Рабочая программа "Юный шахматист" для детей от 4 до 7 лет
рабочая программа

Татьяна Анатольевна Караваева

Настоящая дополнительная программа  по раннему обучению детей от 3 до 7 лет азам шахматной игры   «Юный шахматист»   (далее Программа) имеет социально-педагогическую направленность, разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённому приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155, зарегистрированному в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер №30384.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.

         Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы будет осуществляться в форме групповых занятий в свободное от реализации основной образовательной программы время.

Срок реализации программы 3 года.

Количество занятий – 2 раза в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shahmaty_64.docx183.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«Детский сад №10 «Дубравушка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4- 7 ЛЕТ

«ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

Срок реализации 3 года

Разработчик воспитатель:

Караваева Т.А.

Нягань 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Актуальность программы
  4. Описание программы
  5. Календарно-тематическое планирование 1 год обучения 4-5 лет
  6. Календарно-тематическое планирование 2 год обучения 5-6 лет
  7. Календарно-тематическое планирование 3 год обучения 6-7 лет
  8. Методика обследования уровня развития умений и навыков детей

Список  используемой литературы

1 Паспорт программы

Наименование Программы

Рабочая программа для детей от 4 до 7 лет

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»

от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ

- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

- СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).

- Устав МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Срок реализации Программы – 2021 -2022 учебный год.

Организация исполнитель программы

Муниципальное        бюджетное        дошкольное        образовательное        учреждение Муниципального образования город Нягань «Детский сад 10 «Дубравушка» (МАДОУ МО г.Нягань Дубравушка»)

Улица Интернациональная, 12, Нягань,

Тюменская область, ХМАО-Югра

Целевая группа

Воспитанники средней, старшей и подготовительной к школе группе.

Форма

Подгрупповая

Основные разработчики Программы

Зам. заведующий по УВР Гаврущенко О.В., воспитатель Караваева Т.А.

Сроки реализации Программы

3 года

Цель

Программы

Обучение детей игре в шахматы, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи

Программы

Образовательные:

- формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

       - способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;

       - познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры;

       - обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии;

        - учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию;

 Развивающие:

- личностное и интеллектуальное развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста;

 - развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,

самостоятельно;

   - развивать психические        процессы        дошкольников        (мышления,        память,        внимание, наблюдательность, воображение);

   - способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

  Воспитывающие:

         - воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Ожидаемые результаты

  - Рост        личностного,        интеллектуального        и        социального        развития        ребёнка;        развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  - Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

  - Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

  - Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

2 Пояснительная записка

Настоящая дополнительная программа  по раннему обучению детей от 3 до 7 лет азам шахматной игры   «Юный шахматист»   (далее Программа) имеет социально-педагогическую направленность, разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённому приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155, зарегистрированному в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер №30384.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.

         Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы будет осуществляться в форме групповых занятий в свободное от реализации основной образовательной программы время.

Срок реализации программы 3 года.

Количество занятий – 2 раза в неделю

Продолжительность:

- средняя группа (от 4 до 5 лет) -20 минут

- старшая группа (от 5 до 6 лет) - 25 минут

- подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 25-30 минут

Общее количество занятий в год – 64

3 Актуальность программы

Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми людьми, легко и непринужденно входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, логического мышления, развития познавательных функций.

           ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии  пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент  непременно соседствует с игровой оболочкой.

           Новые образовательные программы и технологии для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике получается более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Но, в настоящее время прослеживается тенденция уменьшения дополнительного образования для способных и одаренных детей, тем самым невостребованными остаются быстро приобретаемые в процессе современной жизни способности малышей.

Программа  по раннему обучению дошкольников 3-7 лет азам шахматной игры «Юный шахматист» - решает проблему невостребованности возросших умственных способностей малышей и дает возможность получения элитного, т.е. максимально качественного образования на дошкольной ступени.

Цель программы - раннее обучение азам шахматной игры.

Задачи:

- Развивать интеллектуальные и личностные качества детей;

- Содействовать полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- Создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества;

- Организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной социокультурной среде;

- Обучить дошкольников элементарной шахматной игре;

- Развивать стремление к познанию. 

