План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Татьяна Федоровна Чиндяйкина

План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» на 2019-2022 уч.гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_chindyaykina_t.f.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                

Зам зав. по УВР

_________ О.В. Гаврущенко

«02» сентября 2019г.

Утверждено:

Заведующий МАДОУ МО г. Нягань

 «Детский сад №10 «Дубравушка»

___________ И.А. Коломейцева

«02» сентября 2019г.

План

по самообразованию воспитателя

Чиндяйкиной Татьяны Федоровны

«Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

2019-2022 учебный год

Нягань 2019г.

Тема: Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей в вопросе развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Задачи:

• Развитие связной монологической и диалогической речи.

• Обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развитие у детейпсихических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Актуальность темы

  Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры - драматизации, инсценировки, кукольные представления. Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.            Театрализованная игра раскрепощает ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, так как принимая на себя роль ребенок говорит от имени персонажа или куклы.

   Так же театральная деятельность - это эффективный способ развития у ребенка личностных качеств и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

   Развитие творческих способностей у детей является очень важным направлением развития, чему так же способствует театрально - игровая деятельность. Развитие творческих способностей ведется по трем направлениям:

1. Словесное творчество (сочинение собственных сказок, рассказов)

2. Исполнение роли (выразительность речи и движений).

3. Изобразительное (изготовление масок, атрибутов).

   Театрализованная деятельность с детьми осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

п/п

Срок выполнения

Содержание работы Основные вопросы

Способы оформления материала для использования в практике

1

На год

 1.Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями.

2. Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

3. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:

- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»);

- дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);

- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»).

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Составления картотеки дидактических игр. Оформление театрализованного уголка

2

Работа с педагогами.

«Развитие речи дошкольников посредством устного народного творчества»

Консультации для педагогов.

 

1 квартал

3

Сентябрь

   Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете.

   Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

 Изучение литературы.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

 Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.-сост.: Леонтьева М.С. – Саранск 2014. – 58 с.

4

Октябрь

1.Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

2.Чтение, беседы по рассказам, пересказ:

- «Осень» И. Соколов-Микитов.

- «Лес осенью» И. Соколов-Микитов.

- «В лесу» И. Соколов-Микитов.

- «Грибы» И. Соколов-Микитов.

 3.Чтение и заучивание стихотворений:

- И. Бунин «Листопад» (отрывок).

- С. Городецкий «Первый снег».

4. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- В. Сутеев «Мешок яблок».

- «Война грибов».

- «Вершки и корешки».

5.Драматизация сказки «Под грибком»

Формирование словарного запаса детей в процессе изучения окружающей действительности

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

5

Ноябрь

 1. Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»;

- сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»);

2. Беседы:

- «Что я знаю о себе»;

3. Знакомство с пословицами и поговорками о труде:

- Земелька черная, а белый хлеб родит.

- Торопливый дважды одно дело делает.

- Без труда нет плода.

- Муравей не велик, а горы копает.

- Больше дела - меньше слов.

- Всякая работа мастера хвалит.

- Глазам страшно, а руки сделают.

- Баловством хлеба не добудешь.

4. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях (например):

Слёзо-носо-вытиратель

В группе вашей

(Воспитатель.)

Наших душ, ума строитель –

Мудрый школьный наш ...

(Учитель.)

5. Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Осень».

- «Осень в лесу».

- «По грибы».

6.Составление рассказов по сюжетным картинкам

- «Огород».

- «Мальчик и щенок».

- «Еж и яблоки».

Разработка рекомендаций.

Изучение методик проведения дидактических игр и упражнений на формирование словаря

2 квартал

6

Декабрь

   1. Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

-Что летом родится, то зимой пригодится.

- Без шубы и валенок - и зима без конца.

-Мороз не велик, да стоять не велит.

-Хороший снежок урожай сбережет.

-Мороз ленивого за нос хватает.

-Солнце на лето, зима на мороз.

3. Разгадывание загадок о животных и птицах

4. Чтение и беседы по рассказам:

- «Четыре желания» К. Ушинский.

- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

5 . Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Зима».

- «Зимние забавы».

6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:

- «Катание на лыжах».

- «Зимние забавы».

7. Чтение и заучивание стихотворений:

- С. Есенин «Поет зима – аукает».

- С. Есенин «Пороша».

- С. Есенин «Береза».

8. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- «Зимовье зверей».

- «Снегурочка».

- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

 9.Драматизация сказки «Маша и медведь»

Наличие материала. Оформление:

- театрального уголок с разнообразными видами театров.

-театральные игры:

* «Из какой сказки этот герой?»

* «Угадай настроение»

* «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»

7

Январь

  1. Театрализованная деятельность:

- Настольный театр «Зимовье зверей».

- «Театр теней». Драматизация

2. Папка передвижка:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Связная речь».

Анализ влияния различных игр и упражнений на речь детей. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая и практическая помощь в воспитании детей.

8

Февраль

Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Сложи слово», «Сочини сказку», «Азбука», «Букварик»;

- сюжетные картинки («Веса», «Птицы прилетели»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Рсческа», «Комарик», «Блинчики», «Лягушка».

3. Знакомство с пословицами и поговорками о весне:

- Весной трех погожих дней подряд не бывает.

- Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Весенний дождь лишним не бывает.

- Весною сутки мочит, а час сушит.

- Весною сверху печет, а снизу морозит.

- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

- Матушка весна всем красна.

- Пришел марток— надевай семеро порток.

  • - Сколько проталинок, столько жаворонков.
  • - Увидел грача — весну встречай.
  • - Хороший год по весне видно.
  • - Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

 

4. Знакомство с потешкой «Кем я буду?», считалкой:

Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!

5. Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Весна».

- «Птицы прилетели».

6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:

- «Рыболовы».

- «Маша и цыплята».

- «Спасение птенцов».

7. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:

- «Играющие собаки» К. Ушинский.

- «Сыновья» В. Осеева.

- «Помощница» Е. Пермяк.

- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

- «Торопливый нож» Е. Пермяк.

8. Чтение и заучивание стихотворений:

- Ф. Тютчев «Зима не даром злится».

- Э. Успенский «Если был бы я мальчишкой».

9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- «Журавль и цапля».

- Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

- «Петушок и бобовое зёрнышко».

- «Пряничный домик».

Картотека речевых игр и упражнений.

Формирование словаря детей с применением словесных дидактических игр. Привлечь родителей к проблеме развития связной речи детей.

   Повышение педагогической культуры.

   Активизация родителей к проведению совместных творческих работ.

3 квартал

9

Март

  Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми.

  Использование хороводных игр.

Консультации.

Изучение литературы.

Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», Мозаика – Синтез.

10

Апрель

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Драматизация сказок

«Маша и медведь» «Гуси лебеди»

«Айго»

11

Май

1.Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей. Показ сказки «Пес и лиса» детям средней группы.

2.Путешествие по сказкам

3.Чтение русских народных сказок

4.Вечер загадок и отгадок.

Картотека речевых игр и упражнений.

Расширение и обогащение речевого опыта детей с помощью сказок и театрализованной игры.

Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи.

   Продолжать развивать у родителей желание участвовать в жизни группы.    

Объединение усилий педагогов и родителей в организации летнего отдыха детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

В презентации подробно представлено  использование  интерактивных технологий  как средства развития  связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....

Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема:  "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....

Тема: «Сюжетные картины как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Анализ научной литературы по проблеме обучения дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема за­нимает видное место в исследованиях.Изучение развития связной речи по...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого развития ребенка. Развитие связной речи детей в детском саду является актуа...