Профилактика негативного поведения у дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

Клыкова Алёна Викторовна

В данном материале раскрывается вопрос о негативном поведении старших дошкольников. Он может быть полезен как педагогам, так и родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста. В статье выделяется две группы факторов нарушения поведения у детей ( социальная и биологическая). Так же рассматриваются варианты негативного поведения: агрессивное, демонстративное, импульсивное. Даны рекомендации по профилактике негативного поведении и стратегии взаимодействия с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_negativnogo_povedeniya.docx121.96 КБ

Предварительный просмотр:

                

 «Профилактика негативного  поведения

у детей  дошкольного возраста»

https://i.pinimg.com/originals/ee/14/c1/ee14c1dd4c0e40d05fc0eb1aaca8ca0e.jpg

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. Наблюдения последних лет показывают, что у большинства современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест.

Дети живут в  постоянном мощном информационном потоке, воздействующем на их сознание и чувства. Причем  чаще всего этот  поток носит негативный характер. В потоке информации, в окружении множества людей, ребенок зачастую остается одинок, поскольку никто не востребует его мнения, никого оно по большому счету не интересует, ни на что и ни на кого не влияет. Стоит ли удивляться закрытости детей перед взрослыми.  Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками условий, в которых растут и развиваются.  

Педагогические и психологические исследования и наблюдения последних лет показывают, что у большинства современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Причины негативного поведения детей старшего дошкольного возраста очень разнообразны, однако все они могут быть разделены на две основныегруппы:
         
Биологическую группу факторов составляют внутриутробные нарушения (токсикоз во время беременности, токсоплазмоз, различные интоксикации и т.д.), патология родов, инфекции, травмы, а также пороки развития.
         
Социальные факторы нарушения поведения детей можно разделить на три группы: макрофакторы (мир, государство, общество, страна);  мезофакторы (регион, город, поселок, село). Эти факторы влияют как прямо, так и опосредовано через микрофакторы (семья, группа сверстников, микросоциум).
         Следует отметить, что наибольшее значение в возникновении трудностей поведения принадлежит неблагоприятным условиям микросоциальной среды.

Психологический комфорт ребенка  в семье, его психическое здоровье и нездоровье неразрывно связанно также со стилем родительского воспитания, зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.

        

Выделяют три типа неправильного воспитания, которые приводят к формированию различных негативных поведенческих реакций.

1.Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или не осознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другая сторона отвержения характеризуется полным равнодушием попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2.Гиперсоциализирующее воспитание - тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3.Эгоцентрическое воспитание - чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни»

Основными причинами негативного поведения старших дошкольников следует считать: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии; усвоение эталонов негативного поведения в семье; повсеместная демонстрация негативного поведения в СМИ; индивидуальные особенности ребенка; взаимодействие со сверстниками

          Самыми часто встречающимися проявлениями негативного поведения у детей старшего дошкольного возраста являются:

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей старшего дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Импульсивное поведение детей складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

           Демонстративное поведение проявляется в стремлении ребенка намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения. Данное поведение чаще всего адресовано взрослым и связано с повышенной потребностью в привлечении к себе внимания окружающих любыми возможными способами. Такой ребенок делает все наоборот — если его просят не шуметь, кричит и т.д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами, они прибегают к безотказному средству — нарушению поведенческих правил.

Профилактика негативного поведения у детей старшего

дошкольного возраста

Профилактика негативного поведения - это комплекс различного рода мероприятий, упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения.

Основные направления профилактических мероприятий:

- Построение отношений с воспитателями и педагогами;

- Оптимизация детско-родительских отношений;

- Организация развивающей среды.

        В работе со взрослыми по профилактике негативного поведения детей  необходимо делать несколько акцентов:

-изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

-изменение стиля взаимодействия с детьми;

-расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений .

Существует ряд личностных качеств педагога, прямо или косвенно влияющих на расстройства поведения у детей. Негативно на детское поведение  могут влиять такие личностные особенности педагогов, как: повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сензитивности, открытости, стремления привлечь к себе внимание детей.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Считается, что лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Следует научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребёнка. Условием развития самосознания ребёнка является положительное восприятие родителями их родительских функций.

Преодоление поведенческих нарушений у детей возможно также через организацию развивающей среды.  Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирования с различными материалами, музыкального и светового оформления, фитодизайна и ароматерапии; возможность принести свою любимую игрушку и подушечку, с которой привык засыпать, позволяют сделать среду эмоционально комфортной, учитывающей возрастные особенности детей.