4 Описание программы

            Программа «Юный шахматист» разработана на основе ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. Мозаика- Синтез, 2014 г.

           В программе использовались материалы следующих авторов, как: Сухин И.Г. «Шахматы первый год, или Учусь и учу» пособие для учителя, Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», Костенюк Н.П., Костенюк А.К. «Как научить шахматам». Игры и упражнения по шахматам, которые предлагают авторы данных методик, реализуются на занятиях, в свободное от занятий время и в работе с родителями и построена на поэтапном введении в свободную детскую деятельность тематических образовательных ситуаций:

1 этап – презентация;

2 этап – совместная деятельность взрослого и ребенка;

3 этап – самостоятельная деятельность детей.

            Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта обучения игре в шахматы и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

          Сам курс максимально простой и учитывает возрастные особенности детей: в неделю вводится не более одного нового понятия.

Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы, осуществляемая в ходе режимных моментов строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

- различать называть шахматные фигуры;

- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

- иметь представление об элементарных правилах игры;

- играть малым числом фигур;

- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

- владеть основными шахматными терминами;

- правильно применять элементарные правила игры;

- иметь представление о некоторых тактических приемах.

Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий:

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

- создание детских объединений внутри коллектива – групп консультирования, имеющих более высокий разряд над младшими;

         - связь с общественными организациями.

Условия для реализации программы:

Оборудование, материалы.

Для кружка необходимы:

- столы и стулья.

- комплекты шахмат и досок;

- шахматные часы

5 Календарно-тематическое планирование 1 год обучения 4-5 лет

№ занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы, рекомендации

Октябрь

1-4

Шахматные фигуры

Познакомить        детей с шахматным королевством.

Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать      детей через увлекательные и достоверные факты.

Чтение сказки «Карандаш рисует шахматные фигуры».

Беседа по содержанию сказки.

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная:

Чтение повести Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

(ПРИЛОЖЕНИЕ        1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 12):

Игры-задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 13): для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный     колобок»,        «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Пирамида», «Прятки»,  «Догонялки»,      «Школа»,        «Полна горница». Для проведения групповых занятий игры -задания: «Кто быстрее?», «На стуле», «Над головой»,  «Ряд»,        «Белые        и     черные»,«Что общего?», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка».

5-8

Шахматная доска

Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Учить пользоваться линейкой и карандашом,

ориентироваться на тетрадном листе.

Чтение рассказов «Удивительные клетки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 16), «Шахматная беседка», «Линии» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 7, стр. 11). Для закрепления пройденного материала детям предлагают следующие занятия: из кубиков двух цветов выложить фрагмент шахматной доски, обращая внимание на чередование светлых и темных кубиков; вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел  клетки, расположенные в шахматном порядке; раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная      доска      (коричневым     и      желтым карандашом или только черным); правильно положить шахматную доску между вами или между куклами;

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ        1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 13).

Ноябрь

9-10

Шахматная доска Проспекты, улицы, переулки шахматной доски

Продолжить        знакомить детей с   шахматным королевством. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между     партнерами,     введение понятия          «горизонталь», «вертикаль»

Игры-задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 13): для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный     колобок»,        «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадай-ка»

11-14

Шахматная доска

Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.

Чтение рассказа «Диагональ», (ПРИЛОЖЕНИЕ 2

И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 15). В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 13).

15-17

Шахматные фигуры

Познакомится с шахматными фигурами,

с терминами белые и черные

Чтение рассказа        «Чудесные        фигуры», (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 20).

В течение недели с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 26): «Кубик», «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Запретная фигура», «Поиграем - угадаем», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Шахматный теремок»,        «Шахматная        репка»,        «Шахматный колобок», «Белые и черные».

Декабрь

18-19

Шахматные фигуры

Продолжать знакомить с шахматными фигурами, с терминами белые и черные

В течение недели с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 26): «Школа», «Цвет», «Пирамида», «Догонялки». «Прятки», «Над головой», «На стуле», «Убери такую же», «Полна горница».

