План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал
План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» на 2019-2022 уч.гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Зам зав. по УВР _________ О.В. Гаврущенко «02» сентября 2019г. | Утверждено: Заведующий МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» ___________ И.А. Коломейцева «02» сентября 2019г. |
План
по самообразованию воспитателя
Чиндяйкиной Татьяны Федоровны
«Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
2019-2022 учебный год
Нягань 2019г.
Тема: Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей в вопросе развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Задачи:
• Развитие связной монологической и диалогической речи.
• Обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развитие у детейпсихических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
Актуальность темы
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры - драматизации, инсценировки, кукольные представления. Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства. Театрализованная игра раскрепощает ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, так как принимая на себя роль ребенок говорит от имени персонажа или куклы.
Так же театральная деятельность - это эффективный способ развития у ребенка личностных качеств и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.
Развитие творческих способностей у детей является очень важным направлением развития, чему так же способствует театрально - игровая деятельность. Развитие творческих способностей ведется по трем направлениям:
1. Словесное творчество (сочинение собственных сказок, рассказов)
2. Исполнение роли (выразительность речи и движений).
3. Изобразительное (изготовление масок, атрибутов).
Театрализованная деятельность с детьми осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.
№ п/п | Срок выполнения | Содержание работы Основные вопросы | Способы оформления материала для использования в практике |
1 | На год | 1.Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями. 2. Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений. 3. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести: - дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»); - дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»); - сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»); - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»). | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Составления картотеки дидактических игр. Оформление театрализованного уголка |
2 | Работа с педагогами. | «Развитие речи дошкольников посредством устного народного творчества» | Консультации для педагогов. |
| 1 квартал | ||
3 | Сентябрь | Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете. Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. Изучение литературы. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.-сост.: Леонтьева М.С. – Саранск 2014. – 58 с. |
4 | Октябрь | 1.Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. 2.Чтение, беседы по рассказам, пересказ: - «Осень» И. Соколов-Микитов. - «Лес осенью» И. Соколов-Микитов. - «В лесу» И. Соколов-Микитов. - «Грибы» И. Соколов-Микитов. 3.Чтение и заучивание стихотворений: - И. Бунин «Листопад» (отрывок). - С. Городецкий «Первый снег». 4. Чтение и обсуждение, пересказ сказок: - В. Сутеев «Мешок яблок». - «Война грибов». - «Вершки и корешки». 5.Драматизация сказки «Под грибком» | Формирование словарного запаса детей в процессе изучения окружающей действительности Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала |
5 | Ноябрь | 1. Внести в речевую зону: - дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»; - сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».); - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»); 2. Беседы: - «Что я знаю о себе»; 3. Знакомство с пословицами и поговорками о труде: - Земелька черная, а белый хлеб родит. - Торопливый дважды одно дело делает. - Без труда нет плода. - Муравей не велик, а горы копает. - Больше дела - меньше слов. - Всякая работа мастера хвалит. - Глазам страшно, а руки сделают. - Баловством хлеба не добудешь. 4. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях (например): Слёзо-носо-вытиратель В группе вашей (Воспитатель.) Наших душ, ума строитель – Мудрый школьный наш ... (Учитель.) 5. Составление рассказов по сюжетным картинкам: - «Осень». - «Осень в лесу». - «По грибы». 6.Составление рассказов по сюжетным картинкам - «Огород». - «Мальчик и щенок». - «Еж и яблоки». | Разработка рекомендаций. Изучение методик проведения дидактических игр и упражнений на формирование словаря |
2 квартал | |||