Специально организованное жизненное пространство в группе должно стимулировать активность ребенка, давать возможность выразить свои эмоции, проиграв их в различных ситуациях, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Яркость, необычность оборудования пространства, может не только обеспечить детям успех в преодолении поведенческих и эмоциональных проблем, но и становятся действенным средством профилактики агрессивного поведения, страхов и тревожности

Совершенствование двигательных функций, эмоциональная и двигательная разрядка, снятие мышечного напряжения ребенка успешно происходит, когда в игровой комнате есть спортивный комплекс, лесенка, горка, турник, канат, маты для прыжков, мячи и т.д. Общая координация движений и, одновременно, коррекция страхов темноты и замкнутого пространства отрабатывается в играх со специальным матерчатым туннелем, сшитым из темной ткани и надетым на обруч.

Легкие, но достаточно большие «строительные блоки» - обклеенные картонные коробки, покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты - все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства группы, может быть переоборудовано по желанию детей и обыграно в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

Боксерская груша в группе, «мягкие стенки», обитые толстым поролоном по росту ребенка, предметы неопределенной формы, закрепленные на полу, агрессивные куклы «би-ба-бо» (волк, баба-яга), пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности.

Детям, склонным к агрессивному поведению важно давать выход своим эмоциям. Можно им предложить подраться подушками, рвать бумагу, нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком, использовать «мешочек для криков», поколотить стол надувным молотком и т.п.

В целях профилактики негативного поведения у детей старшего дошкольного возраста  рекомендуются:

-занятия психогимнастикой;

-этюды и игры на развитие умения понимать состояние другого человека;

--этюды и игры на развитие умения выражать свои эмоции;

--этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

- этюды и игры релаксационной направленности;

-игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

-игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения;

-обучение способам снятия напряжения.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике негативного поведения высокую эффективность показывает использование элементов арттерапии. Детям нравится играть с водой и глиной, с водой и песком. Песок и воду полезно использовать как наиболее эффективное терапевтическое средство изо всех игровых материалов. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, бассейн - возможности здесь безграничны. С ними необходимо применять различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

С целью профилактики негативного поведения можно ставить с детьми спектакли, в которых таким детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т.д.) для этой же цели предлагается использовать подвижные игры с сюжетом.

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители и педагоги.

Взрослым, окружающим ребенка со склонностью к негативному поведению, важно помнить, что их страх перед негативными проявлениями со стороны ребенка способствуют только лишь их повышению. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»)

Не зависимо от причины негативного поведения ребенка существует общая стратегия профилактических действий окружающих людей по отношению к нему:

1.Стараться предупреждать проявление негативного поведения непосредственно перед их проявлением (остановить занесенную для удара руку, окликнуть ребенка, переключить внимание).

2.Постоянно всеми способами  показывать ребенку неприемлемость негативного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более - к людям. Осуждение проявления такого поведения у других детей,  демонстрация его невыгодности ребенку.

3.Установить четкий запрет на негативное поведение, систематически напоминать о нем.

4.Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5.Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Профилактика манипулятивного поведения у дошкольников"

В даном материале раскрыт термин "манипуляция", даны рекомендации по профилактике манипулятивного поведения дошкольников. Комлекс "отвлекающих" игр....

Профилактическая психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику негативного поведения дошкольников. «Учимся работать с агрессивными детьми»

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп псих...

Профилактика нарушений поведения у дошкольников

Презентаццию "Профилактика нарушений поведения у дошкольников" можно использовать для группового консультирования педагогов и родителей....

Профилактика агрессивного поведения у дошкольников: принципы общения

Истоками агрессивного поведения у дошкольников зачастую выступает некорректное воспитание ребёнка. Прочитав материал, можно узнать некоторые принципы общения с агрессивными детьми....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДОБРЫЙ ПУТЬ»

Игра-квест «Добрый путь» отличается многогранностью упражнений и заданий, направленных, в основном, на эмоционально-волевое развитие ребенка.  Но, несмотря на это, дошкольников она уч...

Арт-терапия как профилактика аддиктивного поведения у дошкольников

Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушения, не воспринимается дошкольником, как актуальное, значимое. Поэтому порной точкой в формировании культуры здоровья у детей с...

Сказка о ежике (профилактика негативного поведения мл школьников)

Сказка о ежикеДанную сказку можно использовать для классных часов, тренингов, посвященных профикактике негативного поведения дошкольников и младших школьников...