20-22

Начальное положение

Познакомить ребенка о количестве боевых единиц, участвующих в шахматном сражении, научить расставлять на шахматной доске начальное положение (начальную позицию). Дать представление о первой и второй горизонтали. Выучить правило: «Ферзь любит свой цвет».

Чтение рассказа «Ворота Кассии» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 32).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 32): «Мешочек», «Да и нет», «Мяч», «Многофигурный кубик», «Шахматные классики».

Вылепить из пластилина все шахматные фигуры и правильно расставить их в начальном положении; нарисовать в тетради в клеточку шахматную доску с фигурами, готовыми к сражению; выложить из кубиков с рисунком шахматных фигур начальное положение (или заполнить первую и вторую горизонтали).

23-26

Белая ладья

Формировать представлений о шахматной фигуре «Ладья»

Чтение        рассказа        «Белая        ладья» (ПРИЛОЖЕНИЕ     1        И.     Сухин        «Волшебные фигуры» стр. 18).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. продолжать играть с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ        1        И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 21): «На одну клетку»; «Через клетку»; «Через две клетки»; «Большой прыжок»; «Поворот»; «Задача направления»; «Туда-сюда»; «Длинный ход»; «По всем углам»; «На одну клетку»,        «Поворот»,     «Задача     направления», «Туда- сюда», «По всем углам»

Январь

27-30

Черная ладья

Закрепить представления о шахматной фигуре «Ладья», отработка практических навыков

Чтение сказки «Бить или не бить». Беседа по содержанию сказки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 22):

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная: (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 25); чтение рассказа «Я - ладья» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 33), выполнение        заданий     «Загадки     из тетрадки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 37)

31-32

Слон

Познакомить с шахматной фигурой «Слон», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.

Чтение рассказа «Совсем этот слон на слона не похож» (ПРИЛОЖЕНИЕ        2 И. Сухин «Удивительные приключения     в     Шахматной стране» стр. 47).

В течение недели с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 51), продолжать играть в дидактические игры.

Февраль

33-36

Слон

Продолжить        знакомить детей с шахматной фигурой – слон. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность,       быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Чтение        рассказа        «Белый        слон» (ПРИЛОЖЕНИЕ     1        И.     Сухин        «Волшебные фигуры» стр. 30).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная, играть        с        детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ        1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 31): выкладывать с детьми из кубиков        косую дорожку - диагональ; раскрашивать        в     клетчатой     тетради        черную диагональ из двух, трех, четырех клеток; «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой       прыжок»,        «Поворот»,       «Задача направления», «Туда- сюда», «Длинный ход».

37-40

Слон

Продолжить        знакомить детей с шахматной фигурой – слон. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность,       быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Чтение рассказа «Слон против слона» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 33).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная, играть с детьми в дидактические игры

Март

41-44

Ладья против слона

Отрабатывать практические навыки игры ладьей; учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает. Развивать внимание, логическое                  мышление, смекалку, мелкую моторику

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная, по отработки навыков игры с разных позиций «Слон против ладьи» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 39).

45-46

Ферзь

Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура»

Чтение        рассказа        «В        гостях        у        ферзя» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 61). В течение недели с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 63), продолжать играть в дидактические игры.

47-50

Ферзь

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Показать      позиции фигуры, различные ходы. Развивать                воображение, сообразительность,       быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Чтение рассказа «Белый ферзь», «Черный ферзь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 46; 48).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная, играть        с детьми в дидактические игры (ПРИЛОЖЕНИЕ        1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 47): «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления», «Туда-сюда», «Длинный ход», «Прямо и наискосок». Выполнение              практических заданий (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И.  Сухин «Волшебные фигуры» стр. 49)

Апрель

51-54

Ферзь против ладьи и слона

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Показать        позиции фигуры,     различные        ходы. Развивать                воображение, сообразительность,       быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Чтение рассказа «Ферзь против ладьи и слона» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 52).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 56)

55-58

Король

Познакомить с шахматной фигурой «Король», местом коня в начальном положении, ходами короля, взятием.

