Конспект родительского собрания «В нашей семье будущий первоклассник»
материал (подготовительная группа)
Игра-дискуссия в группах для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«В нашей семье будущий первоклассник».
Форма проведения: игра-дискуссия в группах.
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Оборудование:
Карандаш для игры в «Умники». Карточки для деления на команды. Карточки с напечатанными «мотивами» на каждую компанию. Карточка с напечатанной ситуацией по волевой готовности ребенка к школе на каждую компанию.
Цифры 1,2.3 на каждую компанию.
Ход собрания
Вводная часть.
Дорогие родители! Мы очень рады видеть вас. Тема нашего собрания – «В нашей семье будущий первоклассник». Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к этому событию.
Поступление ребёнка в первый класс – это всегда переломный момент в его жизни. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений.
А что это значит – готовность ребёнка к школе? Давайте сегодня мы все вместе попробуем понять, что это такое и насколько наши дети готовы к школе.
Основная часть.
- - В начале я хочу вас всех пригласить в круг. - Существуют три составляющие готовности ребенка к школе.
Одна из них - интеллектуальная готовность. Что такое интеллект? - Давайте поиграем в игру «Умники». Назовём, что должен знать, чем обладать будущий ученик. (Умение анализировать, умение составлять рассказ по картинке, широкий кругозор, умение читать, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы, большой словарный запас, умение читать, умение обобщать, умение решать арифметические задачи, развитие тонких движений руки, умение читать и т.д.).
Интеллектуальный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, но наиболее важными становятся умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, достаточно развитые познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение и речь.
«Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л. Венгер). Кроме всего прочего, ребенку необходимо умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками, с учителем, умение общаться в детском обществе, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Об интеллектуальной готовности к школе мы сказали, какие же ещё готовности есть? - Для начала разговора я предлагаю разделиться на компании. Рассмотрим следующую готовность – это личностная готовность. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Обычно дети с желанием идут в школу. Родителям полезно знать, что привлекает их ребенка к школе. В психологии существует такое понятие – мотивация – означает побуждение к действию, процесс, управляющий поведением человека, можно еще ее назвать и причиной, по которой человек поступает так, а не иначе. Так же и у будущего школьника есть мотивы, по которым он желает идти в школу.
Перед вами несколько карточек. На них обозначены некоторые мотивы. Мы предлагаем вам выбрать те из них, которые, как вы считаете, являются правильными, т. е., у ребенка выработана положительная мотивация поступления в школу.
На выполнение задания дается одна минута. Когда команда справится с заданием, необходимо поднять «Стрелочки».
«Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать», «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький портфель и пенал», «В школе Миша учится, он мой друг...», «Буду много знать, стану умной», «Не нужно будет спать днём…» Итак, посмотрим, что вы выбрали.
А сейчас узнаем правильный ответ. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, а значит, развитие познавательных интересов. - Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением. Быть школьником для ребенка – это ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. У него появляется круг прав и обязанностей. - Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, ему трудно в школе. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу — там программа трудная и играть будет некогда». Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания, запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Ты, наверное, будешь двоечником»). Намного разумнее — сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать школу, учителей, трудную программу. Вообще в детях важно воспитывать положительное отношение к жизни, оптимистический настрой ко всему, в том числе и к школьному обучению. (Не жаловаться в их присутствии на жизнь, на судьбу. Пусть растут счастливыми!)
А мы переходим к следующему аспекту – эмоционально-волевая готовность.
Справляться с эмоциями даже взрослому человеку бывает трудно. Поэтому необходимо воспитывать в детях эмоциональную устойчивость, контролировать своё поведение
Дождаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах, дождаться, когда тебя спросят на занятиях, не выкрикивать с места, сдержаться, когда другие смеются, если ребёнок нечаянно упал. - Не менее важным является воспитание воли. - Как вы думаете, уважаемые родители, что такое воля? (это стремление к чему – либо) Я Хочу! Я могу! Я добьюсь! Я сделаю! - Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия.
