ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УДО
статья

Гибадуллина Лилия

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, в учреждении дополнительного образования, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

методист МБОУ ДО «ЦТР «Салют»

Гибадуллина Л.Г.

 «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УДО. ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ».

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, в учреждении дополнительного образования, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.

Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал местные обычаи.

Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна учитывать особенности детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему яркому, высокая эмоциональная вовлеченность. На этом основано большинство методических разработок, которые используются в детских дошкольных учреждениях.

Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны. 

Работа в УДОД по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:

  • Виртуальная экскурсия в музей и по памятным местам
  • Беседа в виде вопросов и ответов
  • Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине
  • Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине
  • Изготовление поделок
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений

В Центре творческого развития «Салют» ежегодно с детьми дошкольного возраста организуются мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам.

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ЦТР «Салют» приурочены обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери.

При подготовке к проведению мероприятий, с детьми проводится ознакомительная беседа о возникновении праздника. На занятиях с детьми выполняются различные поделки – открытки, плакаты с лозунгами, оригами. Предварительная подготовка к мероприятию также предполагает сотрудничество педагога и родителя – при заучивании текстов стихов и песен на соответствующую тематику предстоящего праздника.

Во всех комплексах по подготовке к школе в ЦТР «Салют»  дети изготавливают различные поделки, исполняют песни и стихи, а в комплексе «Познавайка» еще и ставят танцы и участвуют в спортивных состязаниях. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Помимо развлекательных мероприятий, с детьми проводятся и занятия-беседы. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами.

При подготовке к празднованию Дня Победы у детей формируется любовь к родине, любовь и уважение к своим предкам, гордость за их поступки. При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. При подготовке к празднованию Международного женского дня и Дня матери у дошкольников формируется значение семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Что такое Родина?», «Символика России», «Символика Республики Башкортостан». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Такие занятия проводятся с использованием мультимедийдых средств обучения. Заранее, педагогом объединения, подготавливается презентация по заданной тематике, аудиозапись гимна РФ и РБ, фотографии герба и флага РФ и РБ. Последовательность проведения занятия может быть следующая:

- вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны;

- знакомство с флагом России и Республики Башкортостан, символикой цветов. Можно провести игру «Сложи флаг», «Нарисуй флаг по памяти»;

- знакомство с гербом. Педагог объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи»;

- прослушивание государственного гимна;

- заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что систематическая работа по патриотическому воспитанию, проводимая в Центре «Салют», позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления, воспитание любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений, формирование духовно-нравственных особенностей личности, чувства гордости за свою нацию, почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Источники:

  1. https://sch1394uv.mskobr.ru/files/patrioticheskoe_vospitanie_po_fgos.pdf
  2. https://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/doshkolnoe-obuchenie.html 
  3. http://ulybkasalym.ru/%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D1%88/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...