Чтение рассказа «Белый        король» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1        И.     Сухин «Волшебные фигуры» стр. 60).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 61) и играть дидактические игры «Поворот»,        «Задача направления», «Туда-сюда», «По всем углам», «Прямо и наискосок».

Май

59-62

Король

Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Король» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.

Активизировать словарь.

Чтение рассказа        «Куда идет король» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 101).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 105), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания.

63-64

Повторение

Повторение раннее изученного

Выполнение практических заданий, дидактические игры.

6 Календарно-тематическое планирование 2 год обучения 5-6 лет

№ занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы, рекомендации

Октябрь

1-4

Повторение

Повторение раннее изученного

Выполнение практических заданий, дидактические игры.

5-8

Пешка

Познакомить с местом пешки в начальном положении, основными понятиями.

Чтение рассказа «Белая пешка», «Превращение пешки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 68).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 69) и играть дидактические игры: «Чемпион», «Кто первый?», «На второй и третьей». «Весь отряд — восемь в ряд».

Ноябрь

9-10

Пешка

Продолжать        знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Чтение рассказа        «Игра        продолжается» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 77).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 78)

11-14

Пешка

Продолжать        знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать        детей      в        ходе решения занимательных задач к элементарной             творческой деятельности.               Поощрять стремление высказывать свое .мнение.

Чтение рассказа «Детский сад «Чудесная пешка»        (ПРИЛОЖЕНИЕ        2        И.        Сухин «Удивительные        приключения     в     Шахматной стране» стр. 87).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 89), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания.

15-17

Ферзь, король, ладья и слон против пешки

Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость,                                сообразительность речь.

Чтение рассказа        «Игра        продолжается» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин     «Волшебные фигуры» стр. 82).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 84)

Декабрь

18-19

Конь

Познакомить с местом коня в начальном положении, основными понятиями.

Чтение рассказа «Белый конь», «Конь против коня» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 92, 95).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 93, 97)

20-22

Конь

Продолжать        знакомить детей с конем. Отрабатывать умение «сражаться     конями». Приобщать детей      в        ходе решения занимательных задач к элементарной             творческой деятельности.               Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Чтение рассказа «Белый конь, черный конь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 73).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 77), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания.

23-26

Ферзь, ладья и слон против коня

Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач.

Чтение рассказа «Ферзь, ладья и слон против коня» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 102).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 104)

Январь

27-30

Король и пешка против коня

Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач.

Чтение рассказа «Король и пешка против коня» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 112).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 113)

31-32

Шах

Формировать представление о позиции «шах». Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Чтение рассказа «Шах», «Ставим шах» (ПРИЛОЖЕНИЕ        1        И.        Сухин        «Волшебные фигуры» стр. 121, 125).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 122, 127)

Февраль

33-36

Шах

Закрепить представления детей о позиции «шах», развивать логического мышления умения доказывать правильность                 решения, опровергать          неправильные, сообразительность,       быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.

Чтение рассказа «Не иди король под шах», «Защита от шаха» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 128,131).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 130, 132)

37-40

Шах

Закрепить представления детей о позиции «шах», развивать            логического мышления умения доказывать правильность                 решения, опровергать          неправильные, сообразительность,       быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.

Чтение        рассказа        «Умный        шах» (ПРИЛОЖЕНИЕ     1        И.     Сухин        «Волшебные фигуры» стр. 133).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 135)

Март

41-44

Шах

Закрепить представления детей о позиции «шах», развивать  логического мышления умения доказывать правильность                 решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.

Чтение рассказа «Ковер-самолет» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 115).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 125), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания.

45-46

Мат

Формировать представления о том, что мат – цель игры упражнение       в определении шахматных ситуаций.

Чтение рассказа «Мат» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 136).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 138)

47-50

Конь, пешка и король дают мат

в один ход

Закрепить представления детей о позиции «мат». Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность.

Чтение рассказа «Мат» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 145).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 147)

Апрель

51-54

Мат и пат

Формировать представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата.

Чтение        рассказа        «Мат        и        пат» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 126).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 131), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания.

