Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие Эйнштейны»
рабочая программа (средняя группа)

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Также экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол № 5

от 29.05.2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

_______________ Ермолаева С.Н.

Приказ от  26.08.2019 г. № 89-од

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности

«Маленькие Эйнштейны»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:                                                                              

Корнева Марина Андреевна

воспитатель

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

АКТУАЛЬНОСТЬ

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Также экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. 

Проанализировав исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки. 

Планируемые результаты освоения программы

 В ходе реализации задач по познавательному развитию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

- навыки исследовательской деятельности;

-  необходимые знания об объектах и их свойствах.

  1. Содержательный раздел
  1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме экспериментальной деятельности во второй половине дня, два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 4-5  лет - 20 минут.

2.2. Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Формирование представлений у детей о свойствах песка

1

0,5

0,5

2

Формирование представлений у детей о свойствах воды

2

1

1

3

Формирование представлений у детей о свойствах растений

2

1

1

4

Формирование представлений у  детей о свойствах воздуха

2

1

1

5

Формирование представлений у детей о свойствах камней

2

1

1

6

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.  

2

1

1

7

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

7

3

4

Итого

18

8,5

9,5

Содержание учебного плана

Раздел 1. Формирование представлений у детей о свойствах песка – 2ч.

Данный раздел знакомит детей с предметами неживой природы; развивает любознательность в ходе проведения опытов; пополняет и активизирует словарь у детей на основе углубления знаний об объектах неживой природы. Дети знакомятся со свойствами песка, учатся делать выводы в ходе экспериментирования; согласовывать прилагательные с существительными, делать логические заключения.

Раздел 2. Формирование представлений у детей о свойствах воды – 2ч.

Данный раздел учит детей видеть разное состояние воды (теплое, холодное); делать умозаключение. Также способствует расширению словаря за счет прилагательных обозначающих свойства воды.        Дети учатся называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными.

Раздел 3. Формирование представлений у детей о свойствах растений – 2ч.

Данный раздел расширяет знания о состоянии растений осенью. Способствует формированию диалогической   речи у детей.        Дети учатся с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов.

Раздел 4. Формирование представлений у детей о свойствах воздуха – 2ч.

Данный раздел развивает свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащает словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.); развивает наблюдательность, любознательность мышление, память. Дети         учатся называть свойства воздуха; делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

Раздел 5. Формирование представлений у детей о свойствах камней – 2ч.

Данный раздел расширяет знания о разнообразии камней в природе, их значении в жизни человека, с природными и искусственными камнями. Способствует формированию диалогической   речи у детей.        Дети учатся называть свойства камней; делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов; проявлять интерес к познанию и окружающей нас природе.

Раздел 6. Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела – 2ч.

Данный раздел знакомит с понятием «температура»; формирует представления о приборе для измерения температуры - термометре; учит сравнивать разные виды термометров; расширяет словарный запас детей.

Раздел 7. Развитие познавательно-исследовательской деятельности – 7ч.

Данный раздел знакомит детей с мельчайшими организмами (грибками); знакомит детей с космическими предметами. Развивает любознательность в ходе   проведения опытов.  Формированию у детей представлений о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах.    Знакомит детей с понятием «солнца как источника света и тепла в жизни всего живого».    

Календарный учебный график

Название месяца

Тема занятия

Содержание, форма проведения

Оборудование (материал, атрибуты, игры)

Сентябрь

«Мир песка»

Занятие     №1

 «Песочная страна»

  Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость).

Стакан с песком, тарелка, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа.

Октябрь

«Мир растений»

 

 Занятие

№1

Значение воды в жизни растений

Опыт:

№1 «Растения и вода»

№2 «Скользкие листья»

 Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений, теряют ли листья влагу?

Листья деревьев, вода, лупа, вазелин, фломастер, баночки.

 Занятие

 №2

Рисование  «Осенний цветок»

 Учить детей видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке.

Альбомный лист с карандашными контурами трёх небольших кругов, гуашь розового, жёлтого, сиреневого и зелёного цвета, три кисти (на  каждого ребёнка ), картинки, открытки, иллюстрации с изображением астр ( на доске ), бумажная салфетка, акварель.

 Ноябрь

«Мир воды»

Занятие

№1

Опыт №1«Теплая капелька»

Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы.  Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Баночки, вода разной температуры, градусник.

 

Занятие

№2 «Волшебная кисточка»

Чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река»

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения.                                                                      

Гуашь, кисти, палитра, вода, салфетки.

