения. В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения.

Слайд№6

Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.

Формы словесного обучения.

Рассказ воспитателя.

БеседаБеседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Тестовый метод. Тест – стандартизированное задание по результатам выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности дошкольников.

План занятий.

Слайд№7

Через какие же образовательные области можно решить эти задачи?

В области познавательного развития (ФЦКМ) знакомство с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними.

А именно:

Что же такое Финансы?

Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.

 

Слайд№8

 

А что представляют собой деньги? И как они возникли?

Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

У первобытных людей не было ни металла, ни бумага, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. И они пришли к выводу, что нужны деньги. Первыми деньгами были шкурки зверьков (белок, зайцев). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками, перьями редких птиц.

Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.

 

Слайд№9

 

Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному. На одной стороне монеты изображен двуглавый орел – символ российского государства, поэтому ее называют орлом, другую сторону, где обозначена цифра – называется решкой от слова «решетка», узора, которым раньше украшали монету.

Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство. На рисунке  банкноты обычно изображают города, достопримечательности России или портреты людей, чьими именами гордится страна.

Денежные единицы России - это рубли и копейки.

Разные страны имеют свои деньги - денежные единицы.

В Америке – это доллар и центы, в Европе – это евро и центы.

Денежные единицы или деньги других стран называются валютой.

Но есть деньги, которые называются безналичными, т.е. их нет в наличии. Их заменяют банковские карты. Деньги, которые хранятся на банковской карте можно обналичить, т.е. снять с карты в банкомате, тогда их можно назвать наличностью.

 

Слайд№10

 

Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах.  В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: - Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

    Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образ                                                                                      заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим. 

 

Слайд№11

 

Игра «Как купить папе автомобиль?»

Прослеживаем логическую цепочку: автомобиль – деньги – работа – профессия – учеба – труд.

Беседы с детьми о профессиях. Все профессии нужны – все профессии важны.

 

Слайд№12

 

            Следующая образовательная область – Познавательное развитие (ФЭМП)

            На занятиях по формированию элементарных математических представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах, и их количественным содержанием. А также упражняем детей в решении примеров и задач. Например: Тетрадь стоит 10 рублей. При помощи каких монет можно составить эту сумму? Рассмотреть все варианты слагаемых. Упражнять в решении задач со сдачей, самостоятельном придумывании задач о покупке и продаже.

 

Слайд№13

 

              Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р.н.с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность. - Не все покупается. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

 

Загадка. Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок, у него всегда есть пятачок.)

Пословицы и поговорки о деньгах, бережливости, дружбе.

Предложить детям расшифровать пословицу, чтобы они поняли и оценили глубину и мудрость народной мысли: с древности люди ценили деньги, заработанные честным трудом и считали важным умением грамотно распоряжаться своими доходами и планировать расходы – именно это и есть основа личной финансовой грамотности.

Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями.

Золотые руки – мастер искусный в своем деле.

Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.

Золотой дождь – богатство, много денег.

Золотой голос– очень красивый певческий голос.

Пополнение и обогащение словаря – финансы, монета, банкнота, банковскя карта, банкомат, банк, валюта, услуги, купля, продажа, цена, и др.

 

Слайд№14

 

С детьми можно поиграть в дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», ««Кафе «Вкусно и полезно», «Доход - расход», «Что и когда лучше продавать?», «Какие бывают доходы?»,  «Чей труд важней»,

Можно изготовить совместно с детьми коллекции денег, копилки, денежное дерево.

Сделать атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».

    Объяснить, как люди зарабатывают деньги и каким образом                                                                                      заработок зависит от вида деятельности. – Сначала заработать – потом тратить.

 Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

 

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

 

Слайд №15

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.

 

Слайд№16

 

Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаю, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна.

 

 

 

 

 

Список использованных литературных источников

1.   Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2.   Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3.   Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4.   Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.   Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6.   Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

7.   Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8.   Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

9.   Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

10.            Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников по возрастам»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Воспитателям, работающим с детьми  дош...

Пед. совет "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Педагогический совет финансовая грамотность детей...

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...

Интерактивный практикум для родителей /педагогов «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у дошкольников...

Консультация для родителей ‹Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста »

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....