Отчет по теме самообразования «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры» воспитателя Остапкевич О. Ф.2020 - 2021 учебный год.
учебно-методический материал

Остапкевич Ольга Федоровна

Отчет по теме самообразования "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovanie_ostapkevich_o.f.docx326.93 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры» воспитателя Остапкевич О. Ф.2020 - 2021 учебный год.

Цель: формирование у детей значимости нравственных ценностей через игры с учетом ГОС дошкольного образования.

  Задачи:

изучить и проанализировать научную литературу по проблеме нравственного воспитания и ролевых игр дошкольников;

• охарактеризовать значение и сущность игры в дошкольном возрасте;

• выявить значимое социальное окружение в нравственном воспитании дошкольника;

• рассмотреть педагогические условия эффективного использования ролевой игры в процессе нравственного воспитания детей.

• формировать представление дошкольников о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

• развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами: Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.

К.Д. Ушинский писал: учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования.  

Подобрав и проанализировав методическую литературу по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности, я разработала перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также план взаимодействия с родителями воспитанников. Составлялись картотеки игр, бесед, консультации и рекомендации для родителей воспитанников.

Изучение методической литературы:

Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме  сбор информации, материала для реализации идеи;

  • Майданкина Н.Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.

  Планирование игровой деятельности. «Управление ДОУ, №2, 2013.

  Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.  Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

  Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

  Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

  Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015

Поиск материалов в Интернете.

Сайты для воспитателей детских садов:

http://www. maam. Ru

http://vospitatel.com.ua/ 

www. Дошколёнок.ру

Социальная сеть работников
образования nsportal.ru

Электронные версии журналов:

- журнал «Дошкольное образование» http://dob.1september.ru/

журнал Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru/;

журнал Детский сад: теория и практика http://www.editionpress.ru

журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/homepages.php

Российское педагогическое издание «Вестник просвещения»

vestnikprosveshheniya.ru

Конференция zoom для родителей на тему: «Использование интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Участие в семинарах, курсах, вебинарах.

Мастер – класс на тему: «Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя  с детьми в игре старшего возраста».

Способы практического применения теоретического материала.

  • формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
  • учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
  • познакомить с правилами культуры поведения;
  • воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
  • научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
  • Увеличить количества родителей -  участников совместных мероприятиях, в конкурсах.

Ближайшие перспективы

  • Целенаправленное оказание консультативной и практической помощи родителям детей посещающих ДОУ
  • достижение единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников.

Основные приоритеты программы:

  • Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста
  •  Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями и понимание нужд и интересов ребенка
  • Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников
  • Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей
  • Установление партнерских взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Основными формами работы стали:  тематические беседы, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры, чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок. Особый интерес вызывали развивающие, интерактивные игры.

В течение года с детьми проведены беседы на темы: «Что такое труд?», «Продукты труда», «Все профессии важны», «Профессии моих родителей», «Беседы о рекламе», «Дом, в котором «живут» и др.

Дидактические игры: Нравственно-этические беседы. Игры по нравственному воспитанию дошкольников.

 «Волшебный шар», «Розовые очки», «Кому что нужно?», «Мы вежливые дети»,

 «Ласковое имя»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Кафе», «Ярмарка цветов».

Также проведены викторины: «В мире профессий»,.

Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы. В своей работе я использовала интерактивные игры. Играя в игры, дети с интересом получали новые знания.

Работа с родителями.

Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка», «Как воспитать доброго ребенка»

Выявление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями. Смотр среди родителей «Делай добро птицам»  Анкетирование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». Оформление выставки «Дидактические игры для детей»; приобщение родителей к организации игр,  в семье и в детском саду.  Папки-передвижки: «Социально-коммуникативное развитие ребенка в ДОУ и семьи»;  «Игровая терапия дома».

Выводы по теме.

В результате моей работе можно сделать вывод:  с дошкольниками достигнуты следующие результаты:

  • дети договариваются, приходят к согласию;
  • у детей развито речевое взаимодействие;
  • сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;        
  • у детей нет чувства страха за ошибку.

Я стараюсь поддерживать дружеские связи детей, не мешаю проявлять самостоятельность, создаю условия для общения детей друг с другом.

Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;

Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;

Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми; напомнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;

Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;

Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;

Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;

Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.

 Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, нравственное воспитание  играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста.

Результаты профессиональной деятельности:

                     Всероссийский конкурс

1.

Сертификат Всероссийского вебинара на тему: «Новые подходы к обучению чтению детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр»

C:\Users\08A4~1\AppData\Local\Temp\16152759716082058752282.png

03.03.21г.

2.

Сертификат Всероссийского вебинара на тему: «Формирование собственной базы и дидактических пособий с помощью специальных компьютерных программ: «Конструктор картинок», «Генератор логических задач»

F:\мои сертификаты\сертификар вебинара.jpeg

31.03.21г.

3.

Сертификат Всероссийского вебинара на тему: «Конструктор рабочих программ для воспитателей и специалистов работающих с детьми дошкольного возраста»

F:\мои сертификаты\сертификат.png

24.02.21г

4.

Прослушала вебинар на тему: «Как быть востребованным педагогом, обучая детей чтению»

F:\мои сертификаты\сертификат 1.jpeg

Март 2021г.

                                                     Международный конкурс

5.

Опубликовала в Международном сетевом издании «Солнечный свет» статью: «Социально – коммуникативное развитие в режимных моментах»

F:\мои сертификаты\социально коммуникативное развитие в режимных моментах.jpg

01.03.21г.

6.

Опубликовала в Международном сетевом издании «Солнечный свет» статью: «Формирование социокультурной образовательной среды в группе»

F:\мои сертификаты\формирование социокультурной образовательной среды в группе.jpg

24.02.21г.

7.

Видеозапись в контакте

https://nsportal.ru/user/736256/video

Участие детей в ДОУ

8.

Копил В. Победитель в номинации «За артистизм» в конкурсе чтецов «Хочу все знать»

Грамота

Пр.10.03.21г.№102

9.

Михаличенко Дарья победитель в номинации «За искренность исполнения» в конкурсе чтецов «Хочу все знать»

Грамота

Пр.10.03.21г.№102

10.

Мокичева Варя победитель в номинации «За самое лирическое исполнение» в конкурсе чтецов «Хочу все знать»

Грамота

Пр.10.03.21г.№102

11.

Лагуточкин Саша  2 место в конкурсе чтецов «Хочу все знать»

Грамота

Пр.10.03.21г.№102

                                                Всероссийский  конкурс

12.

Всероссийский  творческий конкурс «Мир заповедной природы Летягин Глеб  3 место в номинации «Заповедные дни»

 C:\Users\Олег\Desktop\Диплом.jpg

2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме по самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Доклад отражает этапы работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию.«Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка....

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 6л. и до окончания образовательных отношений на 2020-2021 учебный год

Дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ...

Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год

Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет «Б» на 2020 – 2021 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет «Б» на 2020 – 2021...

Отчет по теме самообразования «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через истоки русской народной культуры».

Уважаемые коллеги! Я хотела бы поделится опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе» на 2023-2024 уч.год

План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе»...