Декабрь

«Мир воздуха»

Занятие

№1-2

Поиски воздуха

Опыт №1 «Тепло в воздухе»

Опыт №2 «Сколько весит воздух?»

Опыт №3 «Всюду воздух»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Воздушные шары, нитка, электронные весы, пакетик, трубочка.

Январь

«Мир камней»

 Занятие

№1

Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными?

Опыт №2 «Как вода камень разрушает?»

Опыт №3 «Плавучий камень»

Показать детям с помощью пластилина  каменные пласты, которые образуются миллионами лет.

Смоделировать силу и воздействия воды

Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде.

Баночки с водой, коллекция камней, электронные весы, пемза, пластилин.

 Занятие

№2

«Камни пишут и рисуют»

Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем.

Альбомный лист, простой карандаш, уголь.

Февраль

«Мир   температуры»

 Занятие

№1

«Термометр»

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.  

Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка.

 

 Занятие

№2

Изготовление модели «Термометр».

Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели.

Цветная и белая бумага, фломастеры, ножницы.

Март

«Мир химии»

 Занятие

№1

Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень».

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Контейнер с крышкой, хлеб.

 

 Занятие

№2

Опыт №2 «Красочный сахар»

Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар

Кусковой сахар, тарелочка, пипетка, пищевые красители.

Апрель

«Мир космоса»

 Занятие

№1

Опыт№1 «Полет в космосе»

Беседа и просмотр презентации

«Что такое метеориты?»

Учить детей делать планирующую машину

Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли

Шарик, нитка, трубочка

 

 Занятие

№2

Аппликация «Ракета»

Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук.

Материалы для аппликации.

Май

«Мир солнца»

 Занятие

№1

Опыт №1 с парафином

 Опыт №2 «Граненое стеклышко».

 

 Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с  механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.

Кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки. деталь от хрустальной люстры, зеркало.

 

 Занятие

№2

Поделка «Солнышко»

Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами.

Материалы для аппликации.

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы

Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.

Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.

• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

• Образно‐ смысловые задания с учетом возможностей детей.

• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.

•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.

• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:

  • эвристические беседы, дискуссии;
  • наблюдения за объектом;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой  природе);
  • проведение опытов и экспериментов;
  • фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
  • ситуация выбора.

2.5 Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

- консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», «Опыты в домашних условиях», «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок», видео-презентации.

  1. Организационный раздел
  1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Оснащение уголка экспериментирования колбами, баночками с мерной строчкой, кинетическом песком, перчатками, лопатками, а также водой, красками, гербарием, природным материалом, различными видами коллекций.

МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Показатели В,С,Н: В – высокий (сформирован); С - средний  (находится в стадии формирования);        Н – низкий (не сформирован)

Примечание:

  • показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
  • показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
  • показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит.

 

 Критерии для определения  уровня сформированности показателей:

Развитие  познавательно-исследовательской деятельности:

  • Выделяет отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), умеет сравнивать и группировать их по этим признакам.
  • Имеет обобщенные представления о предметах и явлениях, устанавливает простейшие связи между ними.
  • Выделяет признаки предметов (цвет, форму, величину, вес).
  • Рассказывает о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объясняет целесообразность изготовления предмета из определенного материала
  • Устанавливает связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
  • Развито умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.);
  • Подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.).
  • Развиты первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности.

Ознакомление с миром природы:

  • Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
  • Умеет узнавать и называть 3–4 вида деревьев.
  • Имеет представление о некоторых насекомых (муравей,
  • бабочка, жук, божья коровка).
  • Знает некоторые фрукты, овощи, ягоды и грибы.
  • Называет времена года в правильной последовательности.
  • Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
  • Знает способы ухода за травянистыми растениями. Имеет представление об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л.А. Маслова
  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
  4. Л. Н. Менщикова  « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
  5. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  7. Энциклопедия «365 научных экспериментов».

       Для подготовки конспектов занятий будут использованы ресурсы сети интернет

https://infourok.ru/user/gorbacheva-darya-vladimirovna1 

https://www.maam.ru/ 

https://nsportal.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «ВЕСЬ МИР В ОДНОЙ КОРОБКЕ…»

Программа по дополнительному образованию и организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогв ДО....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет

Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленькие оркестранты"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленькие оркестранты"Возраст обучающихся: 5-8 летСрок реализации: 2 года...

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи" направленна на потребность ребёнка в познании окружающе...