Детские провакации. Что делать?
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Малюточкина Любовь Дмитриевна

Что делать с детскими провакациями? Полезные рекоменации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie-provokatsii.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Детские провокации: что делать

Провокация — один из вариантов манипулятивного поведения. Провокационное поведение характерно для детей в период нормативных возрастных кризисов (в год, три года, семь лет), а также для каждого нормально развивающегося подростка.

Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, провоцируют сиблингов и самых близких взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты.

Провокация — это «щуп» для определения того, кто находится перед вами. Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым, поэтому последний совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте.

Как диагностировать провокационное поведение

Провокационное поведение педагог-психолог диагностирует в ходе консультативной беседы и наблюдения. Валидные методики, которые позволяли бы отнести действие к провокации, отсутствуют.

Критерии, по которым поведение ребенка можно отнести к разряду провокационного:

  • совершается в социуме — во время завтрака раскидывает тарелки в разные стороны; переворачивает все цветочные горшки в кабинете;
  • является активным, целенаправленным и произвольным — бросает варежки в лицо сверстнику; во время занятия по рисованию не притрагивается к карандашам и бумаге;
  • имеет оттенок неспонтанности, неестественности, ребенок подавляет или утрирует естественную реакцию (слишком громко смеется, слишком подчеркнуто скучает), организует специальные условия и обстоятельства (разбрасывает кубики по всей комнате, выхватывает у брата из рук игрушки);
  • по интенсивности и содержанию отличается от типичного, нормативного, привычного поведения, несет в себе вызов, нарушает какой-то запрет или правило, взламывает табу, часто помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию (долбит лопаткой по железным качелям, несмотря на крики и уговоры бабушки; выбрасывает игрушки в урну);
  • подводит другого человека к какой-то реакции (каким-то результатам). У такого поведения может быть много целей, но одна из них обязательно находится в эмоциональной плоскости — получить от партнера по общению определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия. Например, младший ребенок подбегает к старшему и толкает его до тех пор, пока тот не погонится за ним.

Ребенок-провокатор после профессионального воздействия завершает провокации (т. е. «исчезает симптом»). Другое дело, что в рамках консультирования проявляются вызвавшие провокацию значимые неудовлетворенные потребности (во внимании, одобрении, наказании и проч.).

Алгоритм работы с провокациями

Как выстроить работу с провокационным поведением ребенка? Рассмотрим основные шаги.

1. Внимательно и тщательно собрать жалобы, анамнез.

Цель: выявить совокупность условий, которые служат средой для провокационного поведения.

Задача — определить:

  • насколько генерализованным является такое поведение;
  • имеет ли оно место ежедневно, в отношениях со всеми взрослыми (в этом случае оно, вероятнее всего, сигнализирует об обобщенном отношении к взрослым) или только в присутствии определенных ровесников (тогда это способ выстоять в их компании, занять единственную важную, по мнению ребенка, нишу);
  • ведет ли провокатор себя так в ответ на конкретное отношение к нему (например, в ответ на безучастность, отсутствие учета его интересов, невнимание к обновке);
  • что делают люди (ровесники, взрослые), в присутствии которых это происходит.

Результат: «психологический портрет» (схема) ситуации, в рамках которой провокация является ожидаемой, например: занятие с достаточно гибкими границами дозволенного, которые к тому же зависят от настроения воспитателя, невысокий темп занятия; высокая рабочая и бытовая нагрузка матери и т. п.

2. Сформулировать запрос на психологическую работу.

Запрос от педагога, родителя должен быть выполнимым. Не стоит принимать запрос «пусть ребенок перестанет так делать».

Задачи:

  • диагностировать личностные качества, значимые отношения и обстоятельства, которые способствуют возникновению провокаций;
  • выяснить функции провокационного поведения ребенка, обучить его способам прямого получения желаемого.

Результат: рекомендации педагогам и родителям по поводу того, как вести себя в ответ на детские провокации.

3. Определить роль второго участника провокационного поведения.

Цель: понять реальную роль взрослого или другого ребенка в возникновении и устойчивости провокационного поведения, которое им и адресуется.

Провокации в контактах с любыми взрослыми свидетельствуют о длительных, дисфункциональных детско-родительских отношениях, ущемленных значимых потребностях. Это свойственно детям, которым неоднократно приходилось убеждаться во враждебности значимых для них взрослых людей (из социально неблагополучных семей, жертвам насилия и др.). Если же провокация адресуется конкретному лицу, то очевидно, что она вызвана какими-то его действиями. Часто провокации — это форма защиты. У многих не вполне уверенных в себе людей есть стратегия: Лучшая защита — это нападение. в результате они начинают вести себя агрессивно именно там, где чувствуют себя неуютно.