Для взрослого человека, понятно, воля нужна, а нужна ли она дошкольнику? Конечно, дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями, т.е. способности владеть и управлять собой. (Например, ребёнок овладевает умением контролировать свою позу, сидеть спокойно на занятиях, не вертеться, не вскакивать. Ведь даже для ребёнка воля – это почистить зубы, вовремя лечь спать. А это нелегко даётся ребёнку. Также ребёнок – дошкольник начинает управлять восприятием, памятью, мышлением. (Например, запомнить поручение взрослого, стихотворение и т.д.) - Но центральная роль в процессе формирования волевых качеств принадлежит взрослому. Вы не просто говорите правила того или иного действия, но и показываете пример.
Дорогие родители! Первого сентября вы поменяете статус родителя дошкольника на статус родителя первоклассника.
Для вас это будут новые знакомые, новые хлопоты, и новые переживания о своем ребенке. Особенно вас будет волновать и безопасность вашего первоклашки по дороге в школу и обратно. - Хотелось бы узнать, насколько вы, родители, сами соблюдаете правила дорожного движения.
Предлагаю вам следующую игру. (У каждой компании на столе по 3 карточки с цифрами 1,2,3.) Я задаю вопросы и предлагаю 3 варианта ответов. На нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку. Справитесь? На каждый вопрос на обдумывание даётся 10 секунд.
1. Пристегиваете ли вы своего ребёнка в машине/есть ли у вас детское автомобильное кресло?
1) да, конечно. Без него мы никогда не возим ребёнка.
2) нет, от аварии оно все равно не спасёт. Деньги на него ещё тратить.
3) кресло есть, но пристёгиваемся редко.
2. Перебегаете ли вы со своим ребёнком дорогу в неположенном месте?
1) да, случается часто
2) периодически
3) стараюсь никогда этого не делать
3. Разговариваете ли вы со своим ребёнком, когда переходите дорогу?
1) да, а что в этом такого
2) нет, никогда
3) когда как
4. Автобус приближается к остановке.
Ваши действия.
1) бежим к автобусу
2) ждём полного прекращения движения автобуса
3) не помню, не обращал /а внимания
5. Выходя с ребёнком из автобуса, первым выходит:
1) ребёнок
2) родитель
3) когда как
6. Как должен поступать пешеход, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти дорогу?
1) быстро перебежать улицу
2) вернуться на тротуар
Заключительная часть.
Ребёнок собирается в школу, это очень серьёзный и ответственный момент, и без вашей родительской поддержки и помощи никак не обойтись. Любите своих детей, уделяйте им должное внимание, побольше общайтесь с ними, обнимайте, беседуйте, выслушивайте, отвечайте на вопросы, поддерживайте их во всём, давайте им понять, что вы – самые лучшие их друзья. Желаем Вам удачи в этом деле!
Рефлексия.
А сейчас, уважаемые родители, мы предлагаем вам оценить нашу встречу, значимость лично для вас информации, полученной сегодня. Возьмите, пожалуйста, свою карточку для деления на компании и положите её на одну из наших декоративных тарелочек. Красная тарелочка для тех, кому очень понравилась наша встреча, и информация имеет большое значение. Жёлтая тарелочка для тех, кто считает, что наша встреча прошла на хорошем уровне, но информация не была новинкой для вас. Ну а зелёная тарелочка для тех, кто остался не доволен нашей работой, и информация не была интересной и полезной для вас. Всего доброго.
Литература:
1. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду», 2008г
2. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», 2005г
3. Родионова Ю.Н. «Развитие интонационной выразительности речи» («Ребенок в детском саду», 2007г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания "Безопасность наших детей"
Цель: формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.Предварительная работа:1. Конкурс плаката «Мы против насилия».2. Акция-конкурс «Чудесное превращение ремня».3. Анк...
Конспект родительского собрания «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней - актёры».
Цели: создание условий для активизации знаний родителей о театральной деятельности ребёнка в семье и детском саду.Задачи:- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению ...
Доклад на родительском собрании. Тема: «Здоровая семья ̶ будущее нации»
Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье»...
Конспект родительского собрания Тема: «Взаимодействие семьи и ДОУ по обеспечению психологической безопасности детей » (с применением фасилитативного метода «Поиск будущего »)
(с применением фасилитативного метода «Поиск будущего »)...
Конспект родительского собрания Тема: «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».
Конспект родительского собрания по ранней профориентации дошкольников....
Конспект родительского собрания " Здоровье наших детей в наших руках "
конспект родительского собрания...