Конспект совместной деятельности «Чайная церемония разных народов»
план-конспект занятия (старшая группа)

Каримова Инна Вячеславовна

Конспект совместной деятельности «Чайная церемония разных народов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaynaya_tseremoniya_raznyh_narodov.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

«Чайная церемония разных народов»

Подготовил

воспитатель высшей кв. категории

МДОУ ЦРР-д/с №15 Таирова И.В.

Цель: вызвать у детей интерес к чайными церемониями разных стран, познакомить с обрядом чаепития.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с приемами заваривания чая, сервировке чайного стола. Познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран; формировать у детей культуру чаепития.

Развивающие:

Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения за столом, воспитывать у детей желание быть гостеприимными.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем.
От всех невзгод, от всех болезней,

Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие, в ходе которого познакомимся с чайными церемониями разных стран; узнаем, как правильно заваривать чай и накрывать  чайный  стол  к  приходу  гостей. 

 (педагог предлагает детям присесть на стульчики)

Дети стоят полукругом

Дети садятся

Основная часть

Рассказ об истории возникновения чая

      - Сейчас мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиция чаепития у разных народов разные.

     Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов с двумя-тремя листочками (педагог обращает внимание детей на экран)

А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

А сейчас перенесемся в Японию.

В стране восходящего солнца тоже очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

Следующая страна, в которую мы отправимся это Англия. В этой стране очень часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без чая. Англичане пьют чай три раза в день, строго в определенное время: утром – за завтраком, обедом, и обязательно вечером.

Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился много лет назад. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами.  Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

       Заваривание чая

   В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.

- Ребята, что нужно для того что бы организовать чаепитие? 

- Как называется посуда, из которой мы пьем чай?

Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.

–Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? 

Будьте предельно внимательны, так как кипяток очень опасен. Что может произойти? 

Поэтому, желательно чай самим не наливать.  Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода, что происходит с листочками.  По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!

 Идет процесс заваривания чая

– В чем чудодейственная сила чая? 

 Правильно, ведь в чае много витаминов:

“А” – важен для зрения. “В” – полезен для нервной системы, снимает усталость. “С” – повышает и укрепляет иммунитет.

- Какие виды чая вы знаете?

- Ребята, а какие пословицы вы знаете о чае?

 Выпей чайку – забудешь тоску.

Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

Чай не пьёшь, откуда силу возьмёшь?

А сейчас отдохнём и проведём физкультминутку

«Я – чайник ворчун»

Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд.

(Шагаем на месте)

Я  всем  напоказ  выставляю  живот.

(Руки  на  поясе, повороты  вправо  и влево)

Я чай  кипячу,  клокочу  и  кричу,

(хлопаем  в  ладоши)

Эй,  люди,  я  с  вами  чай  пить  хочу!

(Прыжки  на  месте)

Сервировка стола, этикет.

- Вы уже много узнали о чае, чайных церемониях, и я предлагаю всем вместе накрыть стол к чаю.

Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть. В центр стола ставим самовар, бумажные салфетки, сахарницу, заварник, угощение, лимон. Перед сидящим ставим чашку с блюдцем,

Чайную ложечку кладём справа, выпуклой стороной вниз. Тканевую салфетку кладём слева от блюдца с чашкой.

Дети воспринимают новую информацию с опорой на слайды презентации

Предполагаемые ответы детей:

- нужен чайник и чашки, угощение

- чайная посуда

Дети отвечают:

 - идет пар

- можно обжечься;

Предполагаемые ответы детей:

- чай очень полезный;

- он утоляет жажду

Дети перечисляют виды чая.

Дети называют пословицы о чае

Дети выполняют движения в соответствие с текстом

Дети сервируют стол

Заключительная часть

Приглашение к столу

Вот, стол и накрыт. Милости просим на чашку чая

Наше путешествие подошло к концу.

- О каких странах мы сегодня говорили?

- Что вы узнали нового?

Сегодня, вы сможете вместе с мамами заваривать чай и накрывать стол к чаепитию.

Дети садятся за столы

Дети называют: Китай, Япония, Англия, Россия.

Предполагаемые ответы детей:

- мы узнали, как проходят чайные церемонии в других странах; какие витамины находятся в чае; как правильно сервировать стол к чайной церемонии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочетания разных педагогических технологий и интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками, на примере конспекта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дары природы – вода»

Даннй конспект совместной деятельности с дошкольниками представляет собой пример сочетания разных педагогических технологий и интеграция разных образовательных областей в отработке одной темы. В данно...

Конспект совместной деятельности по теме"Такие разные камни" для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлен материал по теме "Камни" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Вода бывает разная»

На занятии отражено, как в  совместной деятельности дети учатся обследовать объект неживой природы зрительно-осязательно-двигательными действиями, вычленять на этой основе свойства воды - прозрач...

Конспект совместной деятельности "Значение оленя для северных народов"

Данный материал будет полезен для воспитателй ДОУ, родителей, студентов. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Воспитание культуры поведения за столом. Чайная церемония»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Воспитание культуры поведения за столом. Чайная церемония»Цель: совершенствование культуры поведения детей за столом...