6 | Декабрь | 1. Внести в речевую зону: - дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»; - сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»); - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»); - оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»; - в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.); 2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме: - Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. -Что летом родится, то зимой пригодится. - Без шубы и валенок - и зима без конца. -Мороз не велик, да стоять не велит. -Хороший снежок урожай сбережет. -Мороз ленивого за нос хватает. -Солнце на лето, зима на мороз. 3. Разгадывание загадок о животных и птицах 4. Чтение и беседы по рассказам: - «Четыре желания» К. Ушинский. - «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк. - «Для чего руки нужны» Е. Пермяк. - «Как Маша стала большой» Е. Пермяк. 5 . Составление рассказов по сюжетным картинкам: - «Зима». - «Зимние забавы». 6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий: - «Катание на лыжах». - «Зимние забавы». 7. Чтение и заучивание стихотворений: - С. Есенин «Поет зима – аукает». - С. Есенин «Пороша». - С. Есенин «Береза». 8. Чтение и обсуждение, пересказ сказок: - «Зимовье зверей». - «Снегурочка». - В. Сутеев «Новогодняя ёлка». 9.Драматизация сказки «Маша и медведь» | Наличие материала. Оформление: - театрального уголок с разнообразными видами театров. -театральные игры: * «Из какой сказки этот герой?» * «Угадай настроение» * «Для какой сказки подходят эти атрибуты?» |
7 | Январь | 1. Театрализованная деятельность: - Настольный театр «Зимовье зверей». - «Театр теней». Драматизация 2. Папка передвижка: - «Развитие речевого дыхания». - «Связная речь». | Анализ влияния различных игр и упражнений на речь детей. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая и практическая помощь в воспитании детей. |
8 | Февраль | Внести в речевую зону: - дидактические игры: «Сложи слово», «Сочини сказку», «Азбука», «Букварик»; - сюжетные картинки («Веса», «Птицы прилетели»); - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»); - оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»; - в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк. - картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Рсческа», «Комарик», «Блинчики», «Лягушка». 3. Знакомство с пословицами и поговорками о весне: - Весной трех погожих дней подряд не бывает. - Весна красна цветами, а осень пирогами. - Весенний дождь лишним не бывает. - Весною сутки мочит, а час сушит. - Весною сверху печет, а снизу морозит. - Кто весною потрудится, тот осенью повеселится. - Матушка весна всем красна. - Пришел марток— надевай семеро порток.
4. Знакомство с потешкой «Кем я буду?», считалкой: Над горою солнце встало 5. Составление рассказов по сюжетным картинкам: - «Весна». - «Птицы прилетели». 6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий: - «Рыболовы». - «Маша и цыплята». - «Спасение птенцов». 7. Чтение и беседы по рассказам, пересказ: - «Играющие собаки» К. Ушинский. - «Сыновья» В. Осеева. - «Помощница» Е. Пермяк. - «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк. - «Торопливый нож» Е. Пермяк. 8. Чтение и заучивание стихотворений: - Ф. Тютчев «Зима не даром злится». - Э. Успенский «Если был бы я мальчишкой». 9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок: - «Журавль и цапля». - Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». - «Петушок и бобовое зёрнышко». - «Пряничный домик». | Картотека речевых игр и упражнений. Формирование словаря детей с применением словесных дидактических игр. Привлечь родителей к проблеме развития связной речи детей. Повышение педагогической культуры. Активизация родителей к проведению совместных творческих работ. |
3 квартал | |||
9 | Март | Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми. Использование хороводных игр. | Консультации. Изучение литературы. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», Мозаика – Синтез. |
10 | Апрель | ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ | Драматизация сказок «Маша и медведь» «Гуси лебеди» «Айго» |
11 | Май | 1.Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей. Показ сказки «Пес и лиса» детям средней группы. 2.Путешествие по сказкам 3.Чтение русских народных сказок 4.Вечер загадок и отгадок. | Картотека речевых игр и упражнений. Расширение и обогащение речевого опыта детей с помощью сказок и театрализованной игры. Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи. Продолжать развивать у родителей желание участвовать в жизни группы. Объединение усилий педагогов и родителей в организации летнего отдыха детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492197-1412517149.jpg)
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492197-1412517149.jpg)
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/05/picture-922532-1494016262.jpg)
Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
В презентации подробно представлено использование интерактивных технологий как средства развития связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726502-1450286352.jpg)
Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема: "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/23/picture-1061200-1537724392.jpg)
Тема: «Сюжетные картины как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Анализ научной литературы по проблеме обучения дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема занимает видное место в исследованиях.Изучение развития связной речи по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-322820-1386422139.jpg)
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...