55-58

Помогите Юре решить трудные задачки

Закреплять знания детей, полученные на        предыдущих занятиях.                  Воспитывать усидчивость,       внимательность точно                      рассчитывать, правильные ходы.

Чтение рассказа «Помогите Юре решить трудные задачки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 139).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 150), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания.

Май

59-62

Начальное положение

Отрабатывать практические навыки.

Чтение рассказа «Начальное положение» (ПРИЛОЖЕНИЕ        1        И.        Сухин        «Волшебные фигуры» стр. 155).

В течение двух недель с детьми выполнять практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 И. Сухин «Волшебные фигуры» стр. 157)

63-64

Повторение

Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. Отрабатывать практические навыки.

Практические навыки

7 Календарно-тематическое планирование 3 год обучения 6-7 лет

№ занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы, рекомендации

Октябрь

1-4

Повторение

Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта.

Практические навыки.

5-8

Провести турнир на лучшего игрока

Закрепить знания почему слонов надо быстрее выводить в центр. Развивать сообразительность, находчивость.

Практические навыки.

Ноябрь

9-10

Тренировочная шахматная партия

Игра всеми фигурами. Овладение   элементарными основам шахматной игры. Воспитание морально - волевых качеств ребят.

Практические навыки.

11-14

До свидания шахматная страна

Закрепление полученных знаний

Чтение рассказа «До свидания шахматная страна» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в     Шахматной стране» стр. 150).

В течение двух недель с детьми ведется работа, как групповая, так и индивидуальная. Выполнение заданий «Загадки из тетрадки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 И. Сухин «Удивительные приключения в Шахматной стране» стр. 166), продолжать играть в дидактические игры и выполнять практические задания.

15-17

Практические навыки: лучший ход белых

Закреплять элементарные основы шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Практические навыки

Декабрь

18-19

Практические навыки: лучший ход чёрных

Закрепить элементарные основы шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Практические навыки

20-22

Шахматная партия

Дать        общие представления и рекомендации о принципах      разыгрывания дебюта.       Игра всеми из начального положения.

Игра всеми фигурами        из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

23-26

Шахматная партия

Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Январь

27-30

Шахматная партия

Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

31-32

Шахматная партия

Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Февраль

33-36

Первые ходы

Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле.

Игры в парах.

37-40

«Конкурс» с участием детей и взрослых»

Закреплять знания игры в шахматы.

Соревнование.

Март

41-44

Практические навыки

Закреплять элементарные основы шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Практические навыки

45-46

Практические навыки

Закреплять элементарные основы шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Практические навыки

47-50

Практические навыки

Закреплять элементарные основы шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Практические навыки

Апрель

51-54

Шахматный праздник

Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление. Внимание умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов.

Практические навыки

55-58

Шахматный праздник

Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление. Внимание умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов.

Практические навыки

Май

59-62

Шахматная партия

Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

63-64

Шахматная партия

Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

8 Методика обследования уровня развития умений и навыков детей

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

Ф.И. ребёнка

знать

уметь

Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль

Название шахматных фигур и их отличия

Правила хода, взятие каждой фигуры

Ориентировка на шахматной доске

 Играть каждой фигурой

 Правильно

располагагь доску

Правильно располагать фигуры

Умение перемещать фигуры

Решать простые шахматные задачи

Требования к уровню подготовки воспитанников

Должны знать:

         - Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

        - Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;         - Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

        - Ориентироваться на шахматной доске;

        - Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

        - Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

        - Правильно располагать фигуры перед игрой;

        - Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

        - Решать простые шахматные задачи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры.

Список используемой литературы:

1.        Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 2018;

2.        Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 2020; 3.        

3.   Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 2015;

4.        Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2019;

5.        Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2019;

6.        Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2015;

7.        Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2019;

8.        Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2016;

9.        Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 2017;

10.        Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 2021;

11.        Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2021;

12.        Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2020;

13.        Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 2018;

14.        Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 2019;

15.        Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2018;

16.        Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика, 2021

Интернет-ресурсы

1.        Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;

2.        Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;

3.        Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/eboo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год

Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

         Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...