Задачи результат работы — найти ответы на вопросы:

  • Что меняется в «жертве» провокационного поведения в ответ на него? Что меняется в ситуации с возникновением провокации?
  • Становится ли адресат провокации понятным, конгруэнтным, предсказуемым или, напротив, отказывается от своей цели?
  • Отвлекается ли, А от Б и начинает ли взаимодействовать с В?
  • Становится ли спровоцированный непослушанием отец грубым, что заставляет мать и бабушку превращаться в защитников ребенка, жалеть его и отменять наложенный отцом запрет на что-либо? И т. п.

4. Определить выгоду каждого из участников общения.

Цель: определить, что делает каждый участник общения в условиях провокации и что он получает.

Так, выгода ребенка-провокатора может состоять в том, чтобы получить от матери больше ласки; переключить внимание конфликтующих друг с другом родителей на себя и отвлечь их от пугающей перспективы разрыва; получить защиту от действий разозлившегося в ответ на провокацию брата и доказать родителям, что «я лучше, чем он»; не выполнять скучное задание, заслужить одобрение, вызвать симпатию и т. д.

Выгода матери — возможность выразить накопившиеся негативные эмоции в ответ на провокацию, оправдать нежелание заниматься ребенком («раз ты так, то играй один») и т. п. Выгода воспитателя в том, чтобы не выполнять надоевшую работу, получить небольшое разнообразие, вылить накопившиеся негативные эмоции.

5. Определить, можно ли получить желаемую выгоду, не прибегая к провокации.

Цель: исследовать возможности получения желаемой выгоды иными способами. Найти ответы на вопросы:

  • Каким образом может быть достигнута та цель, которая сейчас достигается провокацией?
  • Что сможет сделать ребенок, если не будет провоцировать?
  • Каким будет занятие, если никто из детей не произнесет на нем без дела ни звука?
  • Может ли воспитатель усовершенствовать свои педагогические приемы, разбавив монотонный монолог живым общением, без реакции крайнего раздражения на поведение отдельных детей?
  • Как детям выдержать скандалы родителей, не отвлекая их на возобновляющийся дележ игрушек и взаимные пинки? И т. п.

6. Оказать провокатору психологическую помощь.

Цели: осознать, что провокация вызвана не злой волей ребенка, а желанием выжить в сложившихся жизненных обстоятельствах; проявить сочувствие.

Задачи:

  • разъяснить ребенку-провокатору, в каких ситуациях возникает провокация;
  • дать возможность понять, какова реакция на реакцию:
    – что ребенок получает от адресата провокации;
    – какова цена такого поведения;
    – кому на самом деле должны быть адресованы чувства, лежащие в основе провокации (например, матери, а не воспитателю), какие это чувства (просьба о поддержке, а не провокация бешенства).

Только в случае, если ребенок осознает социальный контекст и личные переживания, которые продуцируют провокацию, его можно обучить заявлять о своих потребностях, самоутверждаться другими (прямыми) способами.

7. Разработать рекомендации.

Рекомендации, адресованные взрослым, должны быть последовательными, понятными и выполнимыми. Направляются не только на симптом — провокационное поведение, но и на его причину — отношения между провокатором и адресатом, значимые отношения вообще, неудовлетворенные потребности.

Рекомендации родителям 

  • укажите, что ребенок провоцирует значимого для себя человека, от которого хочет что-то получить;
  • опишите специфику взаимодействия с ребенком, в ходе которого он начинает провоцировать (устал, скучает, не справляется, чувствует себя одиноко, хочет отвлечь родителя от чего-то)                                                                                                                   *понимание функций и выгоды провокационных действий — эффективное средство коррекции поведения участников взаимоотношений.                                                                 перечислите функции провокации (добивается внимания от NN; переключает внимание с события, А на событие Б; проверяет, может ли провоцируемый изменить то или иное правило; ищет помощи или сочувствия; формирует собственную цель в бессмысленной для него ситуации);
  • опишите происходящие в семье события с точки зрения ребенка и покажите те из них, в которых он вынужден действовать, не имея никакой собственной цели (находится в условиях более или менее выраженного насилия);
  • предложите варианты модификации бытового взаимодействия родителей и ребенка (чем бы он мог заняться, в то время как… если бы не…; что можно сделать, чтобы ребенок почувствовал важность для родителей своих переживаний и отношения к ситуации; дать ему право и возможность исследовать ситуацию и прямо выразить свое отношение к ней);
  • предложите альтернативные варианты реагирования (соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать соответствующие ему вопросы — «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?», «Ты волнуешься?»; понятно и коротко сообщить о своих чувствах — «мне обидно», «я злюсь», «я